Навязывание договора услуг вместе с договором поставки

1281
При заключении договора поставки продовольственных товаров в розничную торговую сеть ритейлер нередко навязывает поставщику договор возмездного оказания услуг.

Навязанные услуги покупателя

Когда поставщики продовольственных товаров заключают договор поставки с розничной торговой сетью, им, как правило, приходится соглашаться еще и на договор, согласно которому торговая сеть оказывает различные дополнительные услуги, связанные с продвижением товаров поставщика.

Часть 12 статьи 9 Федерального закона от  28.12.09 №  381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» запрещает торговым сетям навязывать поставщикам дополнительные услуги. Однако эта статья полностью запрещает включать условия о таких услугах в договоры поставки. Заключать отдельный договор об услугах можно (п. 11 ст. 9 Закона о торговле).

В то же время, торговым сетям запрещено понуждать поставщиков к заключению договора оказания услуг (то есть обуславливать заключение договора поставки обязательным заключением договоров о  каких-либо дополнительных услугах).

Цель договора об услугах продвижения товаров

Разумеется, доказать факт навязывания договора оказания услуг непросто. В действительности же у поставщиков, как правило, нет возможности заключить договор поставки без дополнительной нагрузки в виде договора оказания услуг по продвижению товаров.

Зачем этот договор нужен торговым сетям, понять нетрудно. До принятия закона о торговле была широко распространена практика взимания торговыми сетями со своих поставщиков вознаграждений за приобретение у них определенного количества товаров. То есть, закупая у поставщика товар для реализации, торговая сеть одновременно требовала с поставщика вознаграждение за то, что она предоставляет ему хорошую возможность для сбыта своей продукции. После появления закона о торговле эта практика не прекратилась, но специальная норма установила предел для подобного вознаграждения — его размер не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров (ч. 4 ст. 9 Закона о торговле).

Выйти за этот предел торговым сетям как раз зачастую помогают договоры об оказании поставщикам маркетинговых услуг — по ним размер вознаграждения не ограничен. Торговая сеть зачитывает сумму вознаграждения за свои услуги в счет оплаты товаров, причитающейся поставщику по договору поставки, и поставщик получает меньшую сумму, чем получил бы в случае отсутствия договора оказания услуг.

Еще о договоре поставки

Как отказаться от ненужного договора о маркетинговых услугах

В условиях экономического кризиса любая дополнительная финансовая нагрузка становится критичной для рентабельности бизнеса, поэтому у руководства компании-поставщика может возникнуть вопрос о том, как избавиться от договора оказания маркетинговых услуг (если компания не видит в нем практической пользы), какие аргументы можно использовать в переговорном процессе и какова целесообразность доведения спора до суда. Особенно остро проблема проявляется в случае увеличении объема или повышении стоимости услуг, оказанных розничной сетью в рамках соответствующего договора.

Отказ от договора возмездного оказания услуг

Казалось бы, возможно элементарное решение проблемы. Заказчик вправе в любое время немотивированно отказаться от договора возмездного оказания услуг, оплатив исполнителю фактически понесенные им расходы (п. 1 ст. 782 ГК РФ). Но в действительности это не выход — у розничной сети есть свои рычаги давления на поставщиков. Она может просто перестать направлять контрагенту заявки на отгрузку товаров по основному договору поставки, тем самым фактически приостанавливая его действие, хотя и без расторжения. Формально такие действия (точнее, бездействие) розничной сети не нарушают ни закон, ни договор поставки, но поставщик при этом несет убытки в связи утратой возможности сбыта своей продукции.

Жалоба в антимонопольную службу

В описанной ситуации поставщик может прибегнуть к административным способам влияния на ритейлера и пожаловаться в антимонопольный орган. Основание — нарушение запрета, установленного частью 12 статьи 9 закона о торговле. А именно запрета понуждать поставщика при заключении договора поставки к заключению договора возмездного оказания услуг, направленного на продвижение товаров.

Торговой сети грозит за это нарушение довольно серьезный штраф — от 3 до 5 млн рублей (ч. 6 ст. 14.42 КоАП РФ). До того как решить вопрос о привлечении к административной ответственности, антимонопольный орган, как правило, выносит предписание о прекращении нарушения (ч. 2 ст. 16 закона о торговле, п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от  26.07.06 №  135-ФЗ «О защите конкуренции»), что само по себе может принести поставщикам пользу, если торговая сеть это предписание исполнит.

При использовании такого варианта борьбы с практикой навязывания договоров на оказание услуг важна активность сразу нескольких поставщиков товаров одной категории. Во-первых, в таком случае ниже риск того, что из-за конфликта торговая сеть прекратит отношения по поставкам (потеря сразу целого ряда поставщиков более ощутима для сети, чем потеря только одного поставщика). Во-вторых, это поможет сформировать необходимую доказательственную базу для антимонопольного органа.

Как уже отмечалось выше, доказать факт понуждения к заключению договора оказания услуг не так просто. Но тем не менее это возможно. Однако важно учитывать, что даже если антимонопольный орган найдет основания для предписания и возбуждения дела об административном нарушении, то торговая сеть скорее всего оспорит в суде и предписание, и постановление. Поэтому важен не только и не столько сам факт вынесения антимонопольным органом соответствующего постановления, а чтобы в этом постановлении были отражены все необходимые аргументы, на которые обращают внимание арбитражные суды. Сбором и анализом доказательств занимается антимонопольная служба, но в интересах поставщиков оказать ей в этом содействие.

Читайте об этом

Читайте также

Читайте в журнале «Арбитражная практика для юристов»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль