Риски использования изображений граждан в рекламе

734
Если компания в своей рекламе применяет изображения людей, как публичных персон, так и обычных граждан, в том числе, своих сотрудников, важно соблюдать правила использования таких изображений.

У любой компании может возникнуть потребность использовать изображения граждан в своей рекламе или позиционировании, причём далеко не всегда это изображения профессиональных моделей или артистов (их изображения целиком подпадают под нормы орханы исключительных прав на интеллектуальную собственность). Фото могут быть не только из легальных фотобанков, но из любых открытых источников в сети, сделаны на корпоративных мероприятиях и т. д. И в подобном использовании есть риски нарушения закона. 

Правовая охрана изображений граждан

Право гражданина на использование его изображения охраняется законодательством - ГК в качестве нематериального блага и Федеральным законом от  27.07.06 №  152-ФЗ «О персональных данных». Если нарушить легальность использования такого изображения, компания рискует получить претензии, денежные иски, а также её могут привлечь к административной ответственности (ст. 13.11 КоАП РФ).

Авторское право на фото

Нужно учитывать, что, хотя право гражданина на охрану его изображения само по себе не относится к интеллектуальным правам, возможны случаи, когда использование этого изображения одновременно сопряжено с использованием интеллектуальных прав. Например, когда гражданин, чье изображение используется, одновременно является автором этого изображения (автопортрет) либо когда приобрел исключительные права по договору с автором (например, договор с фотографом, по которому клиент приобретает права на фотографии). Тогда компания, использующая фотографии без разрешения автора, может быть привлечена к ответственности по статье 1301 ГК.

Ст. 152.1 ГК

Под изображением понимаются фотографии, видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых изображен гражданин. В соответствии со статьей 152.1 Гражданского кодекса обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускается только с его согласия.

Согласно пункту 2 статьи 152.1 Гражданского кодекса, суд может вынести решение об изъятии экземпляров материальных носителей, содержащих неправомерно полученное изображение гражданина, и уничтожении их без какой бы то ни было компенсации. И примеры применения этой меры в судебной практике есть (см., например, апелляционное определение Московского областного суда от  30.06.14 по делу № 33–14128/2014).

Еще одна возможная мера — если изображение гражданина, полученное или используемое без его согласия, распространено в интернете, то гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения (п. 3 ст. 152.1 ГК РФ).

Ст. 12 ГК

Право на обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина не является исключительным правом в смысле положений об интеллектуальной собственности, следовательно, в случае нарушения указанного права могут быть применены лишь способы защиты, установленные статьей 12 ГК (п. 7 постановления пленумов ВС РФ, ВАС РФ от  26.03.09 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ»). Поэтому компанию, неправомерно обнародовавшую и использующую изображение гражданина, суд может обязать удалить изображение, запретить его дальнейшее использование и выплатить гражданину компенсацию морального вреда.

Юридические риски компании

Нарушение указанных правил может повлечь имущественные риски для компании в случае предъявления ей претензий гражданином в связи с использованием его изображения без согласия. Размеры компенсации морального вреда, присуждаемые по таким делам, как правило, не отличаются крупными размерами (наиболее типичны суммы в пределах 10–20 тыс. рублей). Но если изображение гражданина использовалось в рекламных материалах, разработка, изготовление и размещение которых потребовали расходов, то эта сумма станет убытками компании в случае принятия решения об изъятии материальных носителей или запрещения использования баннера в  интернет-сети.

Из практики. В одном споре изображение гражданина было неправомерно использовано в рекламных материалах, размещенных в вагонах метро, и суд обязал компанию-ответчика изъять весь тираж (апелляционное определение Свердловского областного суда от  16.05.14 по делу № 33–6264/2014).

Согласие сотрудников на публикацию изображений

Если компания планирует разместить на своем официальном сайте в открытом доступе фотографии руководства и ключевых сотрудников, необходимо получать их согласие на это. Этот случай не подпадает под исключения, позволяющие свободное использование изображения гражданина (без его согласия) ни в смысле статьи 152.1 ГК РФ, ни в смысле законодательства о персональных данных. Кстати, в данном случае, очевидно, будут использованы не только изображение, но и иные персональные данные — как минимум, имена и фамилии работников, поэтому согласие должно распространяться и на них.

Когда на публикацию изображений не требуется согласие граждан

В ГК перечислено три случая, когда согласие гражданина или его родных на обнародование и дальнейшее использование его изображения не требуется (п. 1 ст. 152.1 ГК РФ):

«Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату».

Читайте также



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль