«От поступлений с концертов зависит оплата труда сотрудников»

139
Вот уже несколько лет один из старейших музыкальных вузов страны находится в процессе масштабной реставрации. Обветшалые залы и учебные корпуса возвращают себе былое величие. Заместитель начальника юридического отдела Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Леонид Третьяков рассказал, какие вопросы приходится решать юристам и как специфика деятельности организации накладывает свои особенности на работу сотрудников.

 

Леонид Третьяков В 1990 году закончил Рижское Высшее военно-политическое Краснознаменное училище им. Маршала Советского Союза Бирюзова. В 2000 году закончил Военный университет Министерства обороны РФ, прокурорско-следственный факультет. 1990–1994 годы — заместитель командира роты разведки в/ч. 1994–1996годы — начальник отдела кадров в/ч. 1996–2002 годы — начальник спецгруппы 12 ГУМО РФ. 2002–2006 годы — помощник председателя военного суда. 2006–2008 годы — юрист фирмы «Респект» по регистрации сделок с недвижимостью. 2008–2014 — начальник юридического отдела МГК им. П. И. Чайковского. В настоящее время — заместитель начальника юридического отдела МГК.

«От поступлений с концертов зависит оплата труда сотрудников»

– Скажите, сколько сотрудников сейчас работает в консерватории?
– Около 2 тысяч. Наши сотрудники — это в основном профессорско-преподавательский состав. Они непосредственно занимаются обучением студентов. Но также у нас есть творческие сотрудники, работающие, в частности, в оперном театре, который относится к структуре консерватории.

– Полагаю, есть и административные подразделения?
– Да, конечно. Поскольку деятельность консерватории довольно разноплановая, то необходим большой штат административных работников, которые решают, скажем так, прозаические повседневные задачи. У нас есть проректор по административно-хозяйственной работе, в подчинении которого находятся как раз служба материально-технического обеспечения и хозяйственная служба. Есть отдел закупок, который занимается проведением различных конкурсов и аукционов для нужд консерватории. Ну и, как, наверное, в любой компании, есть юридический отдел, отдел по работе с персоналом и управление бухгалтерского учета.

 

2000 — такое количество сотрудников работает в консерватории.

– Сколько сотрудников работает в этих отделах?
– В юридическом отделе в настоящий момент работает 5 сотрудников. У нас в структуре есть начальник юротдела, 2 заместителя, а также 2 юрисконсульта, один из которых ведущий. В бухгалтерии у нас работает 20 человек, а в отделе по работе с персоналом 12 сотрудников.

– Какие направления курирует Ваш отдел?
– Мы обеспечиваем правовую поддержку всех подразделений консерватории. Любые локальные акты, приказы и распоряжения проходят через нас. Кроме того, можно выделить направление «образовательные проекты», то есть проверка соблюдения законодательных актов, связанных с обучением студентов в консерватории. Также юротдел курирует концертную деятельность и строительство. И, конечно, занимается разрешением судебных споров, в том числе и трудовых. Лично я курирую вопросы, связанные с оформлением прав на имущество консерватории, также в мою компетенцию входит судебная работа.

Реставрация принадлежащих консерватории зданий — это фактически стройка века

– Какое самое горячее направление для юротдела?
– Сейчас это, конечно, строительство. Реставрация принадлежащих консерватории зданий — это очень масштабный проект. Можно сказать — стройка века. С учетом того, что в составе комплекса зданий консерватории 3 здания являются памятниками истории и культуры, то юридических вопросов возникает немало.

– Расскажите, с какими вопросами приходится сталкиваться?
– Одним из самых сложных направлений работы является недвижимость. Когда я стал заниматься реконструкцией, оказалось, что права на здания и земли не были зарегистрированы надлежащим образом. Более того, наши здания по генплану наезжали на участки улично-дорожной сети. А исправление таких недоработок занимает очень длительное время, минимум полгода. Затем мне пришлось заниматься вопросами межевания земельных участков и оформления прав собственности на здания, принадлежащие консерватории. На тот момент, когда я пришел сюда работать, у консерватории уже было 10 зданий, а сейчас их стало еще больше, так как в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» нам переданы новые здания. Так что это очень большой пласт работы.

 

Важный вопрос

Как юристы консерватории участвуют в разрешении конфликтных ситуаций с работниками?
Каких-то уникальных примеров трудовых споров у нас нет, потому что не было судебных тяжб по этому вопросу. Иногда, конечно, возникают определенные трения с работниками. В частности, у нас было пару раз недопонимание с сотрудниками по поводу срока выплаты внебюджетной части заработной платы. Дело в том, что внебюджетная часть рассчитывается с учетом коэффициента трудового участия каждого работника. Бюджетная часть — это та выплата, которую работодатель должен платить работникам, а вот выплата внебюджетной части — это его право. Поскольку внебюджетный фонд формируется, в том числе, и за счет результатов концертной деятельности, бывают задержки с начислением данных выплат. И в связи с этим были обращения сотрудников в прокуратуру. Но мне всегда удавалось объяснить позицию консерватории и доказать, что никаких нарушений прав работников работодателем допущено не было. Причем отмечу, что у нас нет практики лишения работников внебюджетной части. Определенные задержки бывают, но они связаны именно со спецификой внебюджетной деятельности консерватории. До сих пор по результатам прокурорских проверок никаких претензий к нам как к работодателю не было.

– В чем заключается специфика деятельности юриста по концертной деятельности?
– Все начинается с того, что организация, которая хочет провести на площадке консерватории концерт, направляет нам соответствующую заявку. Причем заявку нужно подать заблаговременно, так как план концертов формируется примерно за год. Эти заявки раз в квартал рассматриваются на заседании рабочей группы консерватории.

 

2018 — в этом году должна полностью завершиться реконструкция консерватории.

– Рабочая группа может отклонить заявку?
– Да, например, из-за несоответствия репертуара организатора концерта с тем, что принят в консерватории. Наше направление — это исключительно классическая музыка, но очень часто хотят выступить и эстрадные артисты. И нам приходится им отказывать. После того как заявка одобрена, юристы начинают готовить необходимые документы. Их задача — своевременно подготовить договор и направить его организатору мероприятия. Затем нужно проконтролировать оплату услуг, потому что мы работаем, как правило, по стопроцентной предоплате. Если заказчик своевременно не оплатил наши услуги, то мероприятие может и не состояться.

 

1901 — в этом году был открыт Большой зал Московской консерватории.

– Заказчик вправе отказаться от проведения мероприятия без применения к нему штрафных санкций?
– Да, договор такую возможность предусматривает. Как правило, чтобы заказчик не понес никаких негативных последствий, ему нужно предупредить нас не менее чем за 30 дней до дня оказания комплекса возмездных услуг. Если он предупреждает нас за меньший срок, то консерватория вправе удержать 50% стоимости услуг по договору. Концертная деятельность — это второе по важности направление юротдела после сопровождения реконструкции. От поступлений с концертов во многом зависит отплата труда работников консерватории, поскольку бюджетные поступления невелики.

 

Московская Государственная консерватория имени П. И. Чайковского Московская государственная консерватория была основана в 1866 году пианистом, дирижером, композитором и музыкальным педагогом Н. Г. Рубинштейном на базе созданных им же музыкальных классов Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. В 1940 году, в дни празднования 100-летия со дня рождения П. И. Чайковского, Московской государственной консерватории было присвоено имя великого русского композитора. В Консерватории действуют следующие факультеты: вокальный, дирижерский, историко-теоретический, композиторский, оркестровый, фортепианный, исторического и современного исполнительского искусства. Обучаются на них более 1500 студентов. В настоящее время МГК является одним из ведущих мировых центров концертной деятельности и главных организаторов проводимых в Москве музыкальных фестивалей и исполнительских конкурсов.

– Взаимодействуют ли юристы с отделом по работе персоналом? Ведете вы какие-то совместные направления?
– В основном все вопросы, связанные с трудовыми отношениями, наши кадровики решают самостоятельно. Тем не менее все приказы и локальные акты обязательно проходят юридическую проверку в нашем отделе. Кроме того, в случае масштабных организационно-штатных мероприятий мы разрабатываем для таких задач документацию. Если какой-то конфликт с работником грозит осложнениями и может перерасти в трудовой спор, сотрудники отдела по работе с персоналом вводят нас вкурс дела и мы совместно решаем, как нам прийти к взаимопониманию с работником. В 99% случаев нам удается разрешить конфликт мирно и до суда дело не доходит.

– Проводимая реконструкция повлияла на условия работы сотрудников? Возникала необходимость, например, временно перевести работника на другую работу или на другое рабочее место?
– Нет, реконструкция никак не затронула условия труда работников, поэтому юридически ничего оформлять не пришлось. Из тех корпусов, где проводились ремонтные работы, мы перевели сотрудников в другие помещения. Но поскольку их трудовые обязанности и режим работы не поменялись, то никаких изменений к трудовым договорам мы не составляли. По сути, это было простое перемещение, которое работодатель, в силу ст. 72.1 ТК РФ, вправе производить и без согласия работника. После того как реставрация учебных корпусов закончится, сотрудники снова вернутся на свои прежние рабочие места. Никаких особых неудобств этот процесс для работников не доставил, поэтому как-то специально подстраховываться необходимости не было.

– Кроме творческих сотрудников и административного персонала, какие еще специфические категории работников у вас есть?
– На самом деле сотрудников, которые выполняют вроде бы вспомогательную работу, но при этом свойственную только таким учреждениям, как консерватория, у нас очень много. Взять хотя бы нашу мастерскую по ремонту музыкальных инструментов. Многие инструменты являются уникальными, а их стоимость может доходить до нескольких миллионов рублей. Например, многие концертные рояли, существуют в единственном экземпляре. Чтобы обеспечить долгий срок службы таких дорогостоящих инструментов, у нас есть целая мастерская, где работники занимаются их настройкой и заменой сломанных деталей.

 

Личный вопрос

Как вы пришли работать в консерваторию?
— Первое образование у меня военное, второе — юридическое. Я отработал в военном суде 5 лет, хотел даже стать военным судьей. Но потом поменялось законодательство и если бы я остался, то лишился бы возможности досрочного выхода на пенсию после 20 лет службы. Взвесив все «за» и «против», я принял для себя непростое решение искать себя дальше уже в гражданской жизни.

– Очевидно, что Вам приходится принимать меры к обеспечению сохранности такого ценного имущества?
– Безусловно. Это достигается с помощью режима материальной ответственности. Все инструменты ставятся на инвентарный учет. Периодически мы проводим инвентаризацию и проверяем сохранность инструментов. У нас есть администраторы корпусов, которые являются материально ответственными лицами. Они как раз и отвечают за сохранность имущества, в том числе и музыкальных инструментов.

– А сами мастера? С ними какие-то документы подписываются?
– Нет, мастера несут ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего заработка, в случае если произойдет поломка инструмента по их вине. Но на самом деле особых рисков мы здесь не выделяем, так как наши мастера — это уникальные специалисты, все они, как правило, выпускники музыкальных образовательных учреждений, у них особое отношение ко всему, что здесь находится. И к работе тоже другой подход. Безалаберности здесь никто не допустит.

В целом реконструкция никак не затронула условия труда работников, поэтому юридически ничего не пришлось оформлять

– Прописаны ли у вас какие-то особые условия режима работы и отдыха для сотрудников консерватории?
– С точки зрения режима работы у нас в принципе все стандартно. Административный и вспомогательный персонал работает по 5-дневной неделе, а преподаватели и музыканты — согласно расписанию занятий, графику выступлений и репетиций.

– А что касается отпусков?
– У нас предусмотрен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день. Для заместителей отделов он составляет 3 дня, для начальников — 7, для руководителей управлений и проректоров — 14 дней.

– Какие есть особенности предоставления отпусков в консерватории?
– Для юридического отдела, например, есть следующие нюансы. Сотруднику, который ведет договоры со студентами, обучающимися на коммерческой основе, нельзя взять отпуск в августе. Это связано с тем, что именно в августе происходит подписание договоров со студентами. Такая же особенность есть для юриста, который сопровождает концертную деятельность. Так как концертный сезон начинается с 1 сентября и заканчивается в конце июня, то соответственно отпуска сотрудники имеют возможность взять в июле и августе. На эти детали мы обращаем внимание, когда составляем графики отпусков.

 

Личный вопрос

Прививает ли работа в консерватории любовь к классической музыке?
Безусловно. Работая здесь, невозможно относиться к музыке равнодушно. Здесь ею буквально все пропитано. Я стараюсь посещать мероприятия, которые проходят в консерватории, получаю от этого огромное удовольствие. Больше всего я люблю Моцарта и Вивальди. Даже в машине их слушаю. Из современных классических музыкантов мне нравится пианист Денис Мацуев и оперная певица Анна Нетребко.

– Недавно приняли новый закон об образовании. Как он отразился на работе консерватории?
– Не могу сказать, что пришлось вносить какие-то глобальные изменения в наши документы. Поправки в законодательство носили в основном косметический характер, но в связи с ними была проведена работа по приведению устава МГК в соответствие с требованиями закона, в частности, по внесению изменений в формы обучения и наименование консерватории. Сейчас устав находится на согласовании в Министерстве культуры РФ, после чего будет зарегистрирован в налоговых органах.

– В любых организациях сотрудникам необходимо повышать свою квалификацию. Оформляете вы какие-либо договоры с сотрудниками о том, что после прохождения обучения они должны отработать определенный срок либо возместить расходы работодателя?
– Мы решили урегулировать этот вопрос другим путем. На обучение за счет консерватории направляются только сотрудники, которые проработали не менее 5 лет. Такой порядок применяется по двум причинам. Во-первых, сотрудник уже хорошо знает специфику нашей организации и, соответственно, понимает, какие ему нужны знания именно для работы у нас. Во-вторых, работник, который проработал такой длительный срок, как правило, не решит резко сменить место работы и применять полученные знания в другой компании. Мы считаем, это гораздо эффективней, чем устанавливать обязательный срок отработки после прохождения обучения. Но из этого правила есть, конечно, исключение. Например, обучение охране труда в силу ст. 212 ТК РФ. Такое обучение происходит на регулярной основе с учетом нормативных требований.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль