Изменения в организации работы с иностранцами. Каких работников станет проще трудоустраивать

134
Каким иностранцам будут выдаваться деловые визы на 5 лет Несет ли работодатель ответственность за непредоставление гарантий приглашенным иностранцам Кто из иностранцев обязан пройти дактилоскопическую регистрацию

В настоящее время миграционное законодательство России является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права. Государство постоянно стремится совершенствовать миграционные механизмы, которые способствовали бы привлечению высококвалифицированных кадров из-за рубежа и не тормозили приток иностранных инвестиций в российскую экономику. Одним из таких положительных нововведений стала, например, возможность получения деловой визы сроком на 5 лет вместо 1 года, как было ранее. В то же время законодатели продолжают разрабатывать эффективные правовые инструменты для предотвращения незаконной миграции и защиты российского рынка труда, в том числе, с использованием мер по усилению ответственности участников миграционных правоотношений. Анализ последних изменений миграционного законодательства показал, что большинство новелл нацелено как раз на ответственность за нарушение миграционных правил. Избежать внушительных штрафов со стороны ФМС России возможно, если скорректировать организацию работы с иностранцами с учетом последних изменений, вступивших в силу в 2013 году. В данной статье рассмотрены некоторые из вступивших в силу изменений.

Сотрудники крупных иностранных компаний вправе рассчитывать на 5-летние визы

Изменениями, внесенными федеральным законом от 30.12.2012 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда в Российскую Федерацию и въезда в Российскую Федерацию"» предусматрена возможность получения обыкновенной деловой визы сроком на 5 лет (вместо 1 года) для представителей и работников крупных иностранных компаний, которые осуществляют инвестиции на территории России, а также компаний, участвующих в реализации проектов по созданию инновационного центра «Сколково» либо международного финансового центра в России. Однако для реализации данного прогрессивного нововведения необходимо принять дополнительные подзаконные акты. Во-первых, Правительство РФ должно уполномочить федеральный орган исполнительной власти, который сможет обращаться за указанными визами непосредственно в российские дипломатические представительства и консульские загранучреждения Российской Федерации. Во-вторых, должны быть установлены критерии для инвесторов, от выполнения которых будет зависеть возможность обращения за указанной визой.

Электронный документооборот упростит оформление на работу высококвалифицированных специалистов

Еще одна положительная по своей сути идея, направленная на развитие законодательства о высококвалифицированных специалистах (далее – ВКС), частично реализована в обсуждаемых новеллах. Федеральный закон от 30.12.2012 № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» предусмотрел возможность подачи документов для получения разрешения на работу и приглашения для оформления рабочей визы для ВКС в электронной форме. Аналогичная возможность предусмотрена также и для представления уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы ВКС, уведомлений о случаях расторжения трудовых договоров с ВКС, а также уведомлений о предоставлении ВКС неоплачиваемого отпуска на срок, превышающий 1 месяц. Все необходимые документы можно будет направлять в органы ФМС России через Интернет. При этом в законе говорится о том, что для подачи документов можно использовать единый портал государственных и муниципальных услуг.

Несмотря на положительную идею данной нормы – упростить процедуру подачи и облегчить взаимодействие с ФМС России–данная новелла содержит, по нашему мнению, некоторые недостатки. Во-первых, устанавливая возможность подачи документов в электронном виде, закон не освобождает работодателей от обязанности направить соответствующие документы в ФМС России на бумажных носителях. Помимо этого, реализовать такую возможность на практике можно будет только после принятия ФМС России нескольких подзаконных актов, регламентирующих, в том числе, порядок оформления и выдачи ВКС разрешения на работу в случае, когда работодатель направил необходимые документы в электронной форме. Также не исключено, что в течение некоторого периода времени документы в электронной форме можно будет направить, только используя единый портал государственных и муниципальных услуг.

Также вступил в силу приказ ФМС России от 15.01.2013 № 4 «Об утверждении Перечня уполномоченных территориальных органов ФМС России», в соответствии с которым отдельные территориальные миграционные органы уполномочены теперь рассматривать документы и оформлять по ходатайству работодателей или заказчиков работ (услуг) разрешительные документы для ВКС. Помимо указанных полномочий такие органы имеют право продлевать срок действия разрешений, принимать уведомления о выплате ВКС заработной платы, о случаях расторжения трудовых договоров с ВКС, предоставления им неоплачиваемого отпуска на срок, превышающий 1 календарный месяц.

Ответственность приглашающей стороны за непредоставление гарантий иностранцу стала реальной

Федеральным законом от 30.12.2012 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» и статьи 18.9 и 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях» в миграционное законодательство наконец-то введено определение понятия «приглашающая сторона». Согласно этому определению приглашающая сторона – это любой субъект, по ходатайству которого иностранному гражданину или лицу без гражданства выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию, если этот иностранец или лицо без гражданства въехали в Россию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению. Приглашающая сторона обязана принимать меры по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранца (лица без гражданства) в период его пребывания в России. Непринятие указанных мер является административным правонарушением и наказывается административным штрафом. При оформлении документов иностранного гражданина для его въезда в Россию, приглашающая сторона несет ответственность за предоставление сведений о цели въезда (пребывания) в стране такого иностранного гражданина. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложной информации о цели въезда иностранного гражданина является административным нарушением (например, при оформлении туристической визы вместо деловой).

Административный штраф за каждое из указанных нарушений составляет:

для должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

Наравне с указанными штрафами сохраняется и санкция в виде возможного запрета на въезд в Россию для иностранных граждан, предоставивших заведомо ложные сведения о цели своего въезда.

До введения указанных норм определение приглашающей стороны вытекало из положений постановления Правительства РФ от 24.03.2003 № 167. Этим же постановлением за приглашающей стороной была закреплена обязанность предоставлять перечисленные выше гарантии. Что касается ответственности за предоставление информации о цели въезда, то такая ответственность была предусмотрена и ранее, как в отношении иностранных граждан, так и в отношении организаций и их должностных лиц (ст. ст. 18.8, 18.9 КоАП РФ). Однако формулировки в КоАП РФ, устанавливающие ответственность организаций, были не четкими и допускали различное толкование. При отсутствии соответствующих норм в законе на практике было сложно привлечь к ответственности тех лиц, которые не исполняли должным образом предусмотренные законом обязанности в отношении иностранных граждан. Помимо этого, такое положение способствовало развитию злоупотреблений в данной сфере.

Хотелось бы отметить, что на практике нарушение цели въезда (то есть несоответствие заявленной цели въезда фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) деятельности или роду занятий) является одним из самых распространенных нарушений в сфере миграционного законодательства. Довольно часто можно встретить ситуации, когда иностранные бизнесмены приезжают в Российскую Федерацию для участия в деловых переговорах, семинарах и т. д. на основании туристических виз. Также весьма распространены случаи, когда иностранные граждане приезжают в Россию на основании деловой визы и при этом полноценно трудятся в офисах или на промышленных площадках своих деловых партнеров. Хотя в данном случае им необходима рабочая виза, а помимо нее – разрешение на работу. Очевидно, что в описанных ситуациях сами иностранные граждане чаще всего руководствуются необходимостью выполнения принятых на себя коммерческих обязательств и соображениями экономии времени. А по вопросам оформления въездных документов добросовестно полагаются на своих партнеров в России, которые, по их мнению, должны позаботиться о выполнении миграционных требований, приглашая иностранного гражданина и принимая на себя обязанность оказать визовую поддержку. Поэтому вполне логичной представляется позиция законодателя, направленная на усиление ответственности именно приглашающей стороны.

Введена в действие дактилоскопическая регистрация иностранцев, которым выдается разрешение на работу или патент

Приказом ФМС России от 06.11.2012 № 357 регламентирован порядок проведения дактилоскопирования и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, которые обратились за получением разрешения на работу или патента. Ранее требование о дактилоскопической регистрации применялось только в отношении иностранных граждан, которые обратились за получением разрешения на временное проживание в России. В 2010 году данное требование было распространено на иностранных граждан, получивших разрешение на работу и прибывших в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы. Практическая реализация этого требования была отложена до 1 января 2013 года, поскольку миграционным органам было необходимо подготовить соответствующую техническую базу. Данное требование не распространяется на иностранных граждан, являющихся ВКС.

Оценка рисков позволит избежать неоправданных трат в связи с привлечением иностранцев

Новые требования направлены, с одной стороны, на более четкое регламентирование правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан, а также на упрощение процедур оформления миграционных разрешительных документов. С другой стороны, усилена ответственность работодателей за нарушение миграционных правил, в частности, в случаях несоблюдения обязанностей приглашающей стороны (по предоставлению приглашаемым иностранным гражданам гарантий медицинского, жилищного, финансового обеспечения, предоставлению достоверной информации о цели въезда иностранного гражданина). В связи с расширением оснований для привлечения к административной ответственности за нарушение миграционных правил, значительным увеличением штрафов и, соответственно, финансовых рисков компаний, рекомендуем оценить текущее состояние документации, связанной с оформлением трудовой деятельности иностранных работников. В некоторых случаях привлечение иностранных работников может оказаться для организации нецелесообразным, поскольку расходы, связанные с выполнением требований миграционного законодательства, могут оказаться чрезмерными.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль