Правовые новости

74
Профсоюзы смогут представлять интересы неопределенного круга работников В России могут появиться производственные советы предприятий Министерство труда намерено оптимизировать процедуру проведения плановой аттестации рабочих мест Трудовым мигрантам упростят правила пребывания в России

Профсоюзы смогут представлять интересы неопределенного круга работников

Группа депутатов Государственной Думы РФ подготовила законопроект № 211915-6, в соответствии с которым профсоюзы могут быть наделены правом выступать в суде от неопределенного круга лиц. По мнению разработчиков, такая норма будет способствовать повышению активности работников в защите своих трудовых прав и снижению рисков возможных неблагоприятных последствий со стороны работодателя.

Правовые новости
Сергей Владимирович Храмов,
генеральный инспектор труда Союза профсоюзов России, управляющий партнер Бюро защиты трудовых прав

Комментарий эксперта

Предлагаемая поправка особенно важна для тех профорганизаций, которые не объединяют более половины от общего числа работников данного предприятия, поскольку для «большого» профкома есть процедура учета мнения по ст. 372 ТК РФ. То есть они могут воздействовать на работодателя через эту процедуру. Сейчас, уже после появления данного законопроекта, обсуждается вопрос о необходимости ограничения действия этой поправки некими критериями, ставящими право профсоюза в зависимость от его представительности, под которой понимается только численность профорганизации. Но, очевидно, что подобные коррективы сведут к нулю смысл основной поправки. Поэтому более целесообразно ввести нормы, разграничивающие понятия: «права профсоюза» и «обязанности работодателя по отношению к профсоюзу». Для этого необходимо сформулировать определение понятия «представительный профсоюз», которое бы учитавало и численность, и забастовочный потенциал, и другие параметры. Это определение должно быть более детальным, чем непродуманное: «больше половины работников данного работодателя». Например, на некоторых предприятиях существует практика, когда директор заключает с работниками договор о предоставлении беспроцентного кредита, но только с членами «официального» профсоюза. В случае выхода работника из этого профсоюза ему предписывается вернуть всю сумму с процентами за пользование кредитом. Таким образом, получается, что 50-процентная численность, которая дает профсоюзу монопольное право на коллективные переговоры с работодателем, достигается не «подвигами» профкома в защите прав работников, а тем, что члены этого профсоюза получают некие привилегии от работодателя. В связи с этим мотивация членства в профсоюзе не связана с активностью борьбы этого профсоюза за права работников. В результате такой профсоюз получает монопольное право на представительство интересов работников. Но, даже имея низкую формальную численность, свободные профсоюзы имеют высокое представительство. Ведь провести забастовку можно силами не только членов профсоюза. Рабочие, зная, что «малый» профком представляет их реальные интересы, хотя и не выходят из «многочисленного» профсоюза, но всегда поддерживают свободный профсоюз на забастовках – подписями под требованиями и отказом от работы.

В России могут появиться производственные советы предприятий

На рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект, вносящий изменения в ст. 22 Трудового кодекса РФ. В соответствии с этим проектом, работодателю предлагается возможность создания в организации производственных советов из числа «передовиков производства». Совет должен представлять собой консультативный орган, вносящий предложения о совершенствовании организационной структуры предприятия, повышении производительности труда. При этом советы не будут уполномочены на решение вопросов представительства интересов работников и защиты социально-трудовых прав.

Правовые новости
Ольга Владимировна Федченко,
юрист практики трудового права Goltsblat BLP

Комментарий эксперта

Учитывая то обстоятельство, что ранее необходимость создания производственных советов никогда не обсуждалась широкой общественностью, а идея их создания даже не упоминалась, то первый вопрос, который возникает при прочтении законопроекта – зачем нам в России нужны производственные советы?

Чтобы ответить на этот вопрос, имеет смысл обратиться к опыту таких советов за рубежом, в частности в Германии, и на то, какую пользу они приносят трудовому коллективу. При существующем там законодательстве производственный совет – это вполне «жизнеспособный организм», который, по сути, выполняет функции первичной профсоюзной организации, если таковая отсутствует на предприятии. При этом законодательство Германии предполагает две формы представительства работников: профсоюзы и производственные советы и их функции четко разделены. Производственные советы решают рутинные вопросы: начало рабочего дня; возможность введения гибкого графика; определяют потребность в спецодежде и осуществляют ее выбор; решают вопросы о том, где можно курить сотрудникам и др.

Российское трудовое законодательство уже предусматривает несколько форм представительства работников – профессиональные союзы и иные представители работников (ст. 31 ТК РФ).

При этом на тех предприятиях, где действует профсоюзная организация, как правило, заключены коллективные трудовые договоры и с их помощью решаются многие вопросы, в том числе связанные с графиком, трудовым распорядком и иные. Таким образом, аналог немецких производственных советов уже существует в России.

Более того, ст. 21 ТК РФ закрепляет право работника на участие в управлении организацией, которое достаточно подробно регламентируется гл. 8 ТК РФ.

На данном этапе законопроект можно охарактеризовать всего лишь как идею создания производственных советов, которая не имеет под собой какой-либо объективной необходимости и которой нельзя дать какой-либо более или менее конкретной оценки.

Для того, чтобы производственные советы в России были жизнеспособными, внесения изменений только в ст. 22 ТК РФ недостаточно. Необходимо законодательно закрепить полномочия этого органа, четко отграничить их от полномочий первичной профсоюзной организации, что в свою очередь потребует внесения изменений в гл. 58 ТК РФ и в Федеральный закон № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Министерство труда намерено оптимизировать процедуру проведения плановой аттестации рабочих мест

Минтруда России был издан приказ от 12.12.12 № 590н (далее – Приказ), в соответствии с которым упраздняется обязанность работодателя проводить аттестацию каждые 5 лет, если рабочее место не было признано вредным или опасным. Это изменение, в первую очередь, касается офисных работников. В остальных случаях аттестация должна проводиться только по требованию работника или профсоюза. Изменения не коснутся первичной аттестации, которая будет по-прежнему необходима при создании нового рабочего места.

Правовые новости
Юрий Михайлович Иванов,
юрист практики трудового права Goltsblat BLP

Комментарий эксперта

Данные нововведения вызывают определенные вопросы. Новой редакцией п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок) предлагается проводить аттестацию, в том числе, вновь организованных рабочих мест, трудовая функция на которых предусматривает работу с оборудованием, механизмами, машинами, работу с источниками опасности и т. д. При этом не совсем понятно, подлежат ли аттестации рабочие места, которые, хотя и являются «вновь организованными», но на которых не осуществляется работа с оборудованием, механизмами, машинами и с источниками опасности.

Во-вторых, используемые в упомянутом приказе термины – «оборудование», «механизмы», «источники опасности», «используемые периодически» являются неопределенными и позволяют практически любое рабочее место сделать подлежащим периодической аттестации.

В-третьих, неясность в вопросе о проведении внеплановой аттестации и, как следствие, возможность получения абсолютно обратного эффекта тому, который декларируется Минтрудом.

Пунктами 3 и 4 Приказа в порядок аттестации добавляются новые, ранее отсутствовавшие, основания для проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда: прямое обращение к работодателю от работника, профсоюза или иного представительного органа работников и предписание государственной инспекции труда.

При этом, как в отношении обращений, так и в отношении предписаний, не введены критерии их предъявления, не установлены минимальные ограничения по времени от даты проведения предыдущей, в том числе внеплановой, аттестации, не установлено никаких оснований для отклонения такого обращения или предписания. Более того, не установлено даже разумных критериев «недовольства» рабочим местом. Все это создает возможность злоупотребления правом как со стороны органов исполнительной власти, так и со стороны работников и их объединений, создает риск излишних аттестаций рабочих мест с соответствующим отвлечением ресурсов. Более того, поскольку аттестация рабочих мест осуществляется за счет работодателя, то расходы, которые раньше нес чем-либо недовольный инициатор внеплановой проверки, теперь целиком лягут на работодателя.

Даже с учетом вышеуказанных (отнюдь не исчерпывающих) недостатков принятого нормативного акта, очевидно, что изменения, вводимые Минтрудом России в порядок аттестации рабочих мест, крайне неоднозначны и нуждаются в серьезной доработке.

Трудовым мигрантам упростят правила пребывания в России

Согласно межправительственному соглашению между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по дальнейшему сотрудничеству в сфере миграции трудовым мигрантам из этого государства будут сделаны некоторые послабления режима пребывания в РФ. Предполагается, что находиться на территории России без постановки на миграционный учет такие работники смогут 15 дней, вместо действовавшего ранее правила о 7 днях. Кроме того, планируется увеличение возможного срока действия разрешения на работу до 3 лет.

Правовые новости
Александр Михайлович Брянцев,
юрист корпоративного департамента компании Levine Bridge

Комментарий эксперта

В конце 2012 года между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан был достигнут ряд договоренностей в области миграционного учета, а также осуществления трудовой деятельности гражданами Таджикистана на территории Российской Федерации. В результате достигнутых соглашений был подписан Меморандум «О намерениях Российской Федерации и Республики Таджикистан по дальнейшему развитию сотрудничества в сфере миграции».

Указанный меморандум можно рассматривать как очередное подтверждение сложившихся доверительных отношений между государствами в сфере миграции, в том числе трудовой миграции. Это особенно показательно и с той точки зрения, что указанные акты были приняты на фоне недавних мер, проводимых Россией и направленных на ужесточение законодательной ответственности за миграционные правонарушения и борьбу с так называемыми «резиновыми домами».

В рамках реализации указанного меморандума 8 февраля 2013 года было подписано соответствующее Соглашение, по условиям которого максимальный срок нахождения граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации без необходимости постановки на миграционный учет увеличен до 15 дней.

Среди явных преимуществ указанной меры следует отметить то, что по приезду на территорию России у трудящихся мигрантов из Таджикистана будет увеличенный запас времени для улаживания формальностей с трудоустройством и выбора места пребывания для постановки на миграционный учет. Также граждане Таджикистана смогут дольше находиться в командировках на территории Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить предусмотренное меморандумом введение возможности для граждан Республики Таджикистан оформления разрешения на работу на территории Российской Федерации сроком действия до 3 лет.

Указанное нововведение позволит существенно упростить оформление трудовых отношений с указанной категорией граждан. Работодатели на территории Российской Федерации смогут нанимать граждан Таджикистана на продолжительный срок, что опять же избавит организации от ряда административных процедур, связанных с оформлением нового разрешения на работу. Можно сказать, что действующие и планируемые нововведения позволят существенно увеличить привлекательность Российской Федерации для трудящихся мигрантов из Таджикистана. С другой стороны, нельзя не отметить и прогнозируемого притока трудящихся мигрантов из этого государства, что может быть избыточным для российского рынка труда.

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль