«Работа в суде – это крыша здания, фундамент которого закладывает юрист»

153
От сотрудников авиакомпаний зависит не только доход работодателя, но и безопасность полетов. Поэтому в ОАО «АК "Трансаэро"» особое внимание уделяется обучению и аттестации персонала. Эти вопросы на практике традиционно являются потенциально конфликтными. Как одной из крупнейших авиалиний страны удается разрешать споры с персоналом без потерь, с «ТС» делится Дмитрий Сергеевич Липинский, директор директората правового обеспечения «Трансаэро».

– Дмитрий Сергеевич, в «Трансаэро» трудится около 6800 работников различной категории. Часто ли возникают трудовые конфликты?

– Как таковые трудовые конфликты в нашей компании очень редки, что является следствием грамотной и юридически корректно выстроенной кадровой политики. В то же время достаточно много споров возникает по вопросу о взыскании с работников расходов на их обучение. Чаще всего стороной конфликта выступают бывшие бортпроводники, технический персонал и пилоты. Риск для авиакомпании проиграть в этих спорах минимален, так как правоотношения по обучению сотрудников выстроены на должном уровне. Условия по каждому конкретному обучению работника закрепляются в отдельном дополнительном соглашении к трудовому договору и уже прошли проверку временем и судами.

– В чем специфика трудовых конфликтов, которые возникают в авиакомпаниях?

– Бизнес в сфере авиационных перевозок – это очень дорогой бизнес с высокими накладными и иными сопутствующими расходами. Любая ошибка персонала может повлечь значительные убытки для предприятия. Чтобы избежать их, основной упор мы делаем на предупреждение этих ошибок и максимальное снижение рисков их возникновения. Несмотря на это, ошибки, конечно, случаются, но чаще всего работники их осознают и максимально содействуют компании в минимизации негативных последствий. Однако бывают и исключения. Так, в настоящее время на работу в судебном порядке пытается восстановиться сотрудник, ранее привлекавшийся к дисциплинарной ответственности и уволенный за очередной проступок (он просто забыл своевременно подать документы на таможню), который мог повлечь за собой многомиллионные убытки для компании. Только благодаря своевременным действиям его руководителей финансовых потерь удалось избежать. Но самому работнику, к сожалению, ни предыдущие, ни этот урок не пошли впрок.

– Сколько юристов работает в Вашем подчинении? Практикуется ли между ними распределение споров по категориям?

– В нашем подразделении работает шесть юристов. У нас действует распределение по категориям споров, но, так как коллектив небольшой, практически все специалисты взаимозаменяемы. На трудовых конфликтах специализируются три юриста, но кроме этого они сопровождают и споры о защите прав потребителей, а также многие аспекты хозяйственной деятельности.

– Многие Ваши коллеги отмечают, что юристы авиакомпании во главе с Вами – очень грамотные специалисты и не каждому удается достойно им оппонировать в рамках споров. В чем секрет успеха?

– Секретов нет, в том числе и в профессиональной области. Если при подготовке к любому, даже самому незначительному, спору у специалиста любого уровня возникают вопросы, он не стесняется обсудить их с коллегами. И такой подход – в том числе моя принципиальная позиция. Невозможно знать все и во всех вопросах разбираться, никто не обладает безграничным опытом. Я, как и все мои подчиненные, всегда открыт для диалога и обсуждения спорных моментов. Кроме этого, мы поддерживаем тесные партнерские отношения со специалистами других структурных подразделений компании, поскольку без их глубокого знания специфики результаты нашей работы могли бы быть не столь благоприятны.

– У авиакомпании есть представительства и в других регионах страны. Кто занимается решением трудовых споров в рамках этих подразделений?

– Я почти десять лет работаю в компании, и на моей памяти были единицы таких споров. Их всегда удавалось разрешить силами юристов и работников кадровой службы центрального офиса компании.

– В последнее время многие авиакомпании столкнулись с массовыми спорами, причиной которых стало нарушение работодателем охраны труда. Как с этим обстоят дела в «Трансаэро»?

– Мы с подобной ситуацией не сталкивались по простой причине – сама возможность допустить какие-либо нарушения в сфере охраны труда неприемлема и отвергается на всех уровнях управления компании. В этом вопросе кроме юридических и моральных аспектов мы учитываем то обстоятельство, что в нашей отрасли любое подобное нарушение может повлечь за собой не только неблагоприятные последствия для работников, но и напрямую негативно повлиять на безопасность полетов. Проводимая в компании последовательная политика в сфере охраны труда позволяет и нам, юристам, избежать ненужных споров и дополнительных трудозатрат. То, что эта картина объективна, и подтверждает отсутствие подобных споров, а также положительно завершающиеся для компании регулярные проверки прокуратуры, ГИТ и Ространснадзора.

– Ряд категорий работников авиакомпании должен обладать особыми знаниями. Предусматривается ли в договоре условие о возмещении работником потраченных на его обучение средств в случае расторжения трудовых отношений?

– Вопрос очень сложный и в авиационной отрасли важный, так как действительно значительный перечень категорий работников (пилоты, технический персонал, бортпроводники и т.д.) должны проходить регулярное и дорогостоящее обучение. Естественно, компания не может себе позволить нерационально расходовать значительную статью своего бюджета. Поэтому для избежания непродуктивных трат, кроме различных стимулов социальной направленности, используются и методы, позволяющие минимизировать подобный ущерб, в том числе и в первую очередь – обязанность работника возместить расходы компании на обучение в случае его увольнения до предусмотренного трудовым договором срока после обучения. Он стандартен для всех работников и составляет три года. В этом случае приоритетной задачей юристов является структурировать и формализовать правоотношения таким образом, чтобы у нерадивого работника не осталось возможности избежать той материальной ответственности, которая возложена на него законом и договором. Мы с этой задачей успешно справляемся, что позволяет нам достойно отражать все многообразие попыток представителей бывших работников в судах помочь им избежать ответственности за непродуманные действия и поступки.

– Специфика работы авиакомпании предполагает проведение среза знаний и навыков ее работников. Однако результаты аттестации нередко становятся причиной обращения недовольных работников в суды. Какие аргументы позволяют решить спор в пользу работодателя?

– С подобными спорами мы сталкиваемся редко, и все они разрешаются в пользу компании. Рецепт для работодателя в данной ситуации, как и в любом вопросе, связанном с трудовыми отношениями, достаточно прост: разработать процедуру аттестации в строгом соответствии с требованиями законодательства и, желательно, существующими рекомендациями и мнениями экспертов, и точно этой процедуре следовать. Ведь ни для кого не секрет, что кроме односторонне направленного законодательства и судебной практики против работодателя играет и его незнание существующих норм или нежелание их соблюдать, нарушение, по его мнению, мелких формальностей. Мы стараемся не допускать подобных ситуаций, поэтому нашими аргументами в суде является весь комплекс заранее проделанной работы в качестве фундамента, грамотно проведенная аттестация как само здание и профессиональный подход юриста в суде в виде завершающего строительство элемента – крыши.

– Как часто судебное разбирательство заканчивается мировым соглашением? Кто обычно выступает его инициатором?

– Мировые соглашения заключаются нами по спорам о взыскании расходов на обучение. Хотя случается это достаточно редко, так как если, несмотря на все наши усилия, спор дошел до суда, стороны, как правило, принципиально отстаивают свои позиции до конца. Инициатором мирового соглашения может выступить работник и, если мы видим, что он действительно заблуждался, а его материальное положение оставляет желать лучшего, идем ему навстречу.

– Удается ли урегулировать трудовые споры до суда?

– Обязательно, к тому же в последнее время все чаще конфликты разрешаются в досудебном порядке. Ведь ничего в секрете утаить нельзя, а работники, даже бывшие, продолжают общаться между собой. Поэтому многие предпочитают не кормить недобросовестных представителей, а урегулировать спор мирным путем, в том числе, например, получив, исходя из индивидуальных обстоятельств, рассрочку в погашении задолженности по расходам на обучение. Ведь главным принципом любого юриста является восстановление справедливости, а человека – достичь большего с наименьшими затратами. Максимально используя оба этих принципа, мы стараемся пройти в трудовом споре только те этапы, которые на самом деле необходимы в каждой конкретной ситуации.

 

Личные вопросы

– Вы не боитесь летать на самолетах? Всегда ли отдаете предпочтение самолетам «Трансаэро»?

– Летать на самолетах приходится часто, и летаю я с удовольствием, особенно если с семьей. Предпочтение, естественно, отдаю авиарейсам «Трансаэро», так как очень хорошо знаю нашу компанию и людей, которые в ней трудятся.

– Как Вы обычно проводите новогодние каникулы?

– Единственный обычай – провести каникулы с семьей, а дома они пройдут или где-либо еще – неважно, главное, чтобы это было весело и приносило удовольствие мне и моим родным.

– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать юрист?

– Трезвым умом и способностью мыслить критически.

– Берете ли Вы работу домой?

– Благодаря современным технологиям моя работа всегда со мной, в том числе и дома. Однако дома отрабатываю только те вопросы, которые не являются приоритетными в рабочее время, а также стараюсь каждый вечер поработать с почтой.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль