Миграционные изменения: новые привилегии и недоработки

156
• Какие новые привилегии получили высококвалифицированные специалисты• В чем недостатки нового определения «места пребывания» иностранного работника• Когда вступит в силу перечень неквотируемых должностей

Существенные поправки в миграционное законодательство вступили в силу 15.02.2011. Федеральным законом от 23.12.2010 № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 385-ФЗ) подкорректированы три основных закона, регулирующих порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ:
– Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Закон № 114-ФЗ);
– Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ);
– Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Закон № 109-ФЗ).

Эксперты, анализируя внесенные поправки, видят набор позитивных изменений правового регулирования привлечения на работу высококвалифицированных специалистов – особой категории иностранных работников, законодательно выделившихся в прошлом году. Напомним, еще в мае прошлого года с целью привлечения в РФ профессиональных кадров из других стран «высококвалифицированные» специалисты (ВКС) получили особый статус и упрощенный порядок трудоустройства. Теперь же в рамках инновационного курса правовое поле как вокруг ВКС, так и вокруг их потенциальных работодателей, стало еще благоприятнее.

В противовес оптимистам практики, к которым относятся и юристы привлекающих иностранцев компаний, и инспекторы миграционных органов, находят в нововведениях некоторые серьезные неразрешенные сложности.

Однако начнем с хорошей новости.

Новости оптимиста

Как гласит Пояснительная записка к проекту Закона № 385-ФЗ, «проект направлен на упрощение и либерализацию правового регулирования получения разрешения на работу и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, признаваемых в соответствии с действующим законодательством высококвалифицированными специалистами, и членов их семей. Учитывая специфику деятельности высококвалифицированных специалистов, высокие доходы и заинтересованность работодателей в получении максимальной отдачи от их труда, в законопроекте предлагается обеспечить для данной категории работников более благоприятные условия для создания семейной обстановки путем предоставления членам семьи высококвалифицированных работников разрешений на въезд без применения соответствующих квот».

Оплата труда. В два раза снижен зарплатный ценз для получения статуса высококвалифицированного специалиста иностранными гражданами, которые привлекаются в качестве научных работников или в качестве преподавателей ВУЗами, академиями наук, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами. Такой специалист должен получать не менее 1 млн руб. в год.

И совсем никаких требований к минимальному доходу нет для участников проекта инновационного центра «Сколково».

Семейные привилегии. Нововведения предусматривают, что членам семьи ВКС выдаются обыкновенные рабочие визы на срок действия визы самого иностранного работника. При этом члены его семьи получили право работать, обучаться, а также вести иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ. Причем если в дальнейшем срок действия визы самого специалиста будет продлен, на тот же срок удлинится и действие рабочих виз членов его семьи. К сожалению, законодатель не пояснил, может ли в таком случае российский работодатель принять на работу члена семьи ВКС без разрешения на привлечение, либо все-таки такому иностранцу необходимо искать работу до въезда в нашу страну. Правоприменительная практика, вероятно, столкнется с определенными трудностями, поэтому работодателям рекомендуем, прежде чем привлекать к работе такого иностранца, получить разъяснение непосредственно от миграционных органов.

Медстраховка. Уточнена ранее существовавшая норма об обязательном наличии у ВКС и членов его семьи медицинской страховки – они должны иметь полис медицинского страхования либо право на получение медицинской помощи по договору между работодателем и медучреждением. В данном случае просто изменена смущавшая всех формулировка п. 4 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ в предыдущей редакции: «…должны быть застрахованы по договору добровольного медицинского страхования». Теперь помимо того, что новая формулировка закона не режет слух взаимоисключающими понятиями «добровольно» и «должен», она также допускает наличие у иностранного работника и членов его семьи медицинской страховки другого государства; главное, чтобы она действовала на территории РФ.

Миграционный учет. Важные изменения связаны с упрощением порядка пребывания ВКС и членов их семей на территории РФ. В соответствии с новой редакцией Закона от № 109-ФЗ высококвалифицированные специалисты, получившие разрешение на работу, и члены их семей не обязаны вставать на миграционный учет в течение 90 дней со дня их въезда в РФ. Более того, в случае передвижения по территории РФ указанные иностранные граждане освобождаются от обязанности по постановке на миграционный учет в течение 30 дней с момента прибытия на новое место.

Правда, по истечении 90-дневного срока пребывания на территории РФ, а также 30-дневного срока командировки в место, отличное от места регистрации (или постановки на учет), в течение трех рабочих дней иностранный гражданин должен встать на миграционный учет в обычном порядке.

Хорошая новость для лиц, принимающих иностранных граждан, которые постоянно сталкиваются со всевозможными трудностями в связи с их снятием с миграционного учета. С 15.02.2011 сделать это можно только после получения в установленном порядке сведений о постановке на учет по другому адресу, либо после получения от органа пограничного контроля сведений о выезде иностранного гражданина из РФ.

Таким образом, из закона удалена обязанность принимающей стороны не позднее чем через два дня со дня убытия иностранного гражданина направить в миграционный орган отрывную часть бланка уведомления.

Однако в связи с этим, очевидно, и в действующее постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Постановление № 9) должны быть внесены соответствующие изменения, так как оно указанную выше обязанность не отменяет. Именно здесь – вмешиваются скептики – и возникнут разногласия между гражданами и миграционными органами. Законодатель не только не отменяет действие п. 39 Правил, установленных указанным Постановлением № 9, но и не конкретизирует, в каком именно порядке миграционные органы должны получать сведения о смене иностранным гражданином места пребывания для снятия его с учета. Из опыта практики применения законодательных нововведений можно предположить, что такое несоответствие Федерального закона и правительственного акта будет истолковано не в пользу граждан и организаций.

Рекомендация работодателю. До получения соответствующих разъяснений миграционных органов работодателям рекомендуется направлять им отрывные части уведомлений в случае выбытия иностранного гражданина. Это позволит исключить риск привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Напомним, могут быть оштрафованы: граждане на сумму от 2000 до 4000 руб., должностные лица – от 40 000 до 50 000 руб., юридические лица – от 400 000 до 500 000 руб.

Новости реалиста

И тут самое время упомянуть о целом ряде недоработок закона, которые уже с первых дней применения изменений могут аукнуться неблагоприятными последствиями в духе «хотели как лучше». Большинство аналитиков Закона № 385-ФЗ констатируют набор изменений, которые по замыслу их авторов в ближайшее время привлекут в Россию потоки иностранных профессионалов. О таких изменениях мы говорили выше. Однако практики по обе стороны «баррикад» (граждане и миграционные органы на местах) видят определенные сложности, преодоление которых – прерогатива скорее правоприменителей, а не нормотворцев. Но обо всем по порядку.

Неквотируемые должности. 15.02.2011 Минздравсоцразивтия России утвердил список так называемых «неквотируемых должностей», то есть должностей, по которым иностранных граждан можно привлекать без учета квоты, определяемой исходя из потребности в привлечении иностранной рабочей силы (приказ от 24.01.2011 № 22н).

Справедливости ради, надо отметить, что по сравнению с перечнем прошлого года перечень на 2011 год включает в себя больше прикладных профессий и должен существенно упростить участь компаний, привлекающих иностранную рабочую силу. Вот только миграционные органы не будут торопиться оформить разрешение на работу во внеквотовом режиме до даты утверждения этого приказа, которая, к сожалению, совершенно не определена.

Место пребывания. Однако основная сложность, возникающая в перспективе вступления изменений в силу, касается порядка постановки на миграционный учет иностранных граждан, въезжающих с целью осуществления трудовой деятельности.

Закон № 385-ФЗ предусматривает новое определение понятия «место пребывания», по адресу которого осуществляется постановка на миграционный учет. Так, с 15.02.2011 под местом пребывания понимается жилое или иное помещение (здание, строение), используемые с согласия принимающей стороны таким иностранным гражданином или лицом без гражданства для проживания. Напомним, что в соответствии с прежней формулировкой п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ работодатели имели право ставить иностранных работников на учет по адресу самой организации. Такой порядок существенно упрощал работу компаний с миграционными службами. Теперь, судя по всему, постановка на учет будет возможна только по адресу фактического проживания иностранного гражданина и лишь при наличии согласия принимающей стороны на использование помещения для проживания.

Еще большее замешательство (особенно у миграционных органов) вызывает новая формулировка понятия «принимающая сторона». Согласно нововведениям в ее качестве выступают не работодатели, а лица, «у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится)». Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод, что принимающей стороной могут быть только собственники или иные правообладатели помещений, в которых проживает иностранец. Такой вывод подтверждается тем, что законодатель исключил из перечня лиц, у которых иностранный гражданин работает. Если практика исполнения новых норм подтвердит эти опасения, то вся уже сложившаяся за последние годы практика применения законодательства о миграционном учете будет нарушена.

К примеру, до вступления в силу изменений работодатель, привлекая иностранного гражданина на работу, ставил последнего на миграционный учет по своему адресу. Вне зависимости от того, как именно обеспечивается проживание иностранного гражданина, работодатель нес ответственность за соблюдение миграционных процедур. Со вступлением в силу Закона № 385-ФЗ для постановки на миграционный учет необходимо будет привлекать собственника квартиры, которую, к примеру, арендует сам иностранный гражданин. Совершенно очевидно, что арендодатели не будут в восторге от новых обязанностей и ответственности за несоблюдение миграционных требований.

Очевидно, что Закон № 385-ФЗ оставляет ряд неразрешенных вопросов:
– будут ли органы ФМС России требовать согласия принимающей стороны на использование ее жилого помещения, и если да, то в какой форме;
– как может нежилое помещение использоваться для проживания;
– кто является принимающей стороной;
– почему ответственность за миграционный учет иностранца возлагается на обладателя помещением, а не на работодателя.

Последние описанные изменения были включены в законопроект только ко второму чтению в Госдуме. Изначально он содержал лишь те изменения, которые благоприятствуют ВКС. Чья непроработанная инициатива станет причиной многих практических проблем, остается за кадром.

От редакции

Практика применения изменений законодательства будет формироваться совместными усилиями работодателей и отделений ФМС России. «ТС» будут информировать о результатах первых месяцев применения нововведений.

 

Перечень «неквотируемых» должностей

1. Генеральный директор акционерного общества

2. Генеральный директор объединения

3. Генеральный директор предприятия

4. Генеральный директор генеральной дирекции

5. Генеральный директор межотраслевого научно-технического комплекса

6. Генеральный директор производственного объединения

7. Главный инженер проекта

8. Главный инженер (в промышленности)

9. Директор департамента

10. Директор (заведующий) филиала

11. Директор завода

12. Директор по экономике

13. Директор представительства

14. Директор фабрики

15. Директор (начальник, уполномоченный) дирекции

16. Директор (начальник, управляющий) предприятия

17. Директор фирмы

18. Директор акционерного общества

19. Директор объединения

20. Заместитель председателя правления

21. Инженер по защите информации

22. Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов

23. Инженер-технолог

24. Инженер по автоматизированным системам управления производством

25. Инженер по автоматизированным системам управления технологическими процессами

26. Инженер по внедрению новой техники и технологии

27. Инженер по качеству

28. Инженер по наладке и испытаниям

29. Инженер по организации управления производством

30. Инженер по подготовке производства

31. Президент ассоциации (концерна, корпорации и др., общественно-экономической организации)

32. Председатель правления

 

Кто входит в семью ВКС

Закон № 385-ФЗ регламентировал, кто именно является членом семьи высококвалифицированного специалиста. К счастливчикам относятся:
– его супруг (супруга);
– дети (в том числе усыновленные);
– супруги детей;
– родители (в том числе приемные);
– супруги родителей;
– бабушки, дедушки;
– внуки.

 

www.tspor.ru

По запросу «иностранные работники» подписчики смогут найти на сайте еще 5 материалов, в том числе пошаговую инструкцию «Заявка о потребности в иностранных работниках. Как избежать ловушек». В данной статье вы также найдете ответы на вопросы:
– как правильно прописать в заявке наименование должности (профессии) работника;
– нужно ли извещать службу занятости о вакансии, предназначенной иностранцу;
– какие риски несет работодатель, не имеющий возможности предоставить иностранному работнику жилье.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.