Вредные условия труда. Как за два шага исполнить требования законодательства

144
Как сократить расходы на аттестацию рабочих местКаким образом работодатель обязан знакомить работника с условиями труда на его рабочем местеНасколько следует повышать оплату труда «вредных» сотрудников по сравнению с работающими в нормальных условиях

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечить работникам безопасные условия труда (ст. 219 и 220 ТК РФ). Оцениваются такие условия посредством аттестации рабочих мест, которую все работодатели должны проводить с последующей сертификацией организации работ по охране труда не реже чем через каждые пять лет (ст. 212 ТК РФ).

В случае, если будет выявлено, что на работника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, работодателю следует в силу трудового законодательства предоставить ему соответствующие компенсации и льготы. В частности:

ежегодный дополнительный отдых;сокращенную продолжительность рабочего времени;повышенную оплату труда;лечебно-профилактическое питание.

За игнорирование этих обязанностей работодателю и его должностным лицам грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ, а также возможны судебные иски со стороны работников. Итак, чтобы избежать негативных последствий, работодателю необходимо совершить всего два шага: определить условия труда и установить компенсации.

Шаг 1. Определяем условия труда

Аттестация по правилам. Порядок проведения аттестации рабочих мест (далее –Порядок) установлен приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н (вступил в силу с 01.09.2011). Он распространяется на всех работодателей, за исключением лишь физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Данный приказ серьезно подкорректировал правила проведения аттестации.

Прежде всего, изменения касаются состава аттестационной комиссии: теперь в нее в обязательном порядке должны входить представители работодателя, аттестующей компании и профсоюза, а также специалист по охране труда. Дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации и будет считаться датой начала проведения очередной аттестации. Напомним, при организации новых рабочих мест аттестация должна быть начата не позднее чем за 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию. Далее они аттестуются с периодичностью не реже одного раза в пять лет.

Ужесточились требования и к самой аттестующей компании. Так, она должна:

быть юридическим лицом;иметь специальную аккредитацию в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации;быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю.

Ее отношения с работодателем оформляются гражданско-правовым договором (например, договором оказания услуг).

Необходимо обратить внимание на то, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в ГИТ в субъекте РФ согласно п. 52 Порядка возлагается на работодателя, а ответственность за достоверность проведения измерений и оценок он делит с аттестующей организацией.

Что касается непосредственно оценки условий труда с целью определения степени вредности и опасности рабочего места, то в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, утвержденным Роспотребнадзором 29.07.2005, производят ее в несколько этапов:

оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам;оценка травмоопасности рабочих мест;оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;комплексная оценка условий труда на рабочих местах.

На основании произведенных аттестующей компанией замеров аттестационная комиссия делает вывод о степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов.

Результаты аттестации рабочих мест оформляют отчетом об аттестации, который составляет аттестационная комиссия. К нему прилагают карту аттестации рабочего места, где отражают установленный конкретному рабочему месту класс условий труда, применяемые компенсации, а также рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда на данном рабочем месте или в группе аналогичных рабочих мест. Пункт 44 Порядка обязывает работодателя ознакомить работника с результатами аттестации его рабочего места: подтвердить этот факт должна его подпись под картой аттестации. Благодаря этому работники получают информацию о неблагоприятных условиях своего труда, а также о дополнительных гарантиях и льготах, которые им за это полагаются (о сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенной оплате труда, ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске и др.). Стоит отметить, что прежний порядок аттестации не предусматривал фиксирования таких сведений в отчетных документах о проведенной аттестации.

Возможности для сокращения расходов. При наличии у работодателя аналогичных рабочих мест расходы на аттестацию могут быть существенно сокращены.

Согласно п. 12 Порядка аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков:

профессии или должности одного наименования;выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Пример

Рабочее место менеджера по продажам с условиями работы в офисе не является аналогичным с рабочим местом менеджера по продажам с разъездным характером работы.

На аналогичных рабочих местах оценка вредных и опасных производственных факторов производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких мест от их общего числа, но не менее двух. В случае выявления хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% рабочих мест.

Шаг 2. Устанавливаем компенсации

Вид и объем компенсаций за работу с особыми условиями труда зависит о того, какой именно класс условий труда установлен по результатам аттестации рабочему месту, на котором занят работник.

Повышенная оплата труда. Часть 1 ст. 146 ТК РФ предусматривает повышенную оплату труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда. В целях реализации норм ст. 147 ТК РФ Правительство РФ в постановлении от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее – Постановление № 870) установило минимальный размер повышения оплаты труда работников, занятых на работах с особыми условиями, – 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Пример

Оклад кассира, работающего с нормальными условиями труда, составляет 10 000 руб. Согласно Постановлению № 870 оклад кассира, работающего с вредными условиями труда, не может быть меньше 10 400 руб.

Вместе с тем Постановление № 870 обязывало Минздравсоцразвития РФ в шестимесячный срок (после принятия Постановления № 870) работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, установить минимальный размер повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии. Однако данное предписание до сих пор не исполнено.

Минздравсоцразвития РФ в своем письме от 09.04.2009 № 22-2-15/4 «Минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» разъяснило, что организации внебюджетного сектора экономики самостоятельно устанавливают системы оплаты труда, включая системы надбавок и доплат. Таким образом, они вправе при установлении размеров часовых тарифных ставок рабочих использовать соотношения между тарифными ставками различных категорий рабочих, установленные нормативными правовыми актами СССР.

Следовательно, до принятия соответствующего акта Минздравсоцразвития России, определяющего минимальные размеры и условия повышения заработной платы работникам, занятым на работах с особыми условиями, продолжает действовать законодательство бывшего СССР, регламентирующее интересующие нас вопросы. В частности, совместное постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 № 1115 (далее – Постановление № 1115) и принятое в соответствии с ним постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78.

В соответствии с п. 7 Постановления № 1115 организации вправе по согласованию с профсоюзами вводить дифференцированные (по ступеням) доплаты в размере:

до 12% тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда;до 24% тарифной ставки (оклада) на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

Доплаты устанавливают по результатам аттестации рабочих мест и начисляют их за время фактической занятости работника на таких рабочих местах. При последующей же рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшают или отменяют полностью.

Перечень конкретных работ, рабочих мест и размеры доплат за неблагоприятные условия труда работодатели вправе включать в коллективные договоры одновременно с мероприятиями по улучшению условий труда.

Позволяет ли указанный документ определить размеры и порядок установления работникам повышенной оплаты труда? Представляется, что нет по следующим обстоятельствам.

Во-первых, далеко не во всех организациях существует профсоюзный комитет и (или) действующий коллективный договор.

Во-вторых, названная норма Постановления № 1115 не имеет императивного характера, устанавливая право, но не обязанность организации на введение в коллективном договоре компенсаций.

В-третьих, соответствующие исчерпывающие перечни конкретных рабочих мест, за работу на которых предусматриваются доплаты за неблагоприятные условия труда, так и не были утверждены.

И это не говоря уже об иных льготах, которые работодатель обязан предоставить работникам, занятым на работах с особыми условиями.

Так, согласно Постановлению № 870 им полагается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней. Конкретизировать размер льготы в зависимости от класса вредности должно было Минздравсоцразвития России, но так этого и не сделало.

Подобный правовой пробел в законодательстве порождает у работодателей массу вопросов о порядке предоставления установленных ТК РФ компенсаций работникам, занятым на работах с особыми условиями труда. Неверное толкование работодателями существующего неоднозначного порядка предоставления компенсаций неоднократно приводило к судебным претензиям к ним со стороны налоговых органов и работников.

Таким образом, в целях единообразного применения работодателями норм трудового законодательства о соответствующих гарантиях и компенсациях работникам с особыми условиями труда необходимо безпромедлительное принятие Минздравсоцразвития РФ нормативного акта, определяющего все условия их предоставления.

Дополнительные компенсации, налоговая льгота и ее отмена. Помимо повышенной оплаты, законодательство предусматривает также установление работодателем дополнительных компенсаций за «вредную» работу. В соответствии со ст. 219 ТК РФ повышенные или дополнительные компенсации за указанную работу могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. Таким образом, установление подобных повышенных компенсаций является его правом, а не обязанностью.

Продолжительное время в судах велись баталии по вопросу правомерности неначисления работодателями на указанные дополнительные компенсации НДФЛ и страховых взносов (до 01.01.2010 ЕСН).

Юридическая природа повышенной оплаты труда и дополнительных компенсаций различна. В отличие от выплат, предусмотренных ст. 146 и 147 ТК РФ, являющихся составной частью заработной платы, дополнительные компенсации в силу ст. 164 ТК РФ представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Налоговый кодекс освобождал от обложения НДФЛ и ЕСН компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Суды поддерживали такой порядок.

Позиция суда1.
Компенсации за вредность, установленные работодателем в соответствии со ст. 219 ТК РФ, не должны облагаться НДФЛ и ЕСН.

 
Правда, результатом данной судебной практики стало установление некоторыми работодателями завышенных компенсаций, составлявших до 80% заработной платы.

Указанные факты не могли быть не замечены налоговыми органами, в результате чего подобная маскировка части заработной платы была занесена в список «серых схем» с применением по отношению к нарушителям мер в виде доначисления соответствующих сумм налога и штрафных санкций.

Однако с 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), в соответствии с которым ЕСН заменен на страховые взносы во внебюджетные фонды. Вместе с этим утратила действие и норма подп. 9 п. 2 ч. 1 ст. 238 НК РФ, освобождающая от обложения ЕСН компенсационные выплаты, связанные с выполнением работником трудовых обязанностей. А согласно подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ все выплаты в денежной форме, производимые за работу в тяжелых, опасных или вредных условиях, за исключением выплат, эквивалентных стоимости молока и других равноценных продуктов, облагаются страховыми взносами.

Установленные работодателем высокие размеры дополнительных компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда неминуемо приведут к необходимости отстаивать их обоснованность в суде, поскольку существенно сокращают запасы государственной казны в размере недоначисленного НДФЛ. Шансы на выигрыш в суде существенно повышает наличие у работодателя локального нормативного акта, содержащего соответствующий расчет производимых в пользу работника компенсаций за работу с особыми условиями труда. Обоснованием размера компенсаций может служить в данном случае стоимость профилактических процедур, позволяющих снизить действие вредного фактора на организм работника.

Таким образом, установление работникам повышенных или дополнительных компенсаций, перечисленных в ст. 219 ТК РФ, не может производиться работодателями безосновательно. А основаниями для предоставления компенсаций, как было сказано ранее, служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и соответствующие локальные акты работодателя, определяющие необходимость таких компенсаций.

В противном случае данные выплаты не смогут быть квалифицированы как компенсации, предусмотренные ст. 164 ТК РФ, в силу чего у работодателя возникнет обязанность по начислению и уплате налогов и взносов в полном размере.

Справка

Справка

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Характеристика условий труда на рабочем месте, а также виды и размеры компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда согласно ст. 57 ТК РФ в обязательном порядке должны быть включены в трудовой договор.

Хранение

Хранение

Отчеты об аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель должен хранить 45 лет, а при тяжелых, вредных и опасных условиях труда – 75 лет (приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558).

4 класса условий труда

4 класса условий труда

По степени вредности и опасности условно подразделяются на:

1 класс – оптимальные;

2 класс – допустимые;

3 класс – вредные;

4 класс – опасные.

www.tspor.ru

www.tspor.ru

Введение с 01.09.2011 нового порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (приказ МЗСР России от 26.04.2011 № 342н), безусловно, приведет к изменению судебной практики, где нередко при рассмотрении трудовых споров стороны и суд обращаются к результатам аттестации рабочих мест. Но в общей массе уже вынесенных судебных постановлений есть и такие, на которые работодатель всегда сможет опереться при правовой оценке возникшей конфликтной ситуации. Так, из статьи «Аттестация рабочих мест: наследие судебной практики» подписчики узнают:

когда можно оспорить административный штраф за непроведение аттестации рабочих мест;будет ли отсутствие у работодателя денег считаться уважительной причиной непроведения аттестации;в каком случае, чтобы прекратить выдачу молока за вредную работу, не требуется согласия профкома.

_________________________
1 С текстом официального документа можно ознакомиться в электронной версии материала на сайте www.tspor.ru.
_________________________



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль