Роль посредника в разрешении коллективного трудового спора

134
Одной из эффективных антикризисных мер, направленных на решение трудовых споров, можно признать посредничество. К сожалению, примирительные процедуры, в том числе и посредничество, зачастую игнорируются сторонами конфликта в силу их правовой некомпетентности. Однако в сложной экономической ситуации возможность «договориться» — подчас единственный способ обоюдовыгодного расставания работодателя с работниками. Ведь если конфликт носит коллективный характер, решить его работодателю без значительных финансовых потерь практически невозможно. Кроме того, если работодатель действительно допустил ряд нарушений трудового законодательства, проверки контролирующих органов по жалобам работников и бесперспективные судебные тяжбы становятся неизбежными.

Эффективность посредничества

Начнем с примера разрешения коллективного трудового спора с участием посредника из практики учреждения «Московский арбитражный суд по разрешению коллективных трудовых споров»1.

Спор касался ликвидации производства и предстоящего массового увольнения работников на одном из предприятий химической промышленности г. Москвы. Работодатель издал приказ о предстоящем массовом сокращении (90%) сотрудников указанного предприятия. При этом он нарушил существующий порядок по предварительному уведомлению о массовом увольнении профсоюзного органа и органа службы занятости.

Федеральный закон от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2005) устанавливает обязанность работодателя предварительно уведомить о предстоящем массовом увольнении профсоюзные органы организации (ст. 21) и органы службы занятости (ст. 25) не менее чем за три месяца до начала соответствующих мероприятий. Статья 82 ТК РФ обязывает работодателя сообщить в письменной форме выборному органу первичной профсоюзной организации о предстоящем массовом сокращении (численности) штата не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Поскольку работодатель не может начать процедуру предупреждения работников о предстоящем увольнении ранее истечения трех месяцев со дня уведомления профсоюзного органа и органа службы занятости населения, возник коллективный трудовой спор. Не достигнув соглашения в примирительной комиссии, стороны вынуждены были обратиться к помощи посредника.

Спор был урегулирован с участием посредника в лице главного юрисконсульта профсоюза работников отрасли г. Москвы, арбитра «Трудового арбитражного суда». Материалы были направлены в Московскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. По поручению комиссии Государственной инспекцией труда г. Москвы на предприятии была проведена проверка, по итогам которой было дано задание Департаменту федеральной государственной службы занятости по г. Москве принять меры для поддержки и обеспечения дополнительных гарантий занятости увольняемым работникам.

В итоге на общем собрании работников было заключено соглашение между работниками и работодателем об уменьшении числа высвобождаемых сотрудников не более чем на 40% и выплате дополнительных компенсаций высвобождаемым работникам.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника не установлен. Его определяют стороны и сам посредник.

В нашей стране посредником может выступать как работник органов по труду, являющийся представителем государственного органа, например сотрудник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения), так и негосударственного органа, каким является учреждение «Трудовой арбитражный суд по разрешению коллективных трудовых споров», а также любой независимый специалист.

В ходе переговоров посредник не должен оказывать давление на стороны при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора. Посредник не только организует активное обсуждение спорных вопросов, способствует достижению компромиссных решений, но и выдвигает собственные предложения.

Особо следует отметить, что процедура посредничества носит неформальный характер. Законодательство не предусматривает каких-либо обязательных этапов и действий. Это должно способствовать созданию непринужденной и спокойной атмосферы, конструктивного диалога.

Часть 3 ст. 403 ТК РФ закрепляет право посредника запрашивать и получать у сторон коллективного трудового спора необходимые документы и сведения, касающиеся данного трудового спора. Посредник в соответствии с Рекомендациями Минтруда России обладает также правом:

проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;подписывать решения, принятые сторонами спора при его участии.

Срок деятельности посредника ограничивается семью рабочими днями со дня его приглашения (назначения).

Результаты работы посредника могут выражаться в достижении согласованного решения в письменной форме и заключении сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае в протоколе2 фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным (разрешенным).

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не было достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны найти отражение все оставшиеся разногласия и намерения сторон (например, создание трудового арбитража).

Следует отметить, что Рекомендации Минтруда России ориентируют стороны на продолжение примирительных процедур, т. е. создание трудового арбитража.

Правовое положение посредника

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что посредник оказывается в худших условиях по сравнению с членами примирительной комиссии и трудовыми арбитрами в вопросе предоставления гарантий в связи с разрешением коллективного трудового спора. Статья 405 ТК РФ называет в числе лиц, за которыми закреплены гарантии в связи с участием в примирительных процедурах, только членов примирительной комиссии и трудовые арбитры. Как видно, в число субъектов, на которых должны распространяться гарантии, посредники не включены.

В соответствии со ст. 403 ТК РФ, при необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Однако, согласно ст. 407 ТК РФ, к компетенции государственного органа отнесены только формирование списков трудовых арбитров и организация их подготовки, т. е. нет разъяснения относительно посредников.

Установление такого изъятия представляется существенным пробелом в ст. 407 ТК РФ. Он так и не был устранен, в том числе и Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Хотя предложения о поправке в ст. 407 ТК РФ (дополнить полномочия данного органа формированием списка посредников) были отмечены в научной литературе3.

Необходимо также констатировать, что незакрепление вышеуказанных юридических гарантий для посредника (ст. 405 ТК РФ) ухудшает его правовое положение, препятствуя созданию правовых гарантий благоприятных условий для рассмотрения коллективных трудовых споров. Это позволяет предположить, что наметилась тенденция ухудшения правового положения посредника, следовательно, понижения роли посредничества как самостоятельной стадии разрешения коллективного трудового спора.

Нужно учитывать, что при решении вопроса о привлечении посредника к участию в урегулировании разногласий следует объективно оценить возможность достижения сторонами спора компромисса. Здесь необходимо заметить, что уровень разработки сторонами спора всех необходимых вопросов по урегулированию разногласий на этапе разрешения коллективного трудового спора примирительной комиссией влияет на дальнейший ход примирительной процедуры.

Требования к посреднику

Как подчеркивается в Рекомендациях Минтруда России, главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Посредник играет значительную роль в урегулировании разногласий. Поэтому к его личным качествам и профессиональным навыкам предъявляются повышенные требования.

Так, в Рекомендации МОТ 92 сказано: «посредник должен обладать способностью общения с людьми. В известной степени ему надлежит быть специалистом в области человеческих отношений. Он должен быть честным, вежливым, тактичным, уверенным в себе, уравновешенным и терпеливым. Иметь терпение выслушивать то, что стороны говорят и желают сказать, длительные и подчас утомительные и не относящиеся к делу дискуссии и перебранки. Обладать даром убеждения, включая хорошее владение устной речью, легкость в выражении мыслей, и уметь общаться со сторонами на языке, который им понятен».

Памятка посредникам, привлекаемым к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров, также обращает внимание на личные качества посредника и этику его поведения в ходе взаимодействия со сторонами спора. Подчеркивается, в частности, необходимость признания сторонами компетентности, объективности, беспристрастности и независимости посредника.

Посредник должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций. Ему вменяется в обязанность знание действующего законодательства, методов ведения договорного процесса.

Обращается внимание и на соблюдение этических правил. Конфиденциальная информация, доверенная посреднику при его работе, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды. Позиции и предложения сторон, высказанные посреднику конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой стороне без предварительного согласия стороны или лица, передавшего информацию. Посредник не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

В Рекомендациях Минтруда России и ТК РФ предлагается оформлять протоколом соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с будущим посредником, руководителем организации, в которой он работает, или государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.

Зарубежный опыт

За рубежом усиливается значение государственных посредников — специально назначенных чиновников и правительственных органов.

Например, в Финляндии назначается так называемый государственный примиритель, в ФРГ при Министерстве труда — посредник, участвующий в разрешении споров при заключении соглашений федерального уровня.

Таким образом, посредничество представляется необходимым и позитивным этапом примирительных процедур, который способствует качественным изменениям в отношении сторон. Ведь деятельность посредника «...позволяет объединить стороны спора через фигуру посредника, задача которого, ознакомившись с историей возникновения спора, его причинами, материалами работы примирительной комиссии, взаимными требованиями сторон, предложить пути вывода для разрешения спора с наименьшими потерями для сторон, не допустить забастовки»4.

Большое значение роли посредника в разрешении коллективного трудового спора и оказании помощи сторонам в достижении соглашения обусловлено тем, что «посредник приступает к работе, когда стороны уже израсходовали часть потенциала, содействующего переговорам, и между ними уже возникло отчуждение, мешающее найти согласованное решение без посторонней помощи»5.

НАША СПРАВКА

Согласно Постановлению Минтруда РФ от 14.08.2002 № 58 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника» посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников.

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2007 № 559 полномочия по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, закреплены за Федеральной службой по труду и занятости.

Обратите внимание, на сайте Роструда можно ознакомиться с базой данных по учету трудовых арбитров.

СТАТИСТИКА

Количественные показатели по трудовым арбитрам в федеральных округах РФ

Наименование территориального органа РострудаКоличество трудовых арбитров
Имеют опыт работы по разрешению КТС
Прошли подготовку в качестве трудового арбитра
Центральный федеральный округ597263115
Северо-Западный федеральный округ1096215
Южный федеральный округ1207291206
Приволжский федеральный округ1784558286
Уральский федеральный округ1075634
Сибирский федеральный округ783309132
Дальневосточный федеральный округ1003629
Итог по Российской Федерации:4678/100%1575/34%817/18%

Количество трудовых арбитров по их принадлежности к органам исполнительной власти и организациям различных форм собственности

Наименование территориального органа РострудаОрган исполнительной власти субъектов РФОрганы местного самоуправленияПрофсоюзные организацииОрганизации разлиых форм собственности и их объедненияГраждане
Центральный федеральный округ313027214810
Северо-Западный федеральный округ342012291
Южный федеральный округ236291323154
Приволжский федеральный округ388291535465
Уральский федеральный округ83012390
Сибирский федеральный округ18223311010
Дальневосточный федеральный округ114512161
Итог по Российской Федерации:163/9,3%2078/46,5%424/9,5%1194/34,3%21/0,5%

Показатели в Управлениях по урегулированию коллективных трудовых споров

Наименование территориального органа РострудаКоличество трудовых арбитровОпыт работы по разрешению КТСПодготовка в качестве трудового арбитра
Центрально-Черноземное Управление по урегулированию коллективных трудовых споров597263115
Северо-Западное Управление по урегулированию коллективных трудовых споров1096215
Волго-Вятское Управление по урегулированию коллективных трудовых споров524288141
Поволжское Управление по урегулированию коллективных трудовых споров1260270145
Северо-Кавказское Управление по урегулированию коллективных трудовых споров1207291206
Уральское Управление по урегулированию коллективных трудовых споров1075634
Западно-Сибирское Управление по урегулированию коллективных трудовых споров511194100
Восточно-Сибирское Управление по урегулированию коллективных трудовых споров27211532
Дальневосточное Управление по урегулированию коллективных трудовых споров1003629
Итог по Российской Федерации:4678/100%1575/34%817/18%

При решении вопроса о привлечении посредника следует объективно оценить возможность достижения компромисса сторонами спора

1 См.: Официальный сайт учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров: http://www.trudsud.ru
2 См. Приложение № 3 к Рекомендациям Минтруда России.
3 См., например: Мануковская А. Н. Процессуальные нормы и правоотношения в трудовом праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 2006. С. 13.
4 Гриценко Ю. М. Коллективные трудовые споры: правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 67.
5 Там же.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль