Компенсации на оздоровление и санаторно-курортное лечение

130
Решение вопросов, связанных с обеспечением работников, их детей и внуков путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление, в настоящее время весьма актуально. В них входит также возможность обеспечения путевками с использованием средств ФСС России. Ключевым моментом в поиске их разрешения выступает судебно-арбитражная практика по спорам между организациями и ФСС России, его территориальными отделениями, анализ которой, а также иных интересующих работников и работодателей спорных аспектов представлен в настоящей статье.

Санаторно-курортное лечение и оздоровление

Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 № 309 (в ред. от 15.07.2008 № 531) утверждено Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Данное Положение определяет порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования путевок на: санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний (далее — санаторно-курортное лечение и оздоровление); санаторно-курортное лечение в связи с необходимостью санаторного долечивания непосредственно после стационарного лечения заболеваний.

Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, а также на долечивание непосредственно после стационарного лечения приобретаются в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории России, имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности и сертификаты соответствия на питание, выданные в порядке, установленном законодательством РФ. Продолжительность путевок в данных учреждениях составляет от 14 до 24 дней.

Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями (далее — страхователи) в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения.

Приобретение путевок в санатории для детей с родителями осуществляется в соответствии с медицинскими заключениями на санаторно-курортное лечение.

Вышеуказанным постановлением Правительства РФ установлено, что региональные отделения ФСС России оказывают содействие страхователям в получении информации об имеющихся санаторно-курортных учреждениях, а при необходимости — иную помощь в решении вопросов приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

Расходы же на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей из расчета стоимости пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания, установленных федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделением Фонда страхователю ассигнований на эти цели, страхователь за счет средств обязательного страхования осуществляет самостоятельно.

В соответствии с п. 7 Положения распределение и выдача работникам путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, на оплату которых используются средства обязательного социального страхования, производятся с учетом предоставления работнику путевки не чаще одного раза в год на основании решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию страхователя.

Указанная комиссия образуется из представителей работодателя, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Путевка на санаторно-курортное лечение в санатории для детей с родителями выдается работающему родителю для совместного лечения с ребенком в возрасте с 4 до 15 лет включительно. В этом случае расходы за счет средств обязательного социального страхования удваиваются и осуществляются в пределах установленных страхователю ассигнований на санаторно-курортное лечение и оздоровление (п. 8 Положения).

Документом, подтверждающим пребывание работника в санаторно-курортном учреждении, является отрывной талон к санаторно-курортной путевке, возвращаемый работником страхователю.

Порядок расходования средств обязательного социального страхования на оздоровление детей регулируется ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на календарный год и решениями Правительства РФ об обеспечения отдыха и занятости детей.

Отделения (филиалы отделений) Фонда оплачивают путевки в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия по заявкам страхователей, содержащим наименование указанных санаторных лагерей, профили лечения и его сроки.

Проверки расходования средств Фонда социального страхования

В целях совершенствования контроля за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование ФСС России принято Постановление от 07.04.2008 № 81, которым утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам.

Данными Методическими указаниями определены единые требования к назначению, проведению региональными отделениями ФСС России и их филиалами документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию, плательщиков единого социального налога, страхователей-работодателей, применяющих специальные налоговые режимы (в том числе уплачивающих в добровольном порядке страховые взносы в Фонд на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности), составлению и форме актов проверок, а также к порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок.

Вопросы налогообложения

Весьма часто возникают вопросы о налогообложении НДФЛ сумм компенсации стоимости путевок для детей сотрудников, выплаченных за счет средств ФСС России. В таких ситуациях необходимо исходить из следующего.

Согласно п. 9 ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости путевок (за исключением туристских), на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ.

Также не подлежат налогообложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые:

за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ;за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы.

К санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Следовательно, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для детей сотрудников в санаторно-курортные и оздоровительные организации, находящиеся на территории РФ, за счет средств ФСС России не подлежат налогообложению НДФЛ. Аналогичные разъяснения даны в письме УФНС России по г. Москве от 19.09.2008 № 28-11/089849.

Необходимо также отметить, что постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 312 внесены изменения в Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава Федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы Федеральных органов налоговой полиции.

Согласно абз. 1 п. 1, данные Правила определяют порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абз. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», сотрудникам органов внутренних дел и иным лицам — для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории России.

Выплаты для оплаты стоимости путевок осуществляются в размере до 75 %, а выплаты на проведение отдыха детей — в размере 100 % от стоимости путевки детей застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия (продолжительностью до 24 дней), предусмотренной федеральным законом о бюджете ФСС России на соответствующий год.

Приобретение путевок для внуков

Несомненно, разъяснения налоговых органов об уплате тех либо иных налогов и сборов для налогоплательщиков являются обязательными. Также ими можно руководствоваться, отстаивая свою точку зрения в арбитражных судах.

И Минфин России, и ФНС являются органами, которые дают официальные разъяснения. Но бывают случаи, когда действующие разъяснения противоречат сложившейся судебно-арбитражной практике. В таком случае налогоплательщикам необходимо руководствоваться подп. 1. п. 3 ст. 111 НК РФ.

В соответствии с данной статьей одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, является выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Налогоплательщикам следует руководствоваться данной нормой статьи при возникновении спорных ситуаций в арбитражных судах.

Примером, иллюстрирующим рассматриваемую тему, является противоречивое разъяснение УФНС РФ по городу Москве (письмо от 04.02.2002 № 27-11-11а/5057).

На вопрос в том, подлежит ли включение в налоговую базу физических лиц стоимость путевок в дом отдыха на территории России, предоставленных внукам (возраст до 7 лет) работников за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, налоговая инспекция пояснила, что суммы компенсации стоимости путевок, приобретенных для внуков работников, не являющихся членами их семьи, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.

Вместе с тем в своем постановлении Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд от 28.120.2008 № 17АП-7873/2008-ГК по делу № А50-7961/2008, рассматривая конкретное дело, пришел к следующему выводу.

Государственное учреждение — Пермское региональное отделение ФСС России обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» (далее — ФГУЗ) о взыскании убытков, причиненных нецелевым расходованием средств социального страхования, на основании ст. 15 ГК РФ. Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2008 в удовлетворении исковых требований было отказано.

Истец с решением арбитражного суда не согласился, просил его отменить, как незаконное и необоснованное, а иск удовлетворить. Отделение Фонда считало, что расходование средств обязательного социального страхования ответчика на оздоровление внучки работника филиала ФГУЗ было произведено с нарушением ст. 10 Федерального закона от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда Социального страхования Российской Федерации на 2005 год», согласно которой средства обязательного социального страхования направляются на оплату путевок детей застрахованных граждан.

Федеральный закон от 29.12.2004 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» и Федеральный закон от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» друг другу не противоречат.

Статья 8 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ является общей нормой, предусматривающей виды страхового обеспечения, ст. 19 этого же Закона установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.

В соответствии с указанными нормами, Федеральным законом от 29.12.2004 № 202-ФЗ, являющимся специальным в данном случае, установлено, что путевки за счет средств обязательного страхования могут быть предоставлены только детям застрахованных граждан. Противоправность действий ФГУЗ заключалось в использовании путевки не по целевому назначению.

В соответствии с п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Как следовало из материалов дела, ФГУЗ обратился в Пермское отделение ФСС России с просьбой выделить путевки в летние оздоровительные учреждения для детей сотрудников, в частности одну путевку в лагерь «Комета». Указанная путевка была оплачена, выдана и получена представителем ответчика.

Получение путевки в детский оздоровительный лагерь было отражено ответчиком в расчетной ведомости по средствам ФСС России за 2005 год.

На основании заявления работника ответчика сотруднице была выдана указанная путевка для внучки, проживающей с бабушкой в одной квартире, одной семьей с ведением совместного хозяйства.

По результатам проведенной документальной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию не были приняты к зачету расходы, произведенные страхователем, плательщиком единого социального налога, с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов по обязательному страхованию, в частности, на оплату путевки в оздоровительный лагерь «Комета», выданной внучке, родители которой не являлись работниками ответчика.

Средства, не принятые к зачету, было предложено возместить истцу. В связи с неисполнением требования о возмещении убытков, истец обратился в арбитражный суд с данным иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из недоказанности истцом противоправности действий ответчика, наличия убытков и причинной связи между ними.

Такие выводы суд апелляционной инстанции нашел правильными, соответствующими материалам дела и требованиям закона.

Согласно подп. 14 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ, страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 19 этого же закона).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации» выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерию работодателей.

Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (п. 10).

Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (абз. 3 п. 18).

Положением о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 № 309, определены порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет средств обязательного социального страхования путевок, в том числе на санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний. Как указал суд, из системного толкования Семейного кодекса РФ (ст. 2, гл. 15) следует, что бабушка и внучка являются членами семьи.

Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Страховые выплаты, которые произвел истец, не являются для него ущербом, так как осуществлены в рамках деятельности страховщика. Истец, выплачивая стоимость путевки, исполнял свои обязанности, прямо возложенные на него законодательством об обязательном социальном страховании и иными нормативными правовыми актами.

С учетом изложенных положений закона, на основании представленных сторонами доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оздоровление ребенка, являющегося членом семьи работника страхователя, в 2005 г. за счет средств ФСС России не противоречит целям обязательного социального страхования и положениям Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Следовательно, существенные нарушения установленных правил расходования средств государственного социального страхования в данному случае отсутствуют, в связи с чем не имелось противоправности в действиях ответчика.

Доводы истца о том, что Федеральным законом от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» предусмотрено направление средств обязательного социального страхования на полную или частичную оплату стоимости путевок только для детей застрахованных граждан с учетом ранее изложенных обстоятельств не свидетельствовали о противоправности действий ответчика.

Таким образом, судом первой инстанции правомерно были признаны необоснованными исковые требования Пермского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы подлежали отклонению, как необоснованные.

Суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имелось и решение Арбитражного суда Пермского края от 01.09.2008 г. являлось законным и обоснованным, было принято в соответствии с нормами материального и процессуального права и отмене или изменению не подлежало.

Из изложенного можно сделать вывод, что разъяснения компетентных органов по вопросам уплаты налогов и сборов иногда противоречат сложившейся судебной практике, поэтому их применение является иногда исключительно невыгодными для налогоплательщиков.

К сожалению многие организации независимо от формы собственности не используют нормы действующего законодательства по приобретению путевок на оздоровление своих работников и членов их семей.

Суммы оплаты путевок для детей сотрудников в санаторно-курортные и оздоровительные организации за счет ФСС России не облагаются НДФЛ
Страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию является оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль