• Главная страница
  • » Статьи
  • » Формирование накопительной части пенсии (Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 25.12.2007 № 14-П)

Формирование накопительной части пенсии (Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 25.12.2007 № 14-П)

127
25.12.2007 было оглашено Постановление Конституционного Суда РФ № 14-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 20.07.2004 № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» в связи с жалобами К. А. Катаняна, Л. В. Ревенко и Д. В. Слободянюка».

Заявители обратились в Конституционный Суд РФ в связи с тем, что в 2005 г. им перестали производить начисления по обязательному пенсионному страхованию в части формирования накопительной составляющей пенсии и, как следствие, они были лишены возможности иметь дополнительный источник для повышения размера своих будущих пенсионных доходов. Свои претензии к Пенсионному фонду РФ как страховщику они уже оспаривали в Краснопресненском суде г. Москвы, но иск не был удовлетворен.

Согласно принятой в 2002 г. новой системе пенсионного обеспечения (Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовой пенсии в Российской Федерации») пенсия была поделена на 3 части: базовую, страховую и накопительную. Застрахованный гражданин мог самостоятельно принять решение об инвестировании накопительной части, передав ее в управление государственной управляющей компании, которой является Внешэкономбанк, или коммерческой структуре (частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду).

Тарифы страховых взносов, уплачиваемых страхователями за своих работников, были установлены Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В соответствии с этим законом тарифы зависят как от заработной платы застрахованного лица, так и от его пола и возраста.

Застрахованные лица были поделены на три группы. В старшую группу включены мужчины от 54 лет и старше и женщины от 50 лет и старше. За эту категорию граждан работодатели-страхователи выплачивают страховые взносы в размере 14% от всех сумм, начисленных в пользу работника. Они направляются только на финансирование страховой части пенсии.

В среднюю группу вошли мужчины, рожденные между 1953 и 1966 г., и женщины, рожденные между 1957 и 1966 г Для них тариф страховых взносов распределялся на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, причем большая часть страховых взносов (12%) направлялась на страховую часть и лишь 2% — в накопительную.

Третью группу составили лица, родившиеся в 1967 г. или позднее, таким образом, имеющие достаточно времени для формирования накопительной части трудовой пенсии. Эта категория работников могла отчислять на накопительную часть будущей пенсии 6%, а на страховую — 8%. В соответствии с правилами переходного периода, что оговорено в Законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», до 2008 г. в накопительную часть уплачивалось 4% (в страховую соответственно 10%), и только с нынешнего года этот взнос составил 6%.

Однако через три года накопительной части пенсии лишились все россияне старше 1967 г. рождения. Законодатель мотивировал это тем, что люди этой возрастной группы не успевали за время, оставшееся до выхода на пенсию, внести достаточные суммы для создания необходимых пенсионных накоплений. Верхняя палата парламента также проголосовала за поправку, так как ее цель, по мнению Совета Федерации, — снижение налогового бремени и достижение баланса поступлений от единого социального налога с выплатами пенсий.

Так, 20.07.2004 был принят Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации». В соответствии с п. 3. ст. 2 указанного Закона принята новая редакция ст. 22 Закона о пенсионном страховании, согласно которой выплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии с 01.01.2005 стала осуществляться только в отношении граждан 1967 г. рождения и младше.

Таким образом, застрахованные лица 39—53 лет были выведены из обязательной накопительной системы. Им перестали производить начисления по обязательному пенсионному страхованию для формирования накопительной части пенсии, и, как следствие, они были лишены возможности иметь дополнительный источник для повышения размера своей будущей пенсии, что и указал в своем заявлении К. Катанян.

К. Катанян., Л. Ревенко и Д. Слободянюк безрезультатно пытались защитить свои пенсионные права в суде общей юрисдикции, что и заставило их впоследствии обратиться в Конституционный Суд РФ с просьбой пересмотреть закон, ущемляющий, по их мнению, их права. При этом Генпрокуратура РФ поддержала заявителей.

Фактически они предложили два варианта решения вопроса: либо включить их в обязательное страхование на общих условиях, либо предоставить право добровольной уплаты взносов при условии, что будут зачтены внесенные в 2002-2005 гг. накопления, которыми сейчас распоряжается ПФР.

В судебном заседании, прошедшем в Конституционном Суде РФ 18.10.2007, были высказаны различные точки зрения.

Одна из заявителей Л. Ревенко назвала сложившуюся ситуацию «дискриминацией по возрасту», а свое поколение — «выброшенным» и «жертвой поправок».

Представитель Госдумы Д. Цабрия, наоборот, считает спорные нормы конституционными, так как они обеспечивают баланс интересов при формировании пенсионных отчислений между разными поколениями россиян. Кроме того, он заметил, что закон не запрещает гражданам доверить накопление пенсионных средств негосударственным пенсионным фондам и частным компаниям, что позволит получать проценты, которые впоследствии составят серьезную прибавку к основной пенсии.

Представитель президента М. Кротов полагает, что заявители не имели права обращаться в Конституционный Суд РФ, так как в силу возраста они еще не получили право на пенсию, закон к ним не применялся, а жалоба подана «в рамках абстрактного нормо-контроля».

Представитель Совета Федерации Е. Виноградова заметила, что сенаторы в свое время при обсуждении спорной нормы высказывали опасения, что эти изменения могут оказать негативное воздействие на ход пенсионной реформы, подорвут доверие граждан, однако приняли поправку, скорее ориентируясь на экономические критерии, чем на нормы права.

Специалисты Правового управления Совета Федерации высказали следующую точку зрения: граждане старше 1967 г. рождения должны иметь право воспользоваться средствами пенсионных накоплений, уже поступившими на их счета, на равных основаниях с другими застрахованными гражданами.

Как заявил судья Конституционного Суда РФ Б. Эбзеев, парламенту надо конкретизировать условия и порядок участия людей старше 40 лет в формировании пенсионных накоплений.

По прошествии двух месяцев Конституционный Суд РФ высказал окончательную точку зрения по поводу жалобы К. Катаняна, Л. Ревенко и Д. Слободянюка. В Постановлении КС РФ указал, что положения законодательства, предписывающие направлять всю сумму страховых взносов, уплачиваемых работодателями за мужчин с 1953 по 1966 г. рождения и за женщин с 1957 по 1966 г. рождения в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой части их трудовых пенсий, не противоречат Конституции РФ.

В Постановлении Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не случайно ввел разный порядок распределения страховых взносов, направляемых на формирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий для представителей различных возрастных групп, поскольку их возможности «изначально неодинаковы».

Как говорится в Постановлении, данная норма не противоречит Конституции РФ, «поскольку эти положения в системе действующего правового регулирования не препятствуют реализации указанными застрахованными лицами своих пенсионных прав, в том числе права передать средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд либо получить эти средства и доход от их инвестирования при назначении трудовой пенсии по старости».

Также в своем решении судьи Конституционного Суда РФ сочли, что возрастная дифференциация всех пенсионеров на три категории «не нарушила конституционный принцип равенства», поскольку в рамках каждой категории граждане были равны, а различия в правовом регулировании основывались на «такой объективной характеристике, как возраст». А поскольку первая и вторая категории граждан оказались уравнены в своих правах с 01.01.2005, то система обязательного пенсионного страхования финансово укрепилась.

Однако качество работы законодателей вызвало у судей неудовлетворение. Они указали, что в Российской Федерации необходимо избегать принятия законов, вносящих произвольные изменения в действующее правовое регулирование, иначе может быть нарушен принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. В Постановлении КС РФ отмечено, что законодатель «обязан был указать на цели своего решения» и предусмотреть механизм, при помощи которого граждане могли бы самостоятельно формировать индивидуальные пенсионные накопления.

В резолютивной части Постановления говорится, что федеральному законодателю надлежит конкретизировать условия и порядок участия застрахованных лиц в формировании их пенсионных накоплений.

Однако механизм уплаты добровольных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование пока не разработан. Его должен определить законодатель, но четкие сроки решения этого вопроса Конституционным Судом РФ не указаны. По общему правилу, предусмотренному Федеральным конституционным законом от 21.07.94 «О Конституционном Суде Российской Федерации», Правительство России обязано в течение трех месяцев со дня опубликования судебного решения разработать и внести в парламент соответствующий законопроект. Он рассматривается Госдумой во внеочередном порядке.

Таким образом, окончательное решение «проблемы 40-летних» — уплаты страховых взносов для формирования накопительной части пенсии застрахованных лиц 1966 г. рождения и старше, может произойти только после принятия соответствующего федерального закона.

КСТАТИ

Пенсионная система в ближайшее время должна быть дополнена четвертым уровнем - дополнительным добровольным пенсионным страхованием, в основе которого лежит принцип софинансирования.

14 ноября 2007 г. Государственная Дума в первом чтении приняла пакет законопроектов, которые должны выполнить задачу, поставленную президентом в последнем обращении к Федеральному Собранию РФ. Согласно законопроекту «<О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» основой дополнительной пенсионной схемы стала формула «1000+1000» - к 1000 руб., добровольно внесенных нашими гражданами в ПФР на свой накопительный счет, столько же добавит государство. Минимальный взнос, софинансируемый государством, - 2000 руб. Предельная сумма - 10 000 руб. в год.

Особые преимущества предоставляются работающим гражданам пенсионного возраста. Государство на каждую перечисленную ими тысячу будет добавлять 3000 руб., а в год такой взнос может составить 30 000 руб. Правда, участвуя в этой схеме, человек не должен получать пенсию.

Вступить в подобные правоотношения россияне могут в течение пяти лет - с 1 июля 2008 г. по 30 июня 2013 г.

Дополнительное софинансирование будет проводиться из Фонда национального благосостояния.

Кстати, первоначально подобный законопроект ставил своей целью восстановить справедливость в отношении работников, родившихся с 1953 по 1966 г., исключенных из накопительной системы. Кроме того, законодательные инициативы должны подтолкнуть «молчунов», не принявших решения о размещении своих пенсионных средств, к более активным действиям. В варианте, принятом в первом чтении, он принял более широкий характер.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль