Правовое регулирование труда несовершеннолетних работников: анализ практики Ростовской области

273
Нормативные правовые акты устанавливают ряд специальных гарантий и льгот для работников в возрасте до 18 лет, выделяя их в число особых субъектов трудовых правоотношений. При этом учитывается, что несовершеннолетние зачастую впервые вступают в трудовые отношения, не имеют опыта работы, нуждаются в особой охране здоровья, создании специальных условий безопасности труда. Статья 265 ТК РФ содержит положения, устанавливающие запрет применения труда лиц в возрасте до 18 лет. Аналогичные ограничения содержатся и в других нормативных правовых актах .

Правовую основу трудовых отношений работников, не достигших 18-летнего возраста, составляют Конституция РФ, международные акты, Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях прав ребенка), Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие нормативные правовые акты.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, закреплены в Законе РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости). Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет регулируются главой 42 ТК РФ.

По состоянию на 01.01.2007 на территории Ростовской области проживало 291 254 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет[1]. Для содействия занятости несовершеннолетних на различных уровнях действуют соответствующие программы. В настоящее время в сфере содействия занятости населения Ростовской области действует Программа социально-экономического развития Ростовской области на 2008–2012 г., утвержденная Областным законом от 26.10.2007 № 852-ЗС. Положениями п. 11.1 вышеуказанной Программы предусматривается выделение денежных средств на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних.

Кроме того, действует Областная целевая программа улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008–2010 г., утвержденная Областным законом от 09.10.2007 № 784-ЗС, п. 3.5 и 3.6 которой также предусматривают возможность выделения денежных средств на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних, в том числе на организацию временных рабочих мест для учащейся молодежи в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты особо нуждающимся подросткам.

По данным Управления государственной службы занятости населения Ростовской области в 2007 г. в территориальные центры занятости обратились 46 801 подросток в возрасте 14–17 лет, в I квартале 2008 г. — 6984. Из них трудоустроены на временную работу в свободное от учебы время — 44 254 (в I квартале 2008 г. — 6555). Состояли на учете в качестве безработных в возрасте 16–17 лет на конец 2007 г. — 222, на конец марта 2008 г. — 160[2].

С целью решения вопроса трудоустройства несовершеннолетних, снижения уровня подростковой преступности прокуратура Ростовской области, пользуясь правом законодательной инициативы, установленным в ст. 9 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации», разработала и внесла в 2007 г. на рассмотрение Законодательного собрания Ростовской области проект областного закона «О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в Ростовской области, находящихся в трудной жизненной ситуации». В нем предлагается установить работодателям квоту для приема на работу несовершеннолетних. Аналогичные законы действуют во многих субъектах РФ[3].

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона об основных гарантиях прав ребенка в случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ.

Вместе с тем в случаях, предусмотренных ст. 63 ТК РФ, допускается возможность заключения трудового договора и с несовершеннолетними, не достигшими 15-летнего возраста.

Правоприменителям следует руководствоваться ст. 5 ТК РФ, в соответствии с которой нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ.

В соответствии со ст. 63 ТК РФ трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения, с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства.

Вместе с тем, как справедливо отмечает А. В. Буянова, российский законодатель не вводит в трудовое законодательство специальных норм, предусматривающих особый порядок изменения трудовых отношений с несовершеннолетним работником. В связи с этим автор предлагает предусмотреть в законодательном порядке, что изменение трудового договора с работником, не достигшим возраста 16 лет, допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) лица, не достигшего 16 лет, и органа опеки и попечительства[4].

Для работника, не достигшего 18-летнего возраста, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени. Однако в отличие от других категорий работников, указанных в ст. 92 ТК РФ, при повременной оплате труда заработная плата несовершеннолетним работникам выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. В указанной редакции нельзя признать указанную статью гарантийной нормой. Следует установить право несовершеннолетних работников на оплату труда без учета сокращенной продолжительности рабочего времени.

Статья 269 ТК РФ устанавливает дополнительные гарантии работнику в возрасте до 18 лет при расторжении трудового договора. Так, расторжение трудового договора с работником в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Однако законодатель не урегулировал механизм реализации вышеназванных функций этих органов. Соблюдение специальной процедуры расторжения трудового договора осложняется тем, что численность правовых инспекторов чрезвычайно мала. Так, на территории Ростовской области действуют всего 30 правовых инспекторов.

Вместе с тем полномочия указанных органов позволяют восстановить нарушенные права работников в возрасте до 18 лет, а также предотвратить нарушения трудового законодательства. Со стороны комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может предоставляться необходимая информация о возможных правонарушениях в области трудовых прав несовершеннолетних, а органы федеральной инспекции труда, как органы надзора и контроля, могут применять меры по их устранению.

Статьей 9 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривается, что работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

В настоящее время наблюдается отсутствие действенного государственного и общественного контроля за соблюдением прав несовершеннолетних. Это ставит несовершеннолетних в положение наиболее незащищенных работников.

Прокуратурой Ростовской области систематически планируются и проводятся проверки соблюдения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних. Проводятся соответствующие проверки и по обращениям, поступающим в прокуратуру.

В ходе одной из проверок, проведенной прокуратурой Ростовской области в 2004 г., в основном выявлялись нарушения, касающиеся порядка оплаты труда, привлечения к сверхурочной работе и работе в выходные дни, приема на работу несовершеннолетних без прохождения предварительного медицинского осмотра.

Например, в ряде организаций Матвеево-Курганского района Ростовской области с несовершеннолетними заключались трудовые договоры без прохождения медицинского освидетельствования и в нарушение требований ст. 94, 96, 267 ТК РФ. Они предусматривали обычную продолжительность ежедневной работы, работу в ночное время, сокращенный трудовой отпуск в количестве 28 календарных дней. В другой организации подростку без заключения трудового договора был установлен восьмичасовой рабочий день, а оплата труда установлена ниже минимального размера[5].

В 2005 г. по результатам проверок, проведенных прокуратурой Ростовской области в сфере занятости и охраны труда несовершеннолетних, выявлено 44 нарушения, в 2006 г. — 80 таких нарушений, а по итогам 2007 г. — 40.

В 2007 г. прокуроры, используя предоставленные им полномочия для устранения выявленных нарушений, принесли пять протестов, по которым было отменено или изменено пять незаконных правовых актов. В суды прокурорами было подано пять исков (заявлений), все удовлетворены. Работодателям внесено 13 представлений об устранении выявленных нарушений, четыре должностных лица предостережены о недопустимости нарушения законов и пять лиц по постановлению прокурора были привлечены к административной ответственности[6].

Последняя плановая проверка,проведенная прокуратурой Ростовской области в марте–апреле 2008 г., показала, что нарушения работодателями трудовых прав несовершеннолетних являются типичными, что свидетельствует о правовом нигилизме работодателей.По фактам выявленных нарушений прокуратурой Ростовской области внесено более 30 представлений работодателям об устранении нарушений трудового законодательства, возбуждено 16 административных производств[7].

Наиболее распространенным является нарушение требований ст. 57 ТК РФ. Например, в трудовых договорах, заключаемых с несовершеннолетними, не указываются ИНН работодателя, место заключения договора, обстоятельства, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора, режим рабочего времени и отдыха, многие трудовые договоры не содержат условий об обязательном социальном страховании.

Несмотря на то, что обязанность по заключению трудового договора возложена на работодателя, при проверке одной из организаций в г. Ростов-на-Дону установлено, что трудовые договоры с несовершеннолетними до октября 2007 г. вообще не заключались, прием на работу оформлялся только приказом. Составляемые в настоящее время договоры не отвечают требованиям ст. 57 ТК РФ, кроме того, трудовые договоры с 14-летними подростками заключены без соответствующего разрешения их родителей, как этого требует ст. 63 ТК РФ.

Во многих организациях на несовершеннолетних в нарушение требований ст. 66 ТК РФ не заводились трудовые книжки.

Повсеместно работодателями игнорируются требования ст. 266 ТК РФ, в соответствии с которыми лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) за счет средств работодателя. В ходе проверок, проводимых прокуратурой Ростовской области, ни один работодатель не настаивал на проведении обязательного медицинского осмотра.

Несмотря на то, что ТК РФ устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних, многие работодатели игнорируют эту норму. Так, в одной из организаций несовершеннолетнему был установлен 7-часовой рабочий день, в другом случае вместо 35 часов в неделю несовершеннолетний работал по 36 часов, причем данное условие было закреплено в трудовом договоре. В двух организациях в г. Шахты продолжительность ежедневной рабочей смены несовершеннолетних составляла 8 часов.

Зачастую несовершеннолетним устанавливается продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работникам в количестве 28 дней вместо 31, как этого требует ст. 267 ТК РФ.

***В одной из организаций г. Азова в нарушение положений ч. 2 ст. 137, 150 ТК РФ из заработной платы несовершеннолетнего Г. незаконно удерживались денежные суммы на основании справки начальника цеха. Из содержания справки следовало, что работа по сдельным нарядам была выполнена, но так как подросток документально не оформлен модельщиком, начисленная ему заработная плата подлежит удержанию.

Не выполняются работодателями и требования законодателя, содержащиеся в ст. 265 ТК РФ. Так, несовершеннолетние выполняют работу, исключающую возможность применения труда подростков, содержащуюся в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163. Результаты проверок выявили случаи привлечения работников в возрасте до 18 лет к работе в должности электросварщиков на автоматических и полуавтоматических машинах, уборщиков производственных помещений в цехах с вредными условиями труда и т. д.

Законодатель не случайно предусмотрел сокращенную продолжительность ежедневной работы для несовершеннолетних, запрещение работы в ночную смену и другие виды работ, перечисленные в ст. 265 ТК РФ. Нарушение этих норм может повлечь причинение вреда здоровью и привести к неисправимым последствиям на стадии становления подросткового организма.

В нарушение требований ст. 265 ТК РФ работники в возрасте до 18 лет работают официантами в ночных клубах, грузчиками в организации, основным видом деятельности которой является торговля алкогольными напитками.

Выявлены случаи нарушения требований ТК РФ относительно увольнения работников.

***Так, К. уволена по п. 2 ст. 77 ТК РФ в связи с истечением срока договора, фактически до его истечения. Вместе с тем расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ). В данном случае общий порядок соблюден не был, значит, требовалось согласие государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.

Незначительное количество выявляемых нарушений трудовых прав несовершеннолетних связано, как представляется, в том числе с особенностями подростковой психики. Работники в возрасте до 18 лет предпочитают оставить без внимания нарушение их трудовых прав, чем обращение с жалобой к прокурору или с исковым заявлением в суд. Кроме того, в силу своей правовой неграмотности, обусловленной возрастом, далеко не каждый подросток может понять, что его права были нарушены. Следовательно, в отношении несовершеннолетних работников наиболее эффективной будет являться работа органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства по правовому воспитанию, распространению правовых знаний среди работников.

[1] Отчет Управления государственной службы занятости населения Ростовской области за 2007 г. / Официально не опубликован.
[2] Отчет Управления государственной службы занятости населения Ростовской области за 2007 г
[3] См., напр., Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест»; Закон Оренбургской области от 02.11.2004 № 1526/257-III-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области».
[4] Буянова А. В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников // Трудовое право. 2005. № 6. С. 76–78.
[5] Обобщение практики прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних в Ростовской областиза 2004 г. / Официально не опубликовано.
[6] Статистический отчет о работе прокуратуры Ростовской области за 2005 г. / Официально не опубликован.
[7] Обобщение практики прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав несовершеннолетних в Ростовской области за I квартал 2008 г. / Официально не опубликовано.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль