«Коммерческая выгода не всегда определяющий мотив для заключения лицензионного договора»

156
Сейчас в моде понятия корпоративного духа и эффективной мотивации, которые, как ни крути, все-таки что-то искусственное. Но, беседуя с начальником правового управления «Мосфильма» Светланой Пылёвой, мы убедились, что в некоторых особенных сферах (пусть и коммерческих) по-прежнему живы и искренняя влюбленность в общее дело, и какое-то удивительно душевное, трепетное отношение к нему.

— Со стороны кажется, что абсолютно вся работа юристов киноконцерна так или иначе должна быть связана с интеллектуальной собственностью. А что в действительности?

КомпанияКиноконцерн «Мосфильм» — ведущее предприятие киноиндустрии России, отсчитывающее свою историю с января 1924 года (именно тогда киностудия начала работать как сложившийся творческий коллектив). В настоящее время производственная мощность студии — более ста картин в год. «Мосфильм» производит, прокатывает и реализует кино-, теле- и видеопродукцию, а также оказывает услуги по всему циклу кинопроизводства — от литературного сценария до готовой фильмокопии. Преодолев кризис 90-х годов, «Мосфильм» не только сохранил традиции и кинематографические профессии, но и стал высокорентабельным предприятием, увеличив свою доходность за последние девять лет более чем в 10 раз.

— В действительности наша работа интеллектуальной собственностью не ограничивается. Да, реализация исключительных прав на фильмы — предоставление лицензий телеканалам и иным лицам — безусловно, важное направление нашей работы. Им занимается отдел телевизионных прав. Надо сказать, что «Мосфильм» — единственная киностудия на постсоветском пространстве, которая сохранила в своем распоряжении огромный фильмофонд, созданный за все годы ее существования, несмотря на то, что в начале 2000-х годов поступало очень много предложений об отчуждении исключительных прав.

Но кроме отдела телевизионных прав в правовом управлении есть еще два: договорный отдел и юридический отдел, и у них не меньший объем работы. Договорный отдел сопровождает закупки (поскольку киноконцерн является федеральным государственным унитарным предприятием, на него распространяется Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). А юридический отдел курирует все остальные правовые вопросы, которые возникают в процессе деятельности «Мосфильма». Их, поверьте, немало, и они охватывают самые разные сферы.

— Например, какие?

— Например, земельно-имущественные отношения. Вот вы сейчас прошли по «Мосфильму» — могли убедиться, какая здесь большая территория. У нас 34 гектара земли и больше 70 зданий и сооружений. Как раз на данный момент мы завершаем очень масштабную работу по учету всех этих объектов и регистрации прав. Поясню: в 2007 году было принято постановление Правительства РФ «О совершенствовании учета федерального имущества», которое изменило порядок учета, и для того, чтобы оформить все наши объекты так, как того требовало законодательство, нам нужно было провести инвентаризацию, собрать на каждый объект ряд документов. Для юридического отдела эта работа означала решение целого комплекса вопросов.

Еще у нас довольно большой блок вопросов, связанных с трудовым правом: все-таки на «Мосфильме» трудятся более 800 человек, есть и вредное производство, и сменная работа, и другая специфика. Также юридический отдел ведет всю остальную договорную работу вне закупок по закону № 223-ФЗ. В том числе это касается договоров, которыми оформляется кинопроизводство.

— Пожалуй, это самое интересное. Какие это договоры — возмездное оказание услуг?

— Это может быть подряд, возмездное оказание услуг, аренда или комплексный смешанный договор — все зависит от потребностей заказчика в каждом конкретном случае. «Мосфильм» — это единая производственная база, которая оказывает полный спектр услуг, необходимых для создания любой кинокартины, в том числе исторической, военной, фантастической. У нас 15 павильонов и три натурные площадки для съемок, есть подразделение, которое создает декорации любой сложности (можно построить и дворец, и подводную лодку, и средневековый город, создать любой интерьер любой исторической эпохи), огромный комплекс сценическо-постановочных средств (это уникальная коллекция костюмов и реквизита), комплекс операторской техники, современная студия звукозаписи, студия компьютерной графики для создания спецэффектов, военно-техническая кинобаза и многое, многое другое. Понадобятся при производстве нового фильма все наши услуги или только часть из них — это решают заказчики, то есть продюсеры, которые организуют производство фильма. Например, бывает, что съемки проходят не в наших павильонах, но у «Мосфильма» берут операторскую и осветительную технику, заказывают производство декораций, костюмы и т. д. От необходимого набора услуг зависит и договор. Но я не могу сказать, что здесь есть что-то сложное: мы давно разработали и утвердили типовые формы на разные виды услуг.

— «Мосфильм» не только оказывает услуги другим производителям фильмов, но и сам производит новые фильмы. И в части этой деятельности, я полагаю, возникает особый блок работы с интеллектуальной собственностью — когда уже не вы передаете права на использование того или иного объекта, а, наоборот, сами должны получить права у сценаристов, художников, режиссеров и т. д. В этой части договорная работа тоже стандартизирована?

— В основном да, причем не только с нашей стороны. Дело в том, что в рамках Союза кинематографистов РФ действуют профессиональные объединения — Гильдия кинорежиссеров России, Гильдия сценаристов кино и телевидения, Гильдия художников кино и телевидения, Гильдия композиторов кино и другие. Уже несколько лет существуют согласованные с профильными гильдиями формы договоров по опередаче исключительных прав на те или иные произведения или объекты смежных прав. Их очень удобно брать за основу — потом не приходится тратить много времени на согласование. Хотя в любом случае каждый автор и каждый договор требуют внимания и особого подхода.

БиографияСветлана Пылёва в 1992 году окончила юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности «криминология». Долгое время работала адвокатом Московской городской коллегии адвокатов, специализируясь на уголовных делах. В 2001 году стала руководителем юридического отдела киноконцерна «Мосфильм», затем возглавила Правовое управление киноконцерна «Мосфильм».

«Коммерческая выгода не всегда определяющий мотив для заключения лицензионного договора»

— Перечисляя основные направления работы юристов, вы не упомянули защиту исключительных прав. Разве вы не отслеживаете случаи, когда картины «Мосфильма» без разрешения показывают на кабельных телеканалах, размещают на пиратских сайтах и т. д.?

— Такой мониторинг ведут не только юристы, но в той или иной степени абсолютно все, кто работает на «Мосфильме». Все знают: если где-то заметили что-то, что, возможно, нарушает права киноконцерна, желательно это сфотографировать или снять на видео и сообщить в юротдел. Кстати, буквально недавно поступил такой сигнал от сотрудника, который был в поездке в Латвии. Оказалось, что в поезде пассажирам показывали наши фильмы, хотя разрешения у киноконцерна никто не спрашивал. Сотрудник передал нам эту информацию, что послужило основанием для направления претензии.

Отдел телевизионных прав постоянно отслеживает показы на телевизионных каналах, а юридический отдел по мере возможности ведет соответствующий мониторинг в интернете. Должна сказать, что проблем с телевидением сейчас почти нет: вряд ли телеканал решится беззастенчиво пускать в эфир фильм без разрешения правообладателя. Если такое и случается, то только на небольших региональных кабельных телеканалах, которые труднее отследить. Подобные ситуации, как правило, решаются с помощью претензии.

С интернет-пространством, конечно, гораздо труднее. Основная проблема в том, что откровенно пиратские торренты очень трудно «вычистить» — не секрет, что владельцы таких интернет-ресурсов обычно находятся под иностранной юрисдикцией. И все-таки некоторые плодотворные изменения в интернет-пространстве пусть и медленно, но происходят. Например, мы уже несколько лет сотрудничаем с Google, YouTube, сейчас начинаем работать с социальными сетями — добиваемся удаления нелегально выложенных фильмов. У нас уже есть опыт использования новой предварительной обеспечительной меры для таких случаев — когда правообладатель может обратиться в Мосгорсуд для досудебного ограничения доступа к фильму, которой нелегально размещен в интернете.

Не только о работе— Вы пришли в инхаус-юристы из адвокатуры по уголовным делам. Почему такой резкий поворот?— На «Мосфильм» я попала случайно. Но само решение уйти из адвокатуры тогда было взвешенным. Если кратко, то это произошло не в лучший период для судебной системы. У меня тогда в какой-то степени возникло разочарование в том, чем я занималась. А «Мосфильм» открыл мне новые возможности, перспективы, а главное, подарил радость общения с людьми, которые здесь работают.— У вас есть любимое кино от «Мосфильма»?— Есть! Но я его не назову, чтобы не показаться необъективной. Понимаете, за 13 лет работы на «Мосфильме» чувствуешь себя причастной к тому, что здесь создается, поэтому невозможно отдать предпочтение какому-то фильму. Все близко и любимо.— Вы любите наблюдать за процессом киносъемок?— Да, это очень увлекательный процесс. У меня он вызывает не просто интерес, а скорее восхищение, особенно когда видишь работу профессионалов.

— Кстати, какое у вас сложилось мнение об этой мере защиты? Не слишком ли она сложная, многоступенчатая?

— Я знаю, что так называемый антипиратский закон*, который ввел эту предварительную обеспечительную меру, часто критикуют, но лично я считаю его шагом вперед. Возможно, эта обеспечительная мера — действительно довольно сложная для применения процедура. Но тем не менее это реально работающий механизм, которым может воспользоваться правообладатель. Кроме того, государство, вводя этот механизм, показало свою волю и свое отношение к нарушениям интеллектуальных прав в интернет-пространстве, а именно что такие ситуации регулируются, пресекаются и не будут пускаться на самотек. И это очень важно.

— За время действия четвертой части ГК РФ выявились какие-то ситуации, которые оказались все-таки недостаточно урегулированы новым законодательством?

— Скорее есть ситуации, которые вызывают вопросы не потому, что они плохо урегулированы в четвертой части Гражданского кодекса, а в силу разницы между современным и прежним регулированием. Это ситуации, связанные со старыми советскими фильмами. К примеру, в прежнем законодательстве (еще даже до закона «Об авторском праве и смежных правах») не существовало понятия смежных прав исполнителей. А сейчас такое понятие существует и даже есть норма, которая запрещает без особого согласия исполнителя отдельно использовать звук или изображение исполнителя, зафиксированные в аудиовизуальном произведении. Так вот, юридически нет оснований распространять данную норму на старые советские фильмы, которые создавались тогда, когда смежных прав еще не было. Но если руководствоваться этическими соображениями, то справедливо все-таки заручиться согласием артиста, прежде чем использовать его изображение в рекламе какого-то товара. Согласитесь: снимаясь много лет назад в фильме, артист вряд ли мог даже предположить, что спустя время его изображение в образе персонажа из этого фильма может появиться, скажем, на упаковке с печеньем.

— А если кто-то хочет использовать в рекламном ролике фрагмент старого фильма, «Мосфильм» интересуется мнением режиссера? Насколько мне известно, в этом тоже формально нет необходимости.

— Совершенно верно, в таких случаях формально мы вправе не интересоваться мнением режиссеров, но в действительности так не поступаем и вообще очень избирательно подходим к заключению подобных лицензионных договоров. Мы считаемся с позицией режиссеров.

— Проще говоря, если режиссер против, то «Мосфильм» не заключит с желающим лицензионный договор, даже если тем самым упустит возможность получить хороший доход от такого использования?

— Да, если речь идет о рекламе какого-то продукта (услуг) и режиссер против, то лицензионного договора не будет. Понимаете, с одной стороны, есть юридический факт: исключительные права на фильмы принадлежат киностудии и как их использовать, «Мосфильм» вправе решать самостоятельно, не запрашивая согласия режиссера, автора сценария, композитора. Но с другой стороны, есть моральный аспект, и для «Мосфильма» он не менее важен, чем формально-юридическая и коммерческая составляющие. В этом вопросе «Мосфильм» отличается от различных агентов, которые в свое время удачно приобрели чей-то фильмофонд и теперь эксплуатируют его как угодно с одной только коммерческой целью. «Мосфильм» — это особый случай. Здесь трепетное отношение к тому, что было создано за долгую историю его существования, и очень уважительное отношение к людям, которые над этим работали. Поэтому при реализации авторских прав коммерческая выгода — не всегда определяющий мотив для заключения лицензионного договора.

— Наверняка это связано с общей внутренней атмосферой на «Мосфильме» — люди влюблены в свое дело. К юристам это тоже относится?

— Безусловно! На «Мосфильме» много людей, которые работают здесь всю жизнь. Основной состав юристов тоже работает довольно давно, и это при том, что большинство моих коллег пришли сюда сразу после вузов. Мне кажется, если человек здесь прижился, он уже не захочет искать другую работу. «Мосфильм» затягивает: если влюбился в него, уже ничего с этим не поделаешь. Здесь невероятно дружелюбная атмосфера, какая-то своя уникальная аура.

* Федеральный закон от 02.07.13 № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях».

Полный текст интервью читайте на сайте журнала www.lawyercom.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль