«Законодательство не успевает за темпами появления новых интернет-технологий»

99
У юристов в сфере интернет-торговли не бывает готовых правовых шаблонов для новых бизнес-решений. Им всегда приходится становиться первопроходцами. Как удается каждый раз находить выход, рассказала Надежда Белова, директор юридического департамента OZON.ru.

 

«Законодательство не успевает за темпами появления новых  интернет-технологий»
Надежда Белова, директор юридического департамента компании OZON.ru

Структура юридической службы

– У вас по современным меркам немаленькая юридическая служба – 10 человек. Она разделена на отделы?
– У нас скорее не формальные отделы, а два больших профильных направления – правовое сопровождение бизнеса и сопровождение внутрихозяйственных вопросов. Первое направление включает в себя все наши бизнес-договоры (с клиентами и партнерами), маркетинг, мониторинг информации на сайте OZON.ru и т. д. А второе направление – это обычные внутрихозяйственные договоры (например, аренда), корпоративная работа, взаимоотношения с госорганами. Конкретные функции формально не закреплены за сотрудниками, но некая традиционная специализация, безусловно, есть. Правда, она не носит постоянного характера. Например, если у кого-то из сотрудников хорошо идет претензионная работа, то это не значит, что он ничем, кроме претензий, заниматься не будет и не получит каких-то новых задач, интересных для профессионального роста.

Компания Онлайн-мегамаркет OZON.ru был открыт в 1998 году и сейчас является самым большим в рунете. В его ассортименте более 2,2 млн наименований товаров разных сегментов: цифровые и печатные книги, музыкальные диски, видеотовары, программные продукты, электроника, товары для детей, семьи и дома, одежда и т. д. В 2009 году открыт онлайн-мегамаркет путешествий OZON.travel. Ежедневно на сайт OZON.ru заходят около 700 тыс. посетителей, а число зарегистрированных пользователей OZON.ru превышает 7 млн человек.

Специфика работы

– Все, что связано с бизнес-направлением, – это то, что имеет отношение к сайту OZON.ru?
– Да, но деятельность юристов бизнес-направления не привязана только к сайту. Интернет-торговля, как и любая другая торговля, тоже требует оформления вполне обычных договоров с партнерами (поставки, комиссии, оказания услуг), а также приобретения земельных участков и строительства складов для хранения товаров, обеспечения коммуникаций, логистики и т. д. Например, за время моей работы в OZON.ru компания строит уже третий крупный складской комплекс, и каждый раз юристы тесно взаимодействуют с нашим отделом капитального строительства по вопросам получения разрешений, заключения договоров подряда, государственной регистрации права собственности.

– Какие договоры должна заключить компания, чтобы пользователи сайта OZON.ru могли приобрести товары в интернет-магазине?
– Компания продает как собственные товары (и тогда для их приобретения требуются договоры поставки), так и товары сторонних лиц по договору комиссии. Кроме того, мы предоставляем другим лицам возможность использовать наш сайт как торговую интернет-площадку для продажи товаров от своего имени. В последнем случае клиенты оставляют заявку на приобретение товара на сайте OZON.ru, но в дальнейшем с ним связывается непосредственно продавец, а не представители нашей компании, и все существенные условия заказа они решают напрямую. В этих случаях мы заключаем с продавцом не договор комиссии, а договор оказания услуг. Наши услуги заключаются в размещении на сайте OZON.ru информации о товаре, передаче продавцу статистики поступивших заказов и т. д. В перспективе у нас развитие дополнительных услуг для таких партнеров – логистических и по организации курьерской доставки.

– Судя по предложениям на вашем сайте, у вас есть и другие партнерские отношения – когда кто-то оказывает вам услуги, размещая на своих сайтах ссылки на товары OZON.ru, баннеры акций и т. д. У вас не бывает сложностей в формулировке предмета этих договоров и в проверке факта оказания услуг?
– Поначалу нам действительно было непросто разобраться в деталях, чтобы потом правильно прописать их в договоре – что такое баннер, крутилка, гиперссылка и т. д. Но нам очень помогло то, что для наших IT-специалистов и маркетологов все эти понятия – абсолютно привычная сфера и мы, юристы, всегда могли с ними проконсультироваться. Так что сейчас это и для нас тоже вполне обыденные понятия. Что касается юридической части, то это договоры возмездного оказания услуг – мы платим за размещение некой информации на определенном сайте, которое привело к переходу на наш сайт. В плане доказывания факта оказания этих услуг у нас никогда не возникало никаких споров и сложностей – есть информационные системы, которые фиксируют статистику переходов, лог-файлы, коды в ссылках, по которым перешли клиенты, – все это делает систему реализации отношений с партнером абсолютно прозрачной.

– Учитывая, что для вас интернет-сфера стала настолько привычной, вы не задумывались о полном переходе на электронные договоры с партнерами?
– Мы давно присматриваемся к этому варианту и, я думаю, когда-нибудь обязательно придем к нему. Но сейчас этот вопрос упирается в то, что переход на электронное заключение договоров возможен лишь при наличии у обеих сторон электронных подписей. А они, к сожалению, пока не очень распространены, особенно у средних и мелких компаний. Придется дождаться того времени, когда электронные подписи станут привычным и повсеместным явлением.

Биография Надежда Белова родилась в 1983 году в Нижнем Новгороде (тогда – Горький). В 2005 году окончила обучение по программе Российско-французского университета, получив одновременно два высших образования: по направлению «юриспруденция» в Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского и по направлению «перевод и переводоведение» в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Н.А. Добролюбова. В том же году пришла в OZON.ru, начав карьеру с должности ассистента юридического отдела. В 2010 году возглавила юридическую службу этой компании.

– В отличие от электронных подписей публичные оферты в электронном виде и розничные договоры купли-продажи в форме заказов в интернет-магазинах уже стали привычным явлением. А когда это все только появлялось, как вы объясняли, например, Роспотребнадзору или суду в спорах с потребителями процесс заключения сделки в интернет-покупках?
– В 2007–2008 годах мы готовили целые презентации, чтобы не просто на словах объяснить, а наглядно показать сотрудникам Роспотребнадзора и судьям, как устроен интернет-магазин, что представляет собой процесс присоединения клиента к публичной оферте, как делается заказ, что такое личный кабинет на сайте и т. д. В судебные заседания мы приезжали с ноутбуком и пошагово демонстрировали все эти моменты. Сейчас этого, конечно, уже не требуется. Например, сотрудникам Роскомнадзора не нужно объяснять, что значит оформление согласия клиента на использование его персональных данных в виде чекбокса, то есть путем проставления галочки в специальном поле при регистрации на сайте. Если Роскомнадзору нужно провести проверку по жалобе, то нам, как правило, не приходится представлять какие-то бумажные распечатки в подтверждение получения согласия. Проверяющим достаточно зайти на сайт и убедиться в том, что регистрация и оформление заказов в принципе невозможны без дачи согласия на использование персональных данных.

– Кстати, в целом по направлению, связанному с персональными данными, в чем заключалась работа вашего юрдепартамента?
– Наша роль заключалась скорее в выработке общей идеологии. Например, в решении вопроса о том, требуется ли получать согласие обладателя персональных данных именно в письменной форме или оно может быть дано любым способом, который мы сами определяем. На мой взгляд, из содержания закона «О персональных данных» четко следует, что наша ситуация не подпадает под те случаи, когда согласие требуется именно в письменной форме. Хотя официальных публичных разъяснений Роскомнадзора по этому вопросу пока нет, неофициально представители ведомства озвучивали нам аналогичную позицию.

– Скажите, в части применения закона «О защите прав потребителей» есть какие-то специфические сложности, связанные с тем, что торговля ведется дистанционно?
– Есть особенность, из-за которой мы даже выступили с инициативой внести уточнение в этот закон. Это связано с ситуацией, когда потребитель на законном основании возвращает приобретенный товар. Как это происходит в обычном, не виртуальном магазине? Клиент приходит, пишет заявление, сразу возвращает товар, получает назад деньги. А как это происходит в дистанционной торговле? Клиент отправляет по почте или через форму обратной связи на сайте письменное требование вернуть деньги. Причем закон «О защите прав потребителей», устанавливая конкретный срок, в течение которого продавец должен вернуть оплату, совершенно не связывает начало течения этого срока с обязанностью потребителя вернуть товар, от которого он отказывается. В результате некоторые клиенты, отправляя нам такие заявления, не чувствуют себя обязанными передать обратно товар.

– Но ведь тогда на их стороне возникает неосновательное обогащение. Разве в суде такие ситуации не решаются в вашу пользу?
– В том-то и дело, что в судебной практике некоторых регионов тоже встречается такая позиция: достаточно заявления от клиента о возврате денег, а возврат товара не является его встречным обязательством. И, к сожалению, это иногда приводит к злоупотреблениям со стороны недобросовестных потребителей. Мы стараемся сейчас переломить такую абсурдную судебную практику, но это проще было бы сделать при наличии в законе прямой нормы о встречной обязанности потребителя вернуть товар. Нам не хочется настаивать на каких-то жестких поправках, которые приведут к тому, что добросовестному потребителю будет трудно сдать товар в магазин, наша цель – добиться разумного баланса интересов сторон.

Не только о работеПочему вы решили стать юристом?
Почему-то у меня даже не стоял вопрос, кем стать. Тяга к справедливости была у меня с детства. Свою первую претензию я написала, когда мы с сестрой играли в магазин. Когда в школе началось обществоведение, этот предмет укрепил желание изучать законы, знать и защищать свои права.
Вы общаетесь неформально с коллегами из интернет-сферы? Делитесь опытом?
Конечно, общаемся. Практические навыки всегда ценнее, чем теория. В основном я общаюсь с теми коллегами, с кем когда-то работала вместе, или встречаюсь с коллегами из смежных сфер на тематических конференциях – это хорошее поле для обмена опытом.
Вы сами часто пользуетесь сайтом OZON.ru как потребитель?
Регулярно пользуюсь. Причем настолько привыкла, что, кажется, уже даже не представляю, как можно некоторые вещи покупать в обычных магазинах. Интернет-магазин – это существенная экономия времени, а время я ценю, пожалуй, больше всего.

– В чем, на ваш взгляд, заключается главная специфика электронной торговли с точки зрения ее правового сопровождения?
– Пожалуй, главная особенность в том, что интернет-бизнес – это сфера, которая никогда не стоит на месте. Законодательство просто не успевает за темпами появления новых интернет-технологий, понятий, инструментов. Поэтому нам, юристам, работающим в этой сфере, постоянно приходится выискивать приемлемые варианты для регламентации (в частности, в договорах) тех понятий, которые еще не существуют в законе. Я имею в виду не только использование терминологии, но и выбор правовой модели для оформления взаимоотношений с партнерами – например, с купонными сервисами или для осуществления каких-то совместных программ лояльности.

– Но ведь программы лояльности широко распространены и в обычной, а не только в виртуальной торговле. Или в вашем случае есть какие-то особенности?
– У программ лояльности есть сразу несколько аспектов, которые давно уже нуждаются в законодательном урегулировании. Некоторые из них едины для всех компаний независимо от их сегмента бизнеса. Например, это вопрос о том, что юридически представляет собой программа лояльности: право или обязанность компании предоставить какие-либо преимущества (подарки, скидки) клиентам – участникам программы? Но в интернет-сфере есть и свои особые аспекты. Например, в части налогового законодательства возникает вопрос, должны ли мы вести учет участников программ лояльности, которые мы проводим, и выполнять в отношении них функции налогового агента? Тут надо понимать, что аккаунт на сайте и реальный человек – не одно и то же. Не всегда персональные данные, указанные при регистрации на сайте, имеют реальный характер. Один и тот же человек может иметь у нас, условно говоря, пять аккаунтов, и, наоборот, разные люди могут делать заказы, пользуясь одним аккаунтом. Если мы будем направлять в налоговые инспекции данные аккаунтов, то насколько эти сведения будут соответствовать действительности? Никто этого знать не может. Поэтому мы очень тщательно подходим к выбору вариантов программ лояльности и стараемся избегать тех, в которых есть риск квалификации отношений как дарения.

Требования к сотрудникам

– Учитывая специфику бизнеса компании, вам принципиально важно, чтобы новые сотрудники юрдепартамента имели опыт работы, связанный с интернет-сферой?
– Нет, опыт работы в этом сегменте, так же как и опыт в обычном розничном ритейле, – это скорее преимущество для кандидатов, чем обязательное требование. Для меня важнее, чтобы человеку интересно было развиваться в такой нестандартной сфере, как наша, и чтобы он мог быстро ориентироваться в новых условиях. У нас есть все возможности для внутреннего роста, так как существуют определенные градации – ассистент, младший юрист, юрист и старший юрист. Поэтому заинтересованный человек, придя фактически с нуля на должность ассистента, имеет шанс получить как карьерный рост, так и редкий опыт в интернет-сфере.

Интервью: Евгения Яковлева. Фото: Алексей Новиков



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль