«Чтобы передать песню в эфир, заключать договоры с ее автором и исполнителем не требуется»

126

«Чтобы передать песню в эфир, заключать договоры с ее автором  и исполнителем не требуется»
Сергей Подкопаев, начальник юридического департамента ЗАО «Русская Медиагруппа»

Для юристов в сфере радиовещания рутина – дела, которые на первый взгляд не имеют отношения к праву: разбор концепции радиовещания, прослушивание рекламы. Почему – нам рассказал Сергей Подкопаев, начальник юридического департамента ЗАО «Русская Медиагруппа».

Структура юридической службы

– Сколько отделов включает в себя ваш юридический департамент?

– Он включает 5 отделов: отдел правового сопровождения корпоративных действий, а также отделы правового обеспечения интеллектуальной собственности, хозяйственной деятельности, спецпроектов, рекламной деятельности. В целом в нашем департаменте работают 10 юристов.

– Какая функция у отдела правового обеспечения спецпроектов?

– Во-первых, у нас на постоянной основе проводятся различные эфирные акции, например, розыгрыши призов среди радиослушателей. Эти акции требуют как минимум разработки правил участия в них, а также заключения договоров о приобретении сувенирной продукции. Во-вторых, «Русская Медиагруппа» регулярно проводит специальные мероприятия, в частности музыкальную премию «Золотой граммофон», скачки «Гран-При радио Monte Carlo», международный рок-фестиваль MAXIDROM, конкурс красоты «Мисс Русское Радио» и т. д. Организация этих мероприятий каждый раз требует заключения целого комплекта договоров: например, подряда – на разработку и выполнение сценических конструкций, постановку света, звука, изготовление костюмов и т. д., соглашений с Российским авторским обществом об отчислениях авторам музыкальных произведений, а также договоров с исполнителями о передаче прав на дальнейшее использование их исполнений в теле- и видеоверсиях. Кроме того, необходима аренда зала, а также обеспечение требований безопасности при проведении массовых мероприятий, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы. В частности, если мы проводим какое-то мероприятие в спорткомплексе «Олимпийский», то нужно заключить договоры с МЧС, выставить оцепление, организовать дежурство бригад скорой помощи.

Специфика работы

– Какое из пяти направлений, которые вы назвали, самое крупное по объему работы?

– Работы в каждом отделе хватает, но, наверное, наиболее загруженный у нас отдел правового обеспечения рекламной деятельности. У него очень внушительный документооборот, поскольку постоянно проходит большое количество PR-акций, которые поддерживают радиостанции «Русской Медиагруппы» и наш телеканал RU.TV. Кроме того, юристам этого отдела ежедневно приходится прослушивать или просматривать очень много рекламы, которую предлагают к размещению на радиостанциях или телеканале, чтобы оценить ее содержание на предмет соответствия законодательству.

– Разве по услугам на размещение рекламы вы работаете с рекламодателями напрямую, а не через агентства, которые могут предварительно проверить содержание рекламы?

– Конечно, мы работаем в основном с рекламными агентствами, потому что крупные рекламораспространители, как правило, предпочитают приобретать не только рекламу на радио, а сразу целый пакет услуг по размещению рекламы, в том числе на разных каналах телевидения, в печатных СМИ, на конструктивных элементах наружной рекламы. Но агентства, действуя как посредники между рекламодателями и рекламораспространителями, как правило, неохотно берут на себя функцию по проверке содержания рекламы. А поскольку по действующему закону «О рекламе» существенная часть ответственности за содержание рекламы лежит на рекламораспространителях, мы обязательно сами проверяем рекламу на достоверность, на наличие в ней необходимой по закону информации и т. д. Юристы, которые занимаются этим направлением, постоянно ведут мониторинг сайтов антимонопольных органов – смотрят, какие появились новые решения по проверкам, касающимся соблюдения законодательства о рекламе, не изменился ли подход ФАС России к каким-то вопросам этой сферы.

– Часто приходится отказывать в размещении рекламы из-за того, что, по вашему мнению, она не соответствует требованиям законодательства?

– Как минимум раз в день.

– Расскажите о работе отдела правового обеспечения интеллектуальной собственности. В ней есть какие-то сложности?

– Я бы не сказал. В настоящее время работа с интеллектуальной собственностью у нас достаточно упрощена, потому что сбором вознаграждений занимаются организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами. То есть для того, чтобы передать какую-то песню в эфир, заключать договоры отдельно с авторами музыки, текста и исполнителем не требуется. В отношении радиовещания у нас действуют два договора: с Российским авторским обществом, которое представляет интересы авторов текста и музыки, а также с Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (она представляет интересы исполнителей и обладателей прав на фонограммы записей музыкальных произведений). По этим договорам «Русская Медиагруппа» ежеквартально представляет отчеты о том, какие произведения были использованы в эфире, и выплачивает вознаграждения. В отношении музыки на телеканале все несколько сложнее: один стандартный договор по поводу вознаграждения за использование музыки и текстов музыкальных произведений у нас заключен с тем же РАО, а вот в части аудиовизуальных произведений (видеоклипов) требуется отдельно заключать договоры с каждым правообладателем.

– Вы сейчас рассказали о сообщении в эфир как о способе использования музыкальных произведений. Но ведь, согласно Гражданскому кодексу, сообщение в эфир (вещание) и само является результатом интеллектуальной деятельности. В какой части?

– В части передаваемого в эфир контента. Радиопрограмма состоит не только из музыки, но и из тематических передач, новостных блоков, рекламы, уникальных джинглов (это короткие узнаваемые музыкальные или вокальные заставки с названием радиостанции или ее частоты, наименованием программы). Все вместе это единое целое является объектом интеллектуальной собственности. Над созданием радиопрограмм работает целый коллектив авторов.

– Бывает, что права радиостанции на этот контент нарушаются третьими лицами?

– Очень редко, но бывает. Получить сигнал радиопрограммы со спутника и распространять его на других радиочастотах можно, имея достаточно простое оборудование. Были случаи, когда сигнал одной из наших радиостанций таким образом незаконно распространяли, вставляя вместо наших оригинальных другие рекламные блоки. Несколько лет назад у нас по поводу как раз такого нарушения был длительный и непростой судебный процесс. Сложности заключались в процессе сбора доказательств этого необычного нарушения. Но нам это удалось.

– У вас наверняка периодически проводит плановые проверки Роскомнадзор как контролирующий и надзорный орган в сфере СМИ. При проведении таких проверок участие юристов обычно требуется или нет?

– Наше участие требуется скорее для предотвращения нарушений, которые могут быть установлены в ходе проверки. Есть такое понятие – концепция радиовещания. Она устанавливается в каждой лицензии на радиовещательную деятельность. Эта концепция предусматривает определенное соотношение музыкальных и информационных программ в эфире. Например, может быть установлено, что информационное вещание занимает 10 процентов эфира, а остальные 90 процентов посвящены музыкальному вещанию. Но если в стране происходит какое-то громкое важное событие, у редакторов новостей возникает вполне понятный соблазн рассказать о нем больше, например сделать специальный выпуск новостей.

И наоборот, в условиях новостного вакуума новостные выпуски могут стать короче, а музыкальная составляющая – продолжительнее. Но в глазах проверяющих это нарушение лицензионных условий. Поэтому наши юристы постоянно работают с программными директорами, напоминают о необходимости придерживаться концепции, разъясняют, почему это так важно.

– Скажите, а как проверяющие могут установить факт нарушения установленного в лицензии соотношения? Неужели в ходе проверки с секундомером прослушивают запись каждого эфира?

– В основном бывает достаточно сведений из регистрационных журналов. Такой журнал должна вести каждая радиостанция, в нем отражаются все передачи, вышедшие в эфир, их тематика, ведущий, участники, автор, время вещания.

– Чем занимается отдел правового обеспечения хозяйственной деятельности? Стандартными договорами поставки, подряда, аренды и т. д.?

– Да, этим занимаемся в том числе. А также договорами об оказании услуг связи для распространения радиосигнала. Чтобы радиопрограмма вышла в эфир, требуется передать радиосигнал с помощью специального оборудования (в частности, радиовышки). То есть радиостанции помимо радиовещательной лицензии нужно либо иметь свою лицензию на услуги связи, либо заключить договор об оказании услуг связи с третьим лицом, у которого есть такая лицензия.

– А судебные споры у вас в текущей деятельности случаются?

– У нас, как у любой компании, бывают споры по взысканию просроченной дебиторской задолженности. Они связаны с неоплатой рекламы, которую мы, согласно договору, поставили в эфир.

– Как вы в таких спорах подтверждаете факт размещения рекламы в эфире?

– Обычно в суд представляется эфирная справка – это документ, который подтверждает фактическое использование эфирного времени под определенную рекламу. У нас еще не было случаев, чтобы суд не удовлетворило это доказательство.

Требования к сотрудникам: опыт в медиасфере или желание учиться

– Чтобы стать сотрудником вашего департамента, обязательно иметь опыт работы в медиасфере?

– Все зависит от конкретной вакансии. Если нужен человек, который будет отвечать за определенное направление, то, конечно, важно, чтобы он уже имел опыт работы в нашей или аналогичной сфере (например, в телевещании), потому что есть определенная специфика. А если нужен помощник уже работающему сотруднику, то мы можем взять и просто толкового молодого специалиста. Например, у нас в департаменте сейчас есть юрист, который пришел буквально с нуля сразу после окончания института. Все мы в свое время откуда-то пришли в сферу радиовещания. Я, например, раньше занимался корпоративным правом и, когда начал работать в радиовещании, вникал в тонкости непосредственно в процессе работы.

– Учитывая, что ваш департамент четко разделен на отделы, можно сказать, что ваши юристы узкие специалисты?

– У нас все специалисты широкого профиля. Да, существует распределение обязанностей, потому что по каждому направлению имеется постоянный объем работы. И эти направления гораздо эффективнее закрепить за определенными людьми просто потому, что, когда человек занимается конкретным блоком, он в нем более продвинут, лучше знает практику, а значит, быстрее сориентируется для принятия какого-то решения. Но в целом мы работаем по принципу взаимозаменяемости: то есть отсутствующего сотрудника вполне может заменить его коллега из другого отдела.

Беседовала Евгения Яковлева, ведущий эксперт журнала «Юрист компании»

О компании

ЗАО «Русская Медиагруппа» – крупнейший российский радиохолдинг, в состав которого входит 5 радиостанций: «Русское Радио», «ХИТ FM», радио MAXIMUM, DFM и радио Monte Carlo, а также музыкальный телеканал RU.TV. В числе шоу-проектов холдинга – церемония вручения народной музыкальной премии «Золотой граммофон» в Кремле, международный рок-фестиваль MAXIDROM, конкурс красоты «Мисс Русское Радио», скачки «Гран-При радио Monte Carlo» и др.
Сергей Подкопаев родился в 1977 году в Москве. В 2001 году окончил Московский институт экономики, менеджмента и права по направлению «Юриспруденция». Работать по специальности начал еще в студенческие годы в качестве помощника юриста в коммерческом банке. В 2001 году принят в ЗАО «Русская Медиагруппа» на должность юриста, через два года стал начальником отдела правового обеспечения рекламной деятельности и в 2010 году возглавил юридический департамент ЗАО «Русская Медиагруппа».

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль