Ненадлежащая реклама. Как распознать признаки нарушений

293

Ненадлежащая реклама. Как распознать признаки нарушений
Мария Базюк, вежущий эксперт журнала «Юрист компании»

Несоблюдение законодательства о рекламе – одно из самых дорогих административных правонарушений. Размер штрафа составляет от 100 до 500 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ). Поэтому одна из традицион-ных задач юридической службы – оценивать содержание рекламы компании на предмет наличия в ней за-прещенной информации. Этот справочник – своего рода шпаргалка с подсказками, какие сведения подпа-дают под понятие недостоверной или недобросовестной рекламы и наиболее часто встречаются на практике (ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – № 38-ФЗ).

Ответственность за указанные в таблице нарушения по общему правилу несет рекламодатель (ч. 6 ст. 38 закона № 38-ФЗ). Но субъектом ответственности может быть и рекламопроизводитель. Если разработкой текста занимался не сам рекламодатель, будет установлено, что нарушение допущено по вине рекламопроизводителя (ч. 8 ст. 38 закона № 38-ФЗ). Таким образом, кто именно будет отвечать за конкретное нарушение, в конечном счете зависит от того, кто разработал или настоял на итоговом тексте рекламы, в котором оказались недобросовестные или недостоверные сведения.

НАРУШЕНИЕ В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ
1. Недобросовестная реклама (ч. 2 ст. 5 закона № 38-ФЗ). Содержащиеся в рекламе сведения нарушают права третьих лиц
Некорректно сравнивает рекламируемый товар с товарами иных производителей Дискредитирует аналогичные товары на основе сравнения с рекламируемым товаром. В результате у потребителей формируется предпочтение рекламируемого товара или его производителя (продавца) за счет негативной оценки аналогичных товаров, других продавцов или производителей. Рекламируемый товар не обязательно сравнивается с каким-то другим конкретным товаром. Достаточно общей, абстрактной формулировки, смысл которой в том, что другие товары чем-то хуже. Например, в рекламе услуг такси: «Только наши водители могут гарантировать вам приятную и безопасную поездку» Определение ВАС РФ от 20.03.12 № ВАС-2456/12, постановления ФАС Московского округа от 11.06.09 по делу № А40-66281/08-72-610, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.09 по делу № А67-3045/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.04.11 по делу № А63-7452/2010
Порочит чью-то честь, достоинство или деловую репутацию, в том числе конкурента Нарушает права конкретного лица, а не абстрактно иных производителей или продавцов аналогичных товаров, как в предыдущем случае. Может вообще не содержать сравнение рекламируемых товаров с другими товарами – для нарушения достаточно того, что она порочит чью-то честь или деловую репутацию. Например, коллекторское агентство рекламировало в интернете свои услуги по взысканию долгов конкретных компаний (с указанием их наименований), что формировало негативное отношение к этим компаниям Постановления ФАС Уральского округа от 24.03.11 по делу № А76-11728/2010-45-257, Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.11 по делу № А40-51810/11-145-421
Нарушает запрет на рекламу товара определенным способом, в определенное время или в определенном месте Не соблюдает ограничения и запреты, установленные для рекламы определенных товаров (алкогольной продукции, пива, табака и т. д.). Может быть завуалированной, например, когда рекламируется ликеро-водочный завод или ресторан, но на самом деле очевидно, что истинная цель – привлечь интерес именно к алкогольной продукции Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.10 по делу № А29-1325/2009, ФАС Уральского округа от 22.06.10 по делу № А50-41541/2009
Содержит признаки недобросовестной конкуренции в рекламе Содержит признаки недобросовестной конкуренции, установленные в статье 14 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (например, распространяет ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки конкуренту или повредить его репутации и т. д.). В частности, если реклама призывает не пользоваться услугами иных участников рынка. Это нарушение очень тесно перекликается с некорректным сравнением рекламируемого товара с товарами иных производителей, поэтому антимонопольные органы зачастую указывают на нарушение обоих запретов Постановления ФАС Уральского округа от 14.10.10 по делу № А60-7111/2010-С9, ФАС Централь-ного округа от 02.02.10 по делу № 14-5662/2009/123/22, Первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.10 по делу № А38-3647/2009
2. Недостоверная реклама (ч. 3 ст. 5 закона № 38-ФЗ). Содержащиеся в рекламе сведения не соответствуют действительности
Преимущества рекламируемого товара перед другими товарами В контексте рекламы есть указание на то, что рекламодатель превосходит другого участника рынка, хотя это превосходство на самом деле ничем не подтверждено. Эта реклама часто связана с использованием формулировок в превосходной степени. Например, «первый», «лучший», «самый». Обычно одновременно оценивается как недобросовестная реклама, содержащая некорректное сравнение с товарами иных производителей Определение ВАС РФ от 03.08.11 № ВАС-10336/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.03.12 по делу № А26-9104/2010, ФАС Московского округа от 01.12.08 № КА-А40/11212-08 по делу № А40-14255/08-94-152
Любые характеристики товара Сведения могут касаться любых характеристик товара – его природы, состава, способа и даты изготовления, назначения, потребительских свойств, условий применения, места происхождения, наличия сертификата соответствия и т. д. Недостоверность этих сведений может заключаться не только в том, что они противоречат действительности, но и в том, что утверждения о характеристиках товара просто ничем не подтверждены. Например, товар позиционируется как эффективный способ борьбы с курением, но никаких доказательств (испытаний и т. д.) этому нет Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.12.11 по делу № А32-3839/2011, ФАС Московского округа от 02.09.10 по делу № А40-124597/09-17-922, ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.10 по делу № А38-6363/2009, ФАС Поволжского округа от 14.04. 11 по делу № А06-5480/2010
Ассортимент и комплектация товара Реклама способствует созданию у потребителя ложного представления о возможности выгодного приобретения товара в определенном ассортименте, хотя на самом деле имеется в виду ограниченный ассортимент. Например, детский магазин проводил акцию: «Собери ребенка в школу за 369 рублей!», но фактически в перечень товаров за эту цену входили только канцелярские товары и только для младших школьников Реклама способствует созданию у потребителя ложного представления о возможности выгодного приобретения товара в определенном ассортименте, хотя на самом деле имеется в виду ограниченный ассортимент. Например, детский магазин проводил акцию: «Собери ребенка в школу за 369 рублей!», но фактически в перечень товаров за эту цену входили только канцелярские товары и только для младших школьников
Возможность приобретения товара в определенном месте в течение определенного срока Информация вводит потребителей в заблуждение относительно места и (или) срока приобретения. Например, указывается, что компания является единственным продавцом в России и продукцию можно приобрести только у нее. Еще пример: реклама торгового центра содержит наименование известной сети магазинов, которая в этом торговом центре не представлена Определение ВАС РФ от 20.07.10 по делу № А28-18050/2009-581/12, постановление ФАС Московского округа от 01.09. 09 по делу № А40-11858/09-96-55
Цена товара, размер скидок, порядок оплаты Информация, связанная с оплатой товара, создает впечатление, что оплата будет ниже, чем на самом деле. Например, в магазине вообще нет товара, указанного в рекламе, по той цене, которая заявлена в рекламе. Или реклама информирует о скидках на все товары магазина, но на самом деле часть товара продается без скидки Определение ВАС РФ от 19.12.11 № ВАС-16594/11, постановления ФАС Поволжского округа от 18.11.10 по делу № А72-4121/2010, ФАС Центрального округа от 31.01. 11 по делу № А14-4409-2010/138/26
Условия доставки, обмена, ремонта, обслуживания товара Формирует впечатление, что возврат, обмен, ремонт и иное обслуживание товара осуществляются независимо от даты приобретения, срока эксплуатации или сохранения потребительских свойств. Например, в рекламе говорится, что покупатель может всегда вернуть любой товар, хотя на самом деле это возможно, как и везде, только в случаях, предусмотренных законом «О защите прав потребителей» Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.09 по делу № А56-27621/2008, ФАС Поволжского округа от 05.07.07 по делу № А72-9620/2006
Гарантийные обязательства рекламодателя Вводит в заблуждение относительно гарантий на товар (услугу). Например, реклама стоматологической клиники содержит формулировку «5 лет гарантии», в то время как такая гарантия распространяется лишь на некоторые виды услуг Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.11 по делу № А06-3354/2011
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации Формирует ложное представление о наличии у рекламодателя исключительных прав на рекламируемый объект. Например, компания использует коммерческое обозначение, сходное до степени смешения с коммерческим обозначением другой компании, или рядом с наименованием товара и названием компании стоит знак охраны товарного знака, хотя товарный знак не зарегистрирован Постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.09 по делу № А39-4189/2008, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.09 по делу № А60-9287/2009
Официальное или общественное признание, получение медалей, дипломов или иных наград Создает положительный образ товара за счет недостоверных сведений о том, что он отмечен медалью, дипломом, иной наградой. Например, в тексте рекламы утверждается, что рекламируемый объект стал победителем проекта «Марка года», хотя товар не принимал участие в конкурсе Постановление Федерального арбит¬ражного суда Северо-Кавказского округа от 09.08.10 по делу № А63-19829/2009
Рекомендации других лиц относительно объекта рекламирования или его одобрение Создает ложное впечатление о надежности товара (услуги) за счет вымышленных рекомендаций. Например, содержит утверждение, что товар рекомендован каким-либо НИИ Постановление ФАС Московского округа от 20.12.10 по делу № А40-41976/10-153-173
Результаты исследований и испытаний Содержит утверждение о том, что полезные свойства рекламируемого объекта подтверждены каким-либо исследованием, которое на самом деле не проводилось Определение ВАС РФ от 23.04.12 № ВАС-4336/12
Предоставление покупателям дополнительных прав или преимуществ Формирует мнение, что приобретение товара позволит пользоваться дополнительными привилегиями. Например, в рекламе строящегося жилого комплекса используется фраза «Ваш дом и Ваш парк!», хотя парк не являлся частью инфраструктуры жилого комплекса Постановление ФАС Уральского округа от 12.03.09 по делу № А60-21897/2008-С9
Фактический размер спроса на рекламируемый или иной товар Создает привлекательный образ товара за счет ложной информации о его популярности Постановление ФАС Центрального округа от 14.05.10 по делу № А68-12541/09-754/15
Правила и сроки проведения стимулирующего мероприятия (лотереи, конкурса и т. д.) Существенная информация о правилах и сроках стимулирующего мероприятия умалчивается или приводится мелким малозаметным шрифтом. Например, крупным шрифтом указано, что магазин дарит покупателям 50% стоимости приобретенного товара, а мелким шрифтом – что это означает лишь зачисление на клубную карту суммы бонусов Постановления ФАС Уральского округа от 09.06.10 по делу №А60-1555/2010-С9, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.12. 10 по делу № А63-5083/2010
Место, в котором потребитель может ознакомиться с необходимой информацией Реклама обещает дополнительно предоставить более подробную информацию, которая на самом деле отсутствует. Например, в рекламе жилого комплекса говорится, что с проектной документацией можно ознакомиться в офисе компании, но эта документация еще даже не утверждена Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.07.10 по делу № А03-986/2010
Изготовитель или о продавец рекламируемого товара Реклама содержит любую недостоверную информацию о продавце или изготовителе, например, о том, сколько лет он работает на рынке соответствующих товаров или услуг, об уровне его известности, о том, что он лидирующий либо даже единственный производитель или продавец соответствующих товаров Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.03.12 по делу № А26-9104/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.09.11 по делу № А19-14339/10

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.