Международные перевозки по новым правилам. Как избежать штрафов и других проблем с таможенниками

159
В этой статье:Почему важно проверять соответствие груза документам на негоЧего может стоить перевозчику неинформирование об аварииКогда разрешения на грузовую операцию с товаром не требуется

Если компания занимается международными перевозками, то в своей деятельности ей приходится руководствоваться не только нормами Гражданского кодекса, но и таможенным законодательством. Вместо ранее действовавшего Таможенного кодекса РФ в настоящее время действует Таможенный кодекс Таможенного союза РФ, Казахстана или Беларуси (далее – ТК ТС РФ), который предъявляет специальные требования к перевозчикам. Если российская компания не выполнит их, ей грозит привлечение к административной ответственности, которая установлена главой 16 Кодекса об административных правонарушениях (см. таблицу). При этом стоит отметить, что штрафы за некоторые правонарушения довольно существенные – до 500 тыс. рублей. В этой статье можно узнать о наиболее распространенных проблемах с таможенниками, а также о том, как перевозчику избежать ответственности.

Проверка соответствия сведений о грузе данным накладных

Самый распространенный случай привлечения международных перевозчиков к административной ответственности – предоставление недостоверных сведений о товаре. Дело в том, что при убытии или прибытии товара на территорию РФ перевозчик обязан сообщить таможенному органу определенные сведения о товаре и представить документы (ст. 158 ТК ТС). Среди прочего – сведения о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров (ст. 159 ТК ТС).

Основная ошибка перевозчиков заключается в том, что они предоставляют таможенному органу информацию, которая содержится в накладных, полученных ими от грузоотправителя. Впоследствии это может обернуться серьезными проблемами. Если данные накладных окажутся недостоверными, отвечать за это придется именно перевозчику, поскольку проверка соответствия записей в накладных реальным данным и входит в его обязанности (ст. 8, п. 2 ст. 9 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов). Поэтому лучше предварительно проверить данные о грузах в накладных.

Однако перевозчик не обязан проверять грузы в закрытых и опломбированных контейнерах, которые нельзя открыть (определение ВАС РФ от 26.12.08 № 16723/08, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.09.08 № КА-А40/7696-08-1,2). Как пояснила Федеральная таможенная служба, перевозчик просто должен внести в товаротранспортные документы соответствующие оговорки (письмо ФТС России от 28.04.07 № 18-12/16242).

И еще одна важная деталь: если товар проверялся до погрузки на транспортное средство, а впоследствии сведения о соответствии загруженного товара заявленному в документах не проверялись, перевозчик будет привлечен к ответственности (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.02.10 № А15-1721/2009).

Сообщение таможенным органам об аварии

Если в процессе перевозки товаров возникла аварийная ситуация (доставка прерывается, происходит вынужденная остановка и т. д.), то перевозчик обязан незамедлительно сообщить об этом в ближайший таможенный орган, а также перевезти товары в безопасное место (указанное таможенным органом) для обеспечения их сохранности (ст. 157 ТК ТС).

Более распространенным является случай привлечения перевозчика к ответственности за то, что он не сообщил в таможенный орган о произошедшей аварии. При этом к аварии будут относиться не только обстоятельства непреодолимой силы, но и любая ситуация, которая препятствует своевременной доставке товара. Например, когда у перевозчика произошла отцепка вагонов в связи с их неисправностью (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.05.10 № А74-4217/2009).

Причем перевозчик обязан сообщить об аварийной ситуации даже в том случае, если она не препятствовала доставке товара в срок. Иначе ответственности избежать не удастся (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.10.10 № Ф09-8036/10-С1).

Место доставки можно изменить с письменного согласия таможни

Таможенный орган отправления устанавливает для перевозчика срок таможенного транзита для перевозки груза до таможенного пункта назначения (ст. 219 ТК ТС), маршрут перевозки (ч. 1 ст. 217 ТК ТС), а также место доставки товаров (ст. 220 ТК ТС). Перевозчик обязан следовать данным указаниям.

Если в процессе осуществления перевозки обстоятельства изменились и доставить товар в определенный срок или в определенное место не получается, то перевозчик обязан своевременно уведомить об этом таможенный орган. Например, чтобы изменить место доставки товара, перевозчику потребуется обратиться в любой таможенный орган, который находится на пути его следования, с заявлением об изменении пункта назначения, составленным в свободной форме. К заявлению нужно приложить документы, которые подтверждают изменение пункта назначения, а также транзитную декларацию и иные документы на товары (п. 2 ст. 220 ТК ТС, п. 20.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утв. приказом ГТК РФ от 08.09.03 № 973). Таможенный орган примет решение не позднее следующего дня. Своевременное уведомление таможенного органа об изменении пункта назначения является гарантией того, что перевозчик не будет впоследствии привлечен к административной ответственности (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.06.08 № Ф04-3806/2008(7039-А45-23)).

Разрешение таможенного органа на грузовые операции с товаром

Чтобы произвести любую грузовую операцию с товаром (например, разгрузку или перегрузку), а также заменить транспортное средство, на котором перевозится товар, перевозчику потребуется получить разрешение таможенного органа, в регионе которого осуществляется операция (ст. 222 ТК ТС). Разрешение не потребуется, если операцию можно осуществить без повреждения пломб и печатей. В этом случае достаточно лишь уведомить таможенный орган о проведении операции (ч. 2 ст. 222 ТК ТС).

Для получения разрешения перевозчику потребуется представить в таможенный орган письменное заявление в свободной форме. Разрешение выдается в течение суток после принятия такого заявления (п. 22.3 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров).

Если перевозчик не получит разрешение таможни на осуществление грузовой операции, то на него может быть наложен штраф от 10 до 20 тыс. рублей (ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ). Если же перевозчик не выполнит обязанности по уведомлению о грузовой операции (когда получение разрешения необязательно), то его также могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 тыс. рублей (ч. 3 ст. 16.13 КоАП РФ). Ответственность по этой статье наступит также в том случае, если перевозчик оформит документы о принятии товаров к перевозке, не дождавшись выдачи разрешения таможенного органа о погрузке товаров (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.03.09 № Ф03-944/2009).

Вопрос в тему

Обязан ли перевозчик взвешивать товар?

Нет, не обязан. Согласно действующим нормам международного права, перевозчик не наделен правом требования проверки веса товара при погрузке. Таким правом обладает только отправитель (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.06.07 № А56-20869/2006).

Совет в тему

Лучше удостовериться, не нарушил ли таможенный орган процедуру привлечения к ответственности.

Иногда перевозчика может спасти то обстоятельство, что при привлечении его к административной ответственности таможенным органом были допущены процессуальные нарушения (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.09.10 № КА-А40/10326-10).

Нарушения, за которые перевозчик может быть привлечен к административной ответственности

Международные перевозки по новым правилам. Как избежать штрафов и других проблем с таможенниками



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.