«Такого понятия, как франчайзинг, в российском законодательстве в чистом виде не существует»1

141
В крупной торговой сети работа юридического отдела связана с тремя основными блоками: арендой, франчайзингом и обращениями потребителей. Об особенностях правовой работы в сфере франчайзинга мы попросили рассказать Юлию Слядзе, директора по правовым вопросам торговой компании «Красный куб».

Структура юридической службы

– Как устроена юридическая служба вашей компании?

– Несмотря на то что «Красный куб» – достаточно крупная компания, представленная практически во всех регионах России, юридический отдел у нас небольшой: всего четыре человека. И должна сказать, что этого количества юристов вполне хватает. Благодаря рациональной организации мы работаем в нормальном, а не в авральном режиме. У нас нет никакой строгой специализации каждого сотрудника. Во-первых, я сторонник полной взаимозаменяемости. Во-вторых, я за то, чтобы юрист был универсалом. Безусловно, невозможно знать все, но при необходимости нужно уметь решить любую правовую проблему – пусть не с ходу, а после определенной подготовки и изучения материала. Мы в нашем отделе именно этого и добились. На мой взгляд, сужение специализации – это сужение возможностей для юриста.

– Как вы распределяете конкретные задания между юристами отдела при полном отсутствии специализации?

– Все задания и запросы для юридического отдела поступают непосредственно ко мне. А дальше я их распределяю в зависимости от загруженности, а также интересов сотрудников: кому какие направления работы больше по душе.

Специфика правовой работы

– Какие основные блоки можно выделить в работе вашего юридического отдела?

– Первый блок связан с арендой помещений под собственные магазины компании «Красный куб». Второй крупный блок – все, что касается франчайзинга, интеллектуальной собственности. Это достаточно сложное, но в то же время интересное направление работы, потому что законодательство, касающееся франшизы, в России настолько несовершенно, что обеспечить защиту прав и интересов правообладателя достаточно непросто. Третий блок – обеспечение деятельности магазинов, в частности взаимодействие при проведении проверок различными контролирующими органами, при возникновении вопросов у потребителей и пр. Отдельных юристов в каждом магазине у нас нет.

– Скажите: в чем заключается трудность работы в сфере франчайзинга?

– Во-первых, такого понятия, как франчайзинг, в российском законодательстве не существует. У нас с каждым партнером заключен не один, а несколько договоров – коммерческой концессии, комиссии на реализацию товаров «Красного куба». Получается большой объем документов. Например, один стандартный договор коммерческой концессии у нас более чем на 50 страницах, плюс к нему прилагается несколько инструкций, которые должен выполнять партнер-франчайзи. И наше законодательство пока не позволяет связать эти договоры воедино. Во-вторых, франчайзер слабо защищен от недобросовестных действий своих партнеров. Недобросовестное поведение может выражаться в несоблюдении условий франшизы, которые предполагают обязательства франчайзи направлять нам отчетность, а также придерживаться определенных программ «Красного куба» – например, программы лояльности к покупателям, программы маркетинга и т. д. У «Красного куба» необычный бизнес: мы не просто продаем товар – мы приносим людям праздничное настроение. В это вложена большая работа всех сотрудников компании. Важно буквально все: какой товар представлен в магазинах, как магазин оформлен, как осуществлена выкладка товаров, какие проводятся акции для покупателей и т. д. Все это является частью тех программ, которые входят в комплекс исключительных прав, передаваемых франчайзи. Для «Красного куба» важно, чтобы эти программы распространялись в каждом магазине именно в том виде, в каком они разработаны у нас – иначе это будет уже не магазин «Красный куб». Но бывает, что партнеры начинают что-то менять или вовсе не выполняют какие-то обязательства. Например, не соблюдается программа лояльности к покупателям или в магазине появляется посторонний товар, не имеющий отношения к ассортименту «Красного куба».

– Почему франчайзер в этих ситуациях не защищен? Разве нельзя установить в договоре ответственность за подобные нарушения?

– Конечно, в договоре весьма подробно прописана ответственность за все возможные нарушения обязательств, вплоть до права «Красного куба» в одностороннем порядке отказаться от договора при выявлении серьезных нарушений обязательств со стороны франчайзи. Однако проблема в том, что, когда мы прибегаем к этой мере, некоторые партнеры далеко не сразу закрывают свои магазины и возвращают нам остатки товаров. В результате использование нашего брэнда и продажа товаров продолжаются фактически нелегально. В таких случаях мы вынуждены обращаться в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел. Кроме того, недобросовестный партнер может инициировать процедуру банкротства. Поэтому наличие в договоре мер ответственности до конца проблему, к сожалению, не решает.

– Приходилось ли вам сталкиваться со случаями нелегального открытия магазинов под брэндом «Красный куб», не имеющих к вам никакого отношения, с совершенно другим ассортиментом товаров?

– Да, такое тоже бывает. Как правило – в маленьких городах, поскольку во всех городах-миллиониках настоящие магазины сети «Красный куб» и так представлены. Мы такие ситуации строго отслеживаем и пресекаем.

– Магазины «Красного куба» интересны оригинальным ассортиментом товаров. Компания приобретает их по договорам поставки или подряда, заказывая производство по собственным разработкам?

– Мы работаем как с поставкой, так и с подрядом. Компания работает с рядом фабрик, которые изготавливают товары по проектам, разработанным в самой компании, тогда это подряд. Но мы приобретаем и товары, которые разработаны не нами, тогда это поставка. В том числе есть договоры с иностранными поставщиками. Как правило, они не вызывают каких-либо сложностей, поскольку в них используются известные всем положения Инкотермс, к ним применяются нормы Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров.

– Как вы справляетесь с серьезным объемом договорной работы силами не очень большого юридического отдела?

– Все, что можно было перевести на типовые формы, мы перевели. А нетиповые договоры встречаются не так часто. И в этом случае всякий раз у нас идет очень кропотливая работа с менеджером, который инициировал заключение договора. Он приходит к нам и подробно рассказывает, как он видит процесс взаимоотношений с контрагентом (буквально пошагово), а мы задаем уточняющие вопросы, порой настолько подробные, что нас спрашивают: «А эта-то информация вам зачем?». Затем, что, если возникнут проблемы с реализацией того или иного условия на практике, разбираться с этим придется именно юристам. Мы стараемся делать договоры максимально подробными, чтобы конкретный исполнитель, который будет по этому договору работать, четко знал, что ему делать в той или иной ситуации. Причем мы стараемся учитывать в договоре не только свои интересы, но и интересы партнера. Это позволяет минимизировать разногласия на стадии заключения договора.

– А в каких случаях приходится работать с нетиповыми договорами?

– Например, при появлении новых направлений деятельности компании. Так, года полтора назад мы запускали новый проект – продажу в магазинах подарочных сертификатов «на участие в приключении» (например, прыжок с парашютом, плаванье с дельфинами и т. д.). Организацию мероприятия осуществляет наш партнер – специализированная компания, а «Красный куб» только продает сертификат как комиссионер. Проект договора комиссии разрабатывал наш отдел.

– Очевидно, что накануне крупных праздников в магазинах вашей сети – самая горячая пора. У юридического отдела в этот период объем работы не увеличивается?

– Увеличивается только перед новогодними праздниками. В этот период «Красный куб» открывает в тех торговых центрах, где не представлены магазины нашей сети, так называемые новогодние точки – по сути, небольшие лотки с праздничными товарами. Соответственно необходимо заключать договоры с торговыми центрами. У всех собственников подходы к оформлению таких отношений разные. Кто-то предпочитает оформлять их договорами аренды части помещений с выделением арендуемого «участка» на прилагаемом плане, кто-то называет это договором о передаче торгового места.

– Вы упомянули о работе с потребителями. Приходится сталкиваться с потребительским экстремизмом?

– К сожалению, злоупотребления бывают. Хотя чаще недовольство некоторых потребителей связано с обычной невнимательностью. Например, самый распространенный вопрос касается сроков действия программ лояльности – бонусных и подарочных карт. Так, наша бонусная программа предполагает получение при каждой покупке бонусов, которые можно копить или использовать уже при следующей покупке. В любом случае накопленные бонусы сохраняются на карте в течение года с момента совершения последней покупки, по истечении этого срока неиспользованные бонусы сгорают. Правила бонусной программы размещены в каждом магазине, при приобретении бонусной карты продавцы уведомляют покупателей о сроках действия бонусов, но все равно регулярно находятся покупатели, которые вспоминают о своих бонусах и требуют предоставить им возможность их использования, когда с момента последней покупки прошло уже года полтора и больше. В любом случае все вопросы с потребителями решаются путем переписки и переговоров. До суда у нас еще ни один спор не дошел – лояльность компании к потребителям почти безгранична.

Требования к юристам: логическое мышление и желание учиться

– Как вы отбираете новых сотрудников при появлении вакансии?

– У нас есть тест из пяти вопросов из разных отраслей права. Вопросы, с одной стороны, простые. Но ответы на них нельзя найти в какой-то одной статье одного нормативного акта – нужно подумать, разобрать вопрос на составляющие, сопоставить различные нормы и построить логическую цепочку, которая позволяет сделать правильный вывод. Для меня главное – наличие у юриста логического мышления.

– Для вас важно, чтобы у кандидата был опыт работы именно в ритейле?

– Нет. Всему можно научиться в процессе работы. Мне важно, чтобы человек был прежде всего думающий и любящий свое дело. Если человек пришел в юриспруденцию по призванию, он и работать будет с удовольствием, у него все получится.

Беседовала Евгения Яковлева,
ведущий эксперт журнала «Юрист компании»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль