«Доскональные знания ГОСТов для табачных изделий нашим юристам не требуются»

86
В компании, занимающейся производством табачных изделий, юридическая служба особое внимание уделяет специальным условиям договоров поставки продукции дистрибьюторам, а также договоров о рекламных услугах. Почему – нам рассказала Светлана Басалаева, начальник юридического отдела ОАО «Донской Табак»

Структура юридического отдела

– Сколько юристов работает в вашем юридическом отделе и как распределены обязанности между ними?

– Юридический отдел состоит из пяти юристов, включая меня. Один юрист ведет претензионно-исковую работу, есть специалист, который отвечает за регистрацию товарных знаков. Другие сотрудники занимаются всеми остальными юридическими вопросами, которые возникают в ходе деятельности компании. В частности, договорной работой, ответами на запросы различных государственных органов, представительством компании в судебных спорах.

– «Донской Табак» создан в форме ОАО. В силу этого корпоративное направление, наверное, тоже является существенным блоком работы юридического отдела?

– Нет, вопросами корпоративного права мы не занимаемся. ОАО «Донской Табак» входит в многоотраслевой холдинг. Вся юридическая работа и документация, связанные с управлением компаниями, являющимися частью холдинга, сконцентрированы в управляющей компании.

– Занимаетесь ли вы вопросами налогового права?

– Безусловно, если финансовая служба обращается за помощью в каком-то спорном вопросе, то мы их консультируем. Бывает, что ведем налоговые споры в арбитражном суде. Но иногда для этого мы привлекаем сторонних специалистов. Все зависит от сложности вопроса и загруженности наших юристов на данный момент. Дело в том, что юриста, который специализировался бы только на налоговом праве, у нас в штате нет. Поэтому для того, чтобы разобраться в сложном налоговом вопросе, изучить арбитражную практику по нему, нашему специалисту может потребоваться больше времени, чем профильному юристу из консалтинговой компании с богатым опытом разбирательств именно по делам такого рода.

Специфика правовой работы в области производства и продажи табачных изделий

– Оборот табачных изделий так же строго регулируется законодательством, как, например, оборот алкогольной и спиртсодержащей продукции?

– Нет, не настолько строго. С начала 2007 года производство табачных изделий не требует лицензирования. Но табачная продукция в обязательном порядке сертифицируется. Все специальные требования к производству и качеству табачных изделий разбросаны по различным ГОСТам и техническим условиям. Однако они в большей степени касаются нашей службы управления качеством, чем юристов. Мы обращаемся к этим положениям, только если возникают споры о качестве с контрагентами.

– В договорной работе по реализации табачных изделий существуют какие-то особенности, связанные со спецификой продукции?

– Определенные особенности есть. В частности, табачные изделия, согласно требованиям законодательства, необходимо отгружать в специальной таре, которая должна соответствовать государственным стандартам. Есть особые требования и к складированию (хранению) табачной продукции – от этого зависит сохранение ее качества и вкуса. Поэтому в договорах с нашими дистрибьюторами мы прописываем условия, в которых должен храниться переданный им товар. В частности, ящики с сигаретными блоками обязательно надо укладывать особым образом на поддоны на определенной высоте от пола, с промежутками для циркуляции воздуха, на определенном расстоянии от источника тепла и т. д. Кроме того, мы обычно включаем условие о том, что дистрибьютор, который закупает нашу продукцию большими оптовыми партиями, обязан поставлять в розничные сети и мелкооптовым продавцам в первую очередь те партии, которые поступили к нему раньше. Это необходимо для того, чтобы конечные потребители получали более свежую продукцию.

– Вы сказали, что один из ваших юристов занимается только регистрацией товарных знаков. Но ведь новые брэнды появляются не так уж часто. Значит, в этом направлении не очень много работы?

– Работы немало. В частности, в прошлом и позапрошлом году в связи с активным развитием портфеля брэндов компании было зарегистрировано порядка 10–15 новых товарных знаков. Кроме того, надо учитывать, что мы регистрируем в качестве товарного знака не только само название брэнда, но и в комбинации с ним – визуальный образ сигаретной пачки. А дизайн меняется, усовершенствуется довольно часто. Каждое изменение требует регистрации.

– У вас бывают споры по поводу так называемых «брэндов-двойников»?

– Нечасто. Последний был связан с брэндом «Наша марка». Другая компания зарегистрировала на себя новый брэнд для сигарет «Малая арка», который в визуальном исполнении был очень похож на наш. Нами был подан иск о прекращении незаконного использования товарного знака, сходного до степени смешения, и судом иск был удовлетворен.

– К рекламе табачных изделий законодательство предъявляет довольно жесткие требования. Юридический отдел визирует рекламные проспекты, плакаты, условия различных промоутерских акций и т. д.?

– Да, причем особое внимание мы уделяем не только содержанию рекламы, но и договорам о рекламных услугах. Реклама табачных изделий действительно строго ограничена. В частности, ее нельзя размещать на больших уличных рекламных конструкциях, на первой или последней полосах газет и журналов. В любых видах рекламы расположение и размер надписи о вреде курения строго регламентированы – она должна составлять не меньше 10 процентов. Поэтому в договорах об услугах по размещению рекламы и о проведении промоутерских акций мы всегда детально прописываем все эти моменты, несмотря на то, что компании, которые производят и размещают рекламу, прекрасно осведомлены обо всех ограничениях. Просто в случае нарушений с их стороны такие условия договора защитят от ответственности «Донской Табак». Например, согласно старому закону «О рекламе», рекламировать табачные изделия могли только лица не моложе 35 лет. Подписывая договор о проведении промоутерской акции, мы включили в него данное требование к промоутерам, которые непосредственно должны были участвовать в акции. Но рекламное агентство задействовало более молодых лиц, в результате антимонопольная служба возбудила в отношении него дело о нарушении законодательства о рекламе. Нас тоже вызвали на разбирательство, но специальное условие в договоре помогло избежать каких-либо претензий в адрес «Донского Табака».– С какими государственными органами и по каким вопросам чаще всего приходится взаимодействовать специалистам вашего юридического отдела?– Проверки и различные запросы бывают со стороны самых разных органов: санэпидемнадзора, противопожарной службы, милиции, отдела УВД по налоговым преступлениям, налоговых инспекций, служб по экологическому контролю. Причем запросы к нам поступают в рамках проверок не только самого «Донского Табака», но и его контрагентов или в связи с оперативно-розыскными мероприятиями в отношении них. Периодически антимонопольная служба присылает запросы об объемах продажи продукции в целях определения доли компании на рынке табачных изделий. Мы всегда, прежде чем реагировать на какой-либо запрос, проверяем, есть ли у соответствующего государственного органа правомочия для получения той или иной информации или истребования документов.Требования к юристам: опыт работы в табачной компании необязателен– Требуется ли юристу, который хотел бы работать в юридическом отделе в ОАО «Донской Табак», опыт работы именно в табачной компании или это для вас непринципиальный момент?– Опыт работы именно в табачной сфере совершенно необязателен. Большая часть вопросов, которые решает наша юридическая служба, не отличается от обычных текущих хозяйственных вопросов любой другой производственно-торговой компании. Поэтому юристу в добавление к отличному знанию гражданского, трудового и административного права достаточно иметь опыт по разработке договоров и представительству в суде. Что касается некоторых особенностей табачных изделий или характеристик табачного сырья, которые необходимо отразить в договоре, то эту информацию мы получаем от службы управления качеством, поэтому доскональные знания государственных стандартов и технических условий для табака и табачных изделий нашим юристам не требуются.– На сайте ОАО «Донской Табак» указано, что компания закупает основную массу табачного сырья за рубежом. Наверное, в связи с необходимостью заключения внешнеторговых контрактов вашим юристам не обойтись без свободного владения английским или другим иностранным языком?– Знание иностранного языка приветствуется, но не является обязательным условием. Переговоры относительно условий контрактов мы обычно ведем дистанционно, через менеджеров, которые непосредственно занимаются заключением контракта. Дело в том, что у компании уже достаточно давно разработана стандартная форма контракта на закупку сырья, и когда у контрагента возникает желание изменить то или иное условие, нам достаточно обменяться несколькими вопросами и замечаниями. Если же требуется личное участие юриста в переговорах, то на этот случай у нас есть переводчики.– Как вы оцениваете профессионализм кандидата на должность юриста, если в юридическом отделе открывается вакансия?– В ходе личного собеседования. В процессе разговора можно выяснить как профессиональные качества кандидата, задав соответствующие вопросы из практики, так и личные, которые тоже важны,– например, насколько человек заинтересован в работе.Беседовала Евгения Яковлева,ведущий эксперт журнала «Юрист компании»   Мнение коллегиЛюсине Овумян, директор юридической службы компании «JTI Marketing & Sales» (ведущие марки – Winston, Camel, LD, Glamour и др.)– В чем, на ваш взгляд, специфика работы юриста в компании, занимающейся производством и продажей табачных изделий?– Специфика работы юриста в компании, занимающейся производством и продажей табачных изделий, связана прежде всего с тем, что эта отрасль подвержена достаточно жесткому государственному регулированию и контролю.– Знания каких отраслей права и какие профессиональные навыки особенно необходимы юристу, работающему в данной сфере?– Как и юристы любых крупных компаний, юристы нашей компании в своей ежедневной работе сталкиваются практически со всеми отраслями права. Однако в последнее время особую актуальность приобрели вопросы антимонопольного и налогового законодательства.– Требуется ли юристам вашей компании обязательное знание английского языка и норм международного права?– Да, безусловно, в нашей работе английский язык необходим. С учетом того, что учредителем компании является иностранная компания, в своей работе мы постоянно общаемся с коллегами из разных стран и часто обращаемся к нормам международного права.Пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль