Открытие филиала. Подробная инструкция в условиях законодательного вакуума

218

Решение о создании филиала может быть вызвано разными причинами. Например, желанием приблизить производство к источникам сырья или к регионам с достаточно низким средним уровнем оплаты труда либо необходимостью расширить бизнес за счет региональных рынков сбыта и т. д. Однако сам процесс открытия филиала практически никак не урегулирован в действующем законодательстве – нормы разбросаны по многочисленным общим и специальным актам. Поэтому компаниям приходится предпринимать попытки создать филиал, руководствуясь одним здравым смыслом, что часто приводит к отказу в регистрации из-за подачи неполного пакета документов или их неправильного оформления. Для начала следует отметить, что филиалом в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно расположено на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иная инспекция, нежели та, в которой организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (письмо Минфина России от 21.04.08 № 03-02-07/2-73). При этом если организация не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, то деятельность компании не ведет к созданию обособленных подразделений (п. 2 ст. 11 НК РФ). В этой статье предлагается пошаговая инструкция, которая поможет юристам компаний безошибочно подобрать и заполнить необходимые документы.

Обязанности компании Необходимые документы
Этап первый. Принятие решения о создании филиала

В ООО такое решение принимается общим собранием участников, большинством не менее двух третей голосов или единственным участником общества (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.02.98 № 14 - ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – закон об ООО).

В АО решение о создании филиала принимает совет директоров (п. 1 ст. 65 Федерального закона от 26.12.95 № 208 - ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – закон об АО)).

В АО с числом акционеров менее 50 подобное решение может принимать общее собрание или единственный акционер (п. 1 ст. 64 закона об АО)

В ООО принятие решения о создании филиала оформляется протоколом общего собрания участников (п. 6 ст. 37 закона об ООО) либо решением единственного учредителя (ст. 39 закона об ООО).

В АО – решением совета директоров (п. 5 ст. 12 закона об АО) либо протоколом общего собрания акционеров (если акционеров менее 50), либо решением единственного акционера.

Эти документы должны содержать информацию о местонахождении филиала, должен быть решен вопрос наделения филиала имуществом, назначен руководитель филиала или обязанности руководителя филиала возложены на определенное лицо, утверждены изменения в учредительные документы, утверждено Положение о филиале

Этап второй. Документальное оформление деятельности филиала

Компании необходимо:

разработать и утвердить приказом руководителя положение о филиале (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 закона об ООО, п. 4 ст. 5 закона об АО); выписать руководителю филиала доверенность на управление филиалом (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 закона об ООО, п. 4 ст. 5 закона об АО); предоставить филиалу помещение под офис

Положение о филиале должно содержать общую информацию о филиале, его функциях, основных правах и обязанностях, порядке управления, имуществе, финансах и отчетности, прекращении деятельности).

Доверенность руководителя филиала должна содержать: пределы полномочий руководителя филиала, круг действий, которые он вправе совершать, удостоверение директором компании подписи руководителя филиала.

Передача помещения для размещения в нем филиала может подтверждаться договором аренды (если помещение арендуется у третьих лиц) или гарантийным письмом собственника (если компания предоставляет филиалу свое имущество)

Этап третий. Внесение изменений в устав компании

Компании необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции изменения в устав компании.

После внесения изменений компания получает свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях налогового органа (п. 5 ст. 5 закона об ООО, п. 5 ст. 5 закона об АО).

Компания представляет в налоговую инспекцию по месту своего нахождения следующие документы:

подписанное заявителем и нотариально заверенное уведомление о внесении изменений в учредительные документы (форма № Р13002). Заявителем будет выступать генеральный директор общества, создающего филиал; протокол общего собрания участников (акционеров) или приказ (распоряжение) единственного учредителя либо совета директоров акционерного общества о внесении изменений в учредительные документы; устав в новой редакции (два экземпляра). Также компания может представить изменения в устав в виде отдельного документа
Этап четвертый. Постановка филиала на учет в налоговом органе

Компания должна встать на учет в налоговом органе по местонахождению каждого филиала (п. 1 ст. 83 НК РФ) в течение одного месяца с момента его создания (п. 4 ст. 83 НК РФ).

В случае, если несколько филиалов компании находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, компания вправе встать на учет в любом из этих органов по своему выбору (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Кроме того, необходимо сообщить обо всех созданных филиалах в свою налоговую инспекцию в срок не позднее одного месяца со дня создания филиала (п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение о создании филиала утверждено приказом

ФНС России от 21.04.09 № ММ - 7-6/252 @ . За нарушение сроков постановки на учет по местонахождению филиала компанию могут привлечь к налоговой (ст. 116, 117 НК РФ) и административной (ст. 15.3 КоАП РФ) ответственности

Примерный перечень документов для постановки на учет (может корректироваться налоговым органом):

заявление о постановке на учет (по форме, утвержденной приказом ФНС России от 01.12.06 № САЭ - 3-09/826 @ ) либо письменное сообщение формы С - 3-09 (утвержденное приказом ФНС России от 21.04.09 № ММ - 7-6/252 @ ) (если данная организация уже состоит на учете по каким-либо основаниям в инспекции); копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, заверенная нотариально; копия свидетельства о государственной регистрации компании; положение о филиале; копии устава с внесенными изменениями; выписка из ЕГРЮЛ
Этап пятый. Регистрация во внебюджетных фондах

В течение месяца с момента создания филиала компания должна зарегистрировать филиал по месту его нахождения во внебюджетных фондах. Кроме этого в течение месяца необходимо будет сообщить о создании филиала в фонды по местонахождению головной компании (только в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования – ст. 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Такое сообщение представляется в свободной форме с указанием адреса филиала, а также названия и реквизитов документа, которым создание филиала было утверждено (протокол общего собрания либо решение) . Компаниям следует помнить, что регистрации подлежат не все обособленные подразделения, а только те, которые самостоятельно платят взносы, то есть имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют зарплату. При этом компании необходимо представить в соответствующие территориальные отделения фондов следующие документы:

в Фонд социального страхования:
заявление; заверенную нотариально или регистрирующим органом копию свидетельства о государственной регистрации общества; заверенную нотариально или регистрирующим органом копию свидетельства о постановке общества на учет в налоговом органе; заверенную нотариально или регистрирующим органом копию уведомления о постановке на учет в налоговом органе по местонахождению филиала; заверенные нотариально или регистрирующим органом копии документов, подтверждающих создание филиала (положение о филиале, доверенность, выданная руководителю филиала); если на момент подачи заявления о регистрации в качестве страхователя филиалу открыты банковские счета в кредитных организациях, представляется справка из кредитной организации об указанных счетах; заверенную нотариально или регистрирующим органом копию извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения (постановление ФСС России от 23.03.04 № 27)
в Фонд обязательного медицинского страхования:
документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании филиала, или распоряжение (приказ) о создании филиала и положение о филиале); документы, подтверждающие исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования; свидетельство о регистрации общества в качестве страхователя в территориальном фонде по месту его нахождения (постановление Правительства РФ от 15.09.05 № 570)
в Пенсионный фонд:
свидетельство о постановке на учет общества в налоговом органе по его местонахождению; уведомление о регистрации общества в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по местонахождению головной компании; копию нотариально заверенных документов, подтверждающих создание филиала (устав общества, содержащий сведения о создании филиала и его юридическом адресе, Положение о филиале и другие документы, содержащие сведения о наличии у филиала отдельного баланса, расчетного счета, а также права выполнять от имени юридического лица обязанности по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по местонахождению филиала) (постановление Правления ПФ РФ от 13.10.08 № 296п)

 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль