«Мы не можем позволить себе заключать краткосрочные договоры аренды»

151
Основные блоки работы юридической службы сети фитнес-клубов связаны с недвижимостью, взаимоотношениями с клиентами и, как ни странно, интеллектуальной собственностью. Об этом нам рассказала Юлия Ходьбина, руководитель юридической дирекции крупнейшей российской сети фитнес-клубов World Class и «ФизКульт»

Структура юридической службы

– Как устроена юридическая служба вашей сети фитнес-клубов?

– У нас она называется юридической дирекцией. Дирекция состоит из шести юристов. Кроме меня и моего заместителя остальные специалисты работают в основном по конкретным направлениям. Я не сторонница понятия «юрист широкого профиля».

– Это довольно редкий подход для штатной юридической службы. Чем вызвана необходимость распределения направлений деятельности?

– У нас сложно быть юристом широкого профиля, потому что есть весьма четкие направления деятельности. Конечно, рассмотреть проект договора поставки, оказания услуг и прочих стандартных договоров, написать правовое заключение по ним, составить претензию или иск может любой из наших специалистов. Но серьезные вопросы основных блоков нашей работы я предпочитаю поручать узкопрофильным юристам, потому что они знают все нюансы той или иной специфики и могут «глубоко копать». Речь идет о таких направлениях, как правовое обеспечение недвижимости, интеллектуальная собственность, корпоративное право.

– А непосредственно в каждом фитнес-клубе есть свой юрист?

– Нет, я считаю, что это нецелесообразно. Правовые вопросы, возникающие у менеджмента клубов, довольно однотипны, и наша дирекция решает их преимущественно дистанционно. Кроме того, мы регулярно проводим что-то вроде правовых ликбезов для управляющих клубов, администраторов и других сотрудников. Консультируем, как вести себя, например, во время проверок госорганов, каким образом решать спорные вопросы с клиентами, как правильно оформлять ту или иную документацию.

Специфика правовой работы в сети спортклубов

– Правовое сопровождение недвижимости связано с договорами аренды помещений для фитнес-клубов?

– Да, аренда – это основной пласт нашей деятельности. Работа включает в себя не только оформление договоров, но и поддержание постоянного взаимодействия с арендодателями, ведь специфика нашей деятельности такова, что весьма проблематично закрыть клуб даже на час, если, например, произошел сбой в работе электро– или водоснабжения. Клуб должен работать с 7 часов утра до 24 часов вечера, и клиенты могут приехать в любое время. Поэтому любые сложности, связанные с эксплуатацией здания, должны решаться очень оперативно. Кроме того, мы не можем позволить себе заключать краткосрочные договоры аренды. Стандартный срок заключаемых нами договоров аренды – 10–15 лет. Это связано с тем, что компания продает годовое членство в клубах, поэтому мы должны быть уверены в завтрашнем дне. Отсюда много работы, связанной с госрегистрацией долгосрочных договоров. Кроме аренды есть еще инвестиционные контракты, тендеры. Другое важное направление – это все, что связано со строительством и отделкой объектов недвижимости. Компания зачастую принимает объект в состоянии Shell&Core (по сути, это пустая «коробка») и для отделки мы заключаем договоры подряда, которые тоже требуют постоянного правового контроля. Дело в том, что на рынке существует очень небольшое количество строительных компаний, которые способны качественно и в срок создать такое относительно сложное инженерное сооружение с бассейном, системами вентиляции и кондиционирования, как фитнес-клуб. Крупным строительным компаниям объект на 3–4 тыс. кв. м не очень интересен, а ресурсы небольших компаний не всегда позволяют выполнить наш заказ качественно и в срок. По-этому случаются споры с подрядчиками.

– А с чем связано направление работы по интеллектуальной собственности? Ведь у вас всего два товарных знака – World Class и ФизКульт. Разве они требуют много внимания?

– Это не всего, а целых два товарных знака, принадлежащих крупнейшей фитнес-корпорации в России, поэтому они требуют постоянной юридической заботы. Юрист принимает участие не только на этапе создания и первичной регистрации, но и позднее, когда происходит расширение использования товарного знака по территориальному признаку (у нас имеется международная регистрация) и по классам МКТУ при развитии бизнеса. Например, для того, чтобы использовать товарный знак в информационных технологиях. Кроме того, товарные знаки требуют защиты. Бывали случаи, когда где-то в регионах неправомерно открывались спортклубы под нашими брэндами и мы принимали соответствующие меры. Кстати, эти ситуации были урегулированы без обращения в суд, в претензионном порядке с выплатой денежной компенсации. Еще одно важное направление в данной сфере – правовое сопровождение договоров франчайзинга. Участие юриста требуется на стадии переговоров и согласования проекта договора, а затем для регистрации договора в Федеральном институте промышленной собственности.

– Много ли внимания юридической дирекции приходится уделять работе с клиентами, учитывая, что компания работает на рынке потребительских услуг, а во время занятий спортом возможны и травмы, и другие проблемы со здоровьем?

– Безусловно, взаимоотношения с клиентами – это один из основных блоков нашей работы. Что касается травм и иных проблем со здоровьем, то у нас давно и подробно проработана следующая система. При заключении договора с клиентом мы знакомим его с правилами клуба, которые являются приложением к данному договору. В правилах в том числе оговаривается, что у клиента не должно быть медицинских противопоказаний для занятия теми или иными видами спорта или прохождения тех или иных процедур, проводящихся в фитнес-клубе. В противном случае он должен предупредить о своих противопоказаниях либо отказаться от заключения договора. Таким образом, ответственность за свое здоровье несет клиент. Чтобы исключить возможные травмы, перед тем, как допустить клиента к занятиям, с ним проводят обязательный вводный инструктаж, о чем он расписывается в соответствующем документе. Кроме того, мы страхуем свою гражданскую ответственность, и если действительно возникнет какая-то травма по вине клуба, что бывает крайне редко, то страховая компания выплатит клиенту страховое возмещение. Конечно, для этого клиенту необходимо представить пакет документов в страховую компанию.

– Эта система предусмотрена в каких-либо нормативных актах?

– Нет, в нормативных правовых актах этого нет. Законодательства в области фитнеса вообще очень мало. Поэтому мы опираемся не только на свой собственный, но и на зарубежный опыт функционирования фитнес-клубов.

– Бывает, что клиенты злоупотребляют своими правами?

– Редко, но бывает. Однажды мы получили письменную претензию клиентки с требованием выплатить ей крупную компенсацию в связи с тем, что ее сын получил травму на территории клуба. Оказалось, что сыну 30 лет, а его травма – это маленькая гематома, полученная в ходе активной спортивной игры. И сам он к нам претензий никаких не имел. Подобные ситуации быстро урегулируются путем переписки. Более серьезные споры, которые доходят до суда, касаются другого вопроса. Наши клиенты покупают членские карты, которые дают им право в течение определенного периода времени неограниченно пользоваться услугами клуба, входящими в стоимость карты. Были случаи, когда клиенты, купив и активировав карту, за весь срок ее действия не пользовались услугами клуба, а потом требовали вернуть деньги. Но в этих спорах мы неизменно выигрываем, поскольку предмет договора – покупка права, а вот будет клиент реализовывать приобретенное право или нет – решать ему. Это нормальная мировая практика. Ведь клуб в любом случае несет расходы на обслуживание своей инфраструктуры для того, чтобы каждый клиент, который приобрел членство, мог воспользоваться оплаченными услугами в любой момент.

Требования к юристам: качественное образование и узкая специализация

– Что для вас важно при выборе нового сотрудника, когда открывается вакансия?

– Прежде всего качественное образование и опыт работы по соответствующим направлениям. Например, если нужен юрист по недвижимости, то требуется девелоперский опыт, если юрист по работе с клиентами, – то опыт работы в сервисных компаниях, ориентированных на клиентов. Не обязательно именно в спортклубах – приветствуется опыт работы, например, в медицинских центрах. Для корпоративного юриста и юриста по работе с недвижимостью важно также владение английским языком.

Беседовала Евгения Яковлева,
ведущий эксперт журнала «Юрист компании»

 

Мнение коллеги

«Мы не можем позволить себе заключать краткосрочные договоры аренды»Елена Шильникова, руководитель юридического отдела ЗАО «Фитнес-Арена» (сеть фитнес-клубов «Планета Фитнес» в Самаре)– Каковы основные блоки работы вашей юридической службы?– Договорная работа с контрагентами, судебные споры, отношения с контролирующими органами (налоговыми органами, антимонопольной службой, прокуратурой, государственными инспекциями по труду и т. п.), а также разрешение претензий клиентов.– Какие направления работы требуют особого внимания?– В первую очередь проекты, связанные с арендой площадей для новых клубов. В частности, предварительные договоры аренды на строящиеся объекты недвижимости. Кроме того, особого внимания требует консультирование по вопросам налогового планирования, включая оценку безопасности схем ведения бизнеса. Повышенное внимание мы уделяем и судебной работе. Компания считает необходимым судиться только по принципиальным вопросам, поэтому все имеющиеся судебные процессы являются действительно важными.– В чем особенность договорной работы фитнес-центров?– У нас преобладают договоры с клиентами клуба. Для них разработаны типовые формы, в которых необходимо было учесть как требования главы 39 Гражданского кодекса, законов «О защите прав потребителей», «О персональных данных», Основ законодательства об охране здоровья граждан, так и специфику предоставления услуг в рамках длительных контрактов на основе членства в клубе. После разработки типовой формы договоры с клиентами заключаются без участия юротдела, за исключением договоров с корпоративными клиентами и нестандартных договоров (например, с санаториями, бюджетными учреждениями и т. п.).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль