Закрытие проблемной компании. Можно ли провести ликвидацию, не привлекая внимания налоговиков

390
Препятствует ли ликвидации налоговая недоимка Почему не стоит бояться выездной проверки Как уйти от долгов, сменив адрес компании

Вызванные кризисом финансовые трудности не всегда удается преодолеть сокращением затрат. Иногда руководству группы компаний приходится идти на крайние меры – ликвидировать «проблемное» юридическое лицо. Это влечет прекращение деятельности организации без перехода ее прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Соответственно, ликвидировав компанию, вы, по сути, избавляетесь от потенциально возможных налоговых и гражданско-правовых последствий ее деятельности. Юристы достаточно редко прибегают к процедуре официальной ликвидации в связи с ее длительностью и потенциальной опасностью назначения выездной налоговой проверки со всеми вытекающими последствиями. Вместе с тем, как показывает практика и анализ действующего законодательства, при официальной ликвидации у налоговиков не так много шансов привлечь компанию к ответственности и взыскать недоимку по налогам.

Налоговики не вправе требовать подтверждение расчетов с кредиторами

В соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государст-венной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – закон о госрегистрации юрлиц) ликвидация юридического лица осуществляется в три этапа. Первый этап – подача в трехдневный срок в регистрирующую инспекцию уведомления о принятии участниками или органом управления компании решения о ее ликвидации. К уведомлению прилагается соответствующее решение. Второй этап – подача уведомления о формировании ликвидационной комиссии и промежуточного ликвидационного баланса. Третий этап – представление заявления о ликвидации по форме Р16001, ликвидационного баланса, документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда сведений персонифицированного учета, а также документа, подтверждающего уплату госпошлины. Регистрирующая налоговая инспекция не вправе требовать представления каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (справок об отсутствии задолженности по налогам, о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию и.п.). О каждом из вышеназванных фактов регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ, и заявителю выдается соответствующее свидетельство. Нормативный срок внесения указанных записей составляет пять рабочих дней. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана поместить в «Вестнике государственной регистрации» публикацию о ликвидации компании и о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Указанная публикация предшествует подаче промежуточного ликвидационного баланса. Таким образом, вся процедура ликвидации должна занимать по времени около двух с половиной месяцев. При соблюдении заявителем всех обозначенных условий регистрирующий орган вносит запись о ликвидации.

ВОПРОС В ТЕМУ

Может ли налоговая инспекция в бесспорном порядке взыскать задолженность по налогам с ликвидируемой компании?

Это спорный вопрос. Есть мнение, что на стадии ликвидации налоговый орган не вправе в бесспорном порядке взыскивать налоги и пени. Это противоречит статье 49 Налогового кодекса и нарушает очередность удовлетворения требований остальных кредиторов (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.04 № А05-6517/04-13).

Долги по налогам – не повод для отказа в ликвидации

На практике налоговики предъявляют еще одно требование для внесения записи о ликвидации компании: у нее не должно быть задолженности по налогам и сборам на момент рассмотрения заявления о ликвидации по данным карточки лицевого счета (далее – КЛС) в инспекции по месту учета налогоплательщика. Если же у организации числится задолженность перед бюджетом, налоговики отказывают в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией. Однако у налогоплательщика есть хорошие шансы оспорить данное решение в суде, не погашая при этом свою задолженность. По целому ряду дел суды выносили решения, из которых следует, что наличие долгов перед бюджетом – не повод для отказа в ликвидации компании (постановления федеральных арбитражных судов Московского округа от 12.02.07 № КГ-А40/13010-06 и Северо-Западного округа от 13.03.07 № А56-55186/2005, от 07.09.05 № А05-12741/04-8).

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. Общество с ограниченной ответственностью обжаловало отказ в госрегистрации в связи со своей ликвидацией. Отказ был мотивирован тем, что у общества имеется задолженность по пеням по налогу на прибыль, не отраженная в ликвидационном балансе. Суд поддержал позицию общества. Он сослался на то, что требования кредитора, не признанные ликвидационной комиссией, по которым кредитор не обращался с иском, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными. Налоговая инспекция не доказала, что ею принимались меры, направленные на взыскание задолженности перед бюджетом. Не смогли налоговики доказать и того, что они заявляли свои требования к обществу в срок, указанный в объявлении о ликвидации (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.05.08 № А42-2627/2007).

Таким образом, если компании отказано в ликвидации в связи с тем, что она не включила в ликвидационный баланс задолженность по налогам, у нее все же имеется шанс оспорить указанное решение об отказе. Но только при условии, что налоговый орган в двухмесячный срок не обращался в ликвидационную комиссию и (или) в суд с требованием о погашении имеющейся задолженности.

ОПЫТ КОЛЛЕГИ. В практике Юлии Цуриковой, старшего юриста группы юридических и аудиторских компаний «Содействие Бизнес Проектам» был аналогичный прецедент: «Мы оспорили решение МИФНС РФ № 46 об отказе в госрегистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Мотив отказа: ликвидационный баланс не отражает сумму фактической задолженности перед бюджетом, что равносильно его непредоставлению в регистрирующий орган. Арбитражный суд г. Москвы поддержал нашу позицию, которая основывалась на том, что погашенными считаются требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд (п. 6 ст. 64 ГК РФ). Но все-таки перед процедурой ликвидации лучше провести сверку с налоговой и оплатить задолженность. Задолженность бывает незначительной, но из-за нее ликвидация может затянуться на несколько месяцев».

Вместе с тем в судебной практике встречается и прямо противоположный подход. В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.06.08 № А29-7641/2007, который отказался признать недействительным решение инспекции ФНС России об отказе в госрегистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Суд указал, что в представленном в инспекцию ликвидационном балансе не были отражены сведения о наличии задолженности перед бюджетами. Такой ликвидационный баланс, по мнению суда, не считается достоверным. Данная правовая позиция представляется недостаточно обоснованной, так как она противоречит статье 64 Гражданского кодекса. Но возможность такого исхода стоит учитывать.

СОВЕТ В ТЕМУ

Ликвидация компании позволяет избежать взысканий по гражданско-правовым искам в силу прямого указания статьи 64 Гражданского кодекса.

В случае обращения кредитора с иском в суд ликвидация ответчика повлечет прекращение производства по делу (подп. 5 п. 1 ст. 150 АПК РФ). В то же время кредиторам будет достаточно сложно узнать, что должник находится в процессе ликвидации. Ведь эта информация печатается в «Вестнике государст-венной регистрации», который, по сути, раскупается лицами, публикующими там сообщения.

Выездная проверка длится дольше, чем процедура ликвидации

Основные опасения налогоплательщиков в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица вызывает возможность проведения выездной налоговой проверки, которая может выявить задолженность перед бюджетом. Но если сопоставить нормы закона о госрегистрации юрлиц с положениями Налогового кодекса, становится очевидно, что налоговые органы просто не смогут уложиться в сроки, регулирующие проведение выездной проверки. Ведь для того, чтобы у ликвидируемой организации в карточке лицевого счета отразилась недоимка, необходимо, чтобы решение по результатам выездной налоговой проверки вступило в законную силу. Чтобы пояснить это утверждение, суммируем все сроки, императивно предусмотренные при проведении выездной проверки: – представление документов по требованию налоговиков – 10 рабочих дней (кроме того, документы можно направить почтой – это плюс еще два-три дня); – представление возражений на акт выездной налоговой проверки – 15 рабочих дней (если акт не получать лично, то налоговый орган направит его почтой, а это еще 6 дней); – подготовка решения по результатам выездной налоговой проверки – 5–10 дней; – апелляционное обжалование решения по результатам выездной проверки в вышестоящий налоговый орган – 10 рабочих дней (срок обжалования) плюс еще от одного до полутора месяцев на рассмотрение жалобы (до момента рассмотрения жалобы решение не вступит в законную силу). Таким образом, выездная проверка займет больше двух с половиной месяцев. А между тем мы не брали в расчет сроки непосредственной проверки представленных налогоплательщиком документов, которые, конечно, не могут составлять менее одного месяца, с учетом проведения встречных проверок и направления запросов в банки.

ОПЫТ КОЛЛЕГИ. Своим опытом ликвидации проб-лемных компаний делится Константин Баев, юрист юридической группы «PRINCIPIUM»: При правильных действиях проверяемого налоговый орган (при отсутст-вии соответствующего «рвения») не успеет заявить свои требования в суд в качестве кредитора до составления ликвидационного баланса. Следовательно, такие требования погашаются (ст. 64 ГК РФ). Но необходимо иметь в виду, что выплата кредиторам третьей и четвертой очереди (выплаты в бюджет, внебюджетные фонды и прочим кредиторам) производится по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 63 ГК РФ). Это означает, что при наличии кредиторской задолженности перед указанными лицами общий срок ликвидации увеличивается как минимум до 3,5 месяцев. Это повышает шансы налогового органа успеть заявить требования до составления ликвидационного баланса. Полагаю, что для сокращения сроков ликвидации желательно оплатить задолженность перед кредиторами третьей и четвертой очереди сразу после составления промежуточного ликвидационного баланса. Кроме того, на этом основании налоговый орган не сможет отказать в регистрации ликвидации компании. Судебная практика, опровергающая данный вывод, отсутствует».

Путем нехитрых арифметических подсчетов приходим к выводу, что налоговый орган не сможет назначить и провести проверку в сроки, предусмотренные для проведения процедуры ликвидации (примерно два с половиной месяца). Из чего следует вывод, что даже после того, как налоговики, получив уведомление о предстоящей ликвидации, назначат выездную проверку, учредители успеют официально ликвидировать компанию еще до завершения этой проверки. При «смене прописки» время работает на налогоплательщика Но как быть, если задолженность по налогам у организации числится уже на момент принятия решения о ликвидации (соответственно налоговики безо всякой проверки выявят эту задолженность)? Тогда у компании есть два варианта действий. Первый из них мы описали выше – оспорить в судебном порядке решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией. Второй вариант (который, кстати, неоднократно опробован на практике и используется в настоящее время) – поменять «прописку» организации. Вариант со сменой адреса основан на том, что инспекция, в которую поданы документы на ликвидацию юрлица, запрашивает о наличии за этим юрлицом недоимки только ту инспекцию, где оно состоит на учете на момент запроса. Если недоимки нет – юрлицо ликвидируется. Поэтому, чтобы налоговики не обнаружили задолженность, перед началом процедуры ликвидации компания встает на учет в другую налоговую инспекцию. В результате, даже если недоимка и числилась за ней в прежней инспекции, в новую инспекцию эти данные будут переданы нескоро. Сроки передачи данных КЛС зависят от технической возможности конкретных инспекций. Так, например, в Санкт-Петербурге есть инспекции, где вопрос приема данных, так называемого электронного контейнера, не решен до настоящего момента. И при переходе организации в такую инспекцию данные по уплате налогов и наличию недоимок за предыдущие периоды не появляются в КЛС в связи с техническими проблемами. По крайней мере так ситуацию объясняют сами работники этих инспекций. Если же организация «переедет» из одного региона в другой, передача КЛС гарантированно будет небыстрой (если она вообще произойдет). Ведь в таком случае карточка передается не напрямую, из одной инспекции в другую, а через соответствующие территориальные управления ФНС России. Как показывает опыт, компьютерные сбои при проведении этой процедуры – не редкость, что в данной ситуации налогоплательщику на руку.

Иное мнение по проблемам ликвидацииПо поводу сроков ликвидации.

Комментирует
Юлия Цурикова,старший юрист группы юридических и аудиторских компаний «Содействие Бизнес Проектам»:
«Срок процедуры добровольной ликвидации даже без учета налоговой проверки может оказаться гораздо больше, чем три месяца. Во-первых, организация обязана дать публикацию в «Вест-нике государственной регистрации». А это может занять около двух недель. Во-вторых, в Москве, например, МИФНС РФ № 46 будет ждать ответа от территориальной налоговой инспекции, в которой состоит на учете ликвидируемая компания о наличии у нее задолженности перед бюджетом. Единственным способом сократить этот срок является обращение в суд, но организации редко к нему прибегают. Кроме того, практика показывает, что до завершения налоговой проверки регистрирующий орган не вынесет положительного решения по ликвидации. Единственным способом опять-таки будет обжалование в суд нарушения сроков рассмотрения».

По поводу смены адреса компании.

Комментирует Кристина Теплова,юрист юридической фирмы Lidings:
«Уход от погашения задолженности перед бюджетом путем смены адреса лежит вне правовой плоскости. В заявлении о госрегистрации юридического лица в связи с его ликвидацией подтверждается, что расчеты с его кредиторами завершены. Смена адреса с целью уйти от погашения долга ведет, по сути, к нарушению порядка ликвидации и к ущемлению прав кредиторов».

Юлия Цурикова
, полагает, что вариант со сменой адреса может работать только при смене налоговой инспекции в рамках одного города: «При «переезде» из одного региона в другой налоговая по новому местонахождению не поставит организацию на учет без получения файла выгрузки из налоговой, в которой организация состояла на учете. А без постановки на учет ликвидация организации невозможна».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль