«Директор ресторана имеет набор инструкций: что делать, если пришли с проверкой»

87

Как осуществляют юридическую поддержку региональных офисов, отбирают поставщиков на тендере и защищают компанию при многочисленных проверках, рассказал Дмитрий Тимофеев, директор юридического департамента компании «Росинтер Ресторантс Холдинг».

За границей проще привлекать юристов со стороны, чем иметь штатных

– У вашей компании много офисов в регионах, за границей. Каким образом устроена их юридическая поддержка?

– Да, мы работаем в России, странах СНГ и Восточной Европе. Поэтому наша компания структурирована по дивизионному принципу. Есть штаб-квартира в Москве и региональные офисы. Юридический департамент представлен на каждом из этих уровней. Сейчас у нас работает 20 человек: 13 юристов в московской штаб-квартире и по одному человеку – в юридическом департаменте каждого регионального подразделения (дивизиона). Между этими уровнями мы делим обязанности и права по принятию решений в каждом направлении, будь то составление договоров, сопровождение крупных сделок, вопросы корпоративного управления. На крупные проекты мы привлекаем внешних консультантов на основе аутсорсинга. Кроме того, при работе в Восточной Европе мы также используем услуги аутсорсинговых компаний. Там проще иметь компанию «на подхвате», чем использовать штатных юристов.

– Ваш департамент делится на отделы?

– В головном офисе («штаб-квартире») пять отделов. Отдел сопровождения сделок с недвижимостью: в ресторанном бизнесе недвижимость – один из основных активов и сделки в этой области имеют ключевую роль. Отдел по работе с исключительными правами, который занимается регистрацией товарных знаков, их защитой от незаконного использования и т.д. Из общего числа ресторанов, работающих под принадлежащими нам товарными марками, почти четверть открыты по франчайзингу, так что это тоже отдельная и серьезная сфера нашей деятельности. Отдел корпоративного права, который курирует вопросы корпоративного управления компанией. Отдел правовой защиты занимается запросами и проверками со стороны контрольно-надзорных органов: налоговиков, милиции, пожарных и т.д. Всеми прочими вопросами занимается отдел общеправового сопровождения деятельности.

– Как вы распределяете обязанности между штаб-квартирой и юристами в дивизионах?

– Юристы, работающие в штаб-квартире, занимаются наиболее крупными и масштабными проектами общекорпоративного характера: финансирование компании, сделки слияния и поглощения, работа с федеральными поставщиками и тому подобное. Текущими операционными вопросами в регионах занимаются юристы соответствующего дивизиона. Иногда мы по определенным причинам принимаем решение, что такой-то регион будут напрямую обслуживать юристы штаб-квартиры. Но в основном по вопросам регионального уровня работают юристы соответствующего дивизиона.

Дмитрий Тимофеев, директор юридического департамента компании ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг»

Родился в 1977 году в Москве.

В 2000 году окончил юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специализации «Гражданское право».

С 1998 года работал в различных компаниях в должностях юрисконсульта, руководителя юридических департаментов, занимался частной юридической практикой.

С 2007 года занимает должности директора юридического департамента, а также корпоративного секретаря и члена правления компании «Росинтер».

Специфика нашей работы – открытие новых ресторанов

– В чем заключается специфика работы юриста именно в ресторанном бизнесе?

– Специфические требования существуют в любом секторе экономики. Поэтому я не сторонник того, чтобы выделять специализацию юристов в зависимости от сферы бизнеса. С моей точки зрения, есть два типа юристов: юристы, работающие в компании, и юристы, занимающиеся консалтингом. Это две параллельные специфики. А в остальном хороший юрист сможет специализироваться в любой сфере.

– Тогда, может быть, есть какая-то нестандартная правовая работа, которой не бывает у юристов в других областях деятельности?

– Конечно. Для нас самое важное событие как для юристов – это открытие нового ресторана. Это составляет специфику нашей работы. А что касается нестандартных задач, то для меня это был опыт подготовки IPO. Только это было не в «Росинтере», а в другой компании. Вот это действительно вызов для любого корпоративного юриста.

– Акции «Росинтера» допущены к торгам на РТС и ММВБ. Подготовку IPO вели ваши юристы или вы привлекали сторонних специалистов?

– Я пришел в «Росинтер» сразу после проведения IPO, но подход к этой процедуре везде одинаков. При размещении акций на бирже большую роль имеют стандарты и правила игры. Нельзя сказать, что внутренние юристы в данном случае играют второстепенную роль, нагрузка в этот период очень серьезная. Но для непосредственной работы с банкирами и будущими акционерами стоит нанимать специальную команду, имеющую опыт именно в этой области.

– Известно, что к объектам общепита предъявляется масса специальных требований. В частности, проверки всевозможных контролирующих органов. Как юридическая служба работает при их проведении?

– Объектов у нас много и невозможно выделить по отдельному специалисту для каждой проверки. Поэтому мы этот участок работы разделили, условно говоря, по уровням. Директор ресторана имеет определенный набор инструкций «что делать, если к вам пришли с проверкой». Что же касается подключения к этой процедуре юристов компании, тут все зависит от серьезности ситуации. Мы очень внимательно работаем над тем, чтобы любой работник ресторана знал порядок действий. Бывает, что просто пришел участковый и запросил пакет документов на основании закона о милиции. Это несложно, и каждый директор и даже менеджер ресторана знают, что делать в таком случае. Но если проверяющие предъявляют конкретные претензии к документам, то подключается команда из отдела согласований. Если же проверка вышла на уровень составления протокола или акта, тогда к работе приступают юристы отдела правовой защиты. Эти специалисты постоянно на связи.

Поставщиков отбирают на тендере

– У вас наверняка огромное количество договоров. Вы предпочитаете использовать свои типовые формы или соглашаетесь на шаблоны поставщиков?

– Мы стараемся найти компромисс с поставщиком, чтобы договор был сбалансированным документом. Например, договоры поставки мы заключаем на основании тендеров. При этом мы, конечно, предлагаем поставщику собственный вариант договора. У нас есть специфика, связанная со сроками поставок, порядком оплаты товаров и др. На этих условиях мы стараемся настаивать. Как правило, поставщик соглашается с нашей формой. Но иногда приходится идти на некоторые компромиссы и составлять документы, учитывающие интересы и наши, и партнеров.

– А чем обусловлено проведение тендеров?

– Такой способ заключения сделок помогает минимизировать риск работы с недобросовестными поставщиками и обезопасить себя, например, при встречных налоговых проверках. Тендер и набор документации – достаточные основания, чтобы быть уверенным, что компания работает с порядочным поставщиком. Так мы можем продемонстрировать инвесторам, что у нас действительно прозрачный бизнес.

– Вы работаете с договорами франчайзинга. Скажите, предусмотрена правовая помощь партнерам, которые работают с вами по таким договорам?

– Мы участвуем в процедуре заключения с франчайзи договоров коммерческой концессии: постоянно обновляем эти документы в соответствии с изменениями законодательства и судебной практикой. Помогает то, что мы сами являемся одним из крупных лицензиатов американской компании Friday’s, у которой мы получили эксклюзивную лицензию на использование товарного знака T.G.I. Friday’s в 19 странах. Мы даем нашим партнерам право на открытие ресторанов под принадлежащими нам брэндами и ставим очень жесткие требования по их использованию. Но юридическим сопровождением деятельности наших партнеров мы не занимаемся, ведь это отдельные, абсолютно самостоятельные компании.

– Что изменилось в договорной работе в связи с кризисом?

– Сейчас мы стараемся выстроить работу таким образом, чтобы и наши контрагенты, и мы имели больше возможности для маневра при выполнении ключевых условий. Например, мы можем попросить более длительный период отсрочки платежа, но дать согласие на сопоставимое повышение цены или на поставку товара партиями. Кроме того, в работе с некоторыми партнерами, например со строителями, мы ужесточили тендерные требования и штрафные санкции.

Страхование ответственности – защита от потребительского экстремизма

– Какими судебными спорами вашим сотрудникам чаще всего приходится заниматься?

– Основная группа – споры по договорам поставки и подряда. Но это рутинная работа, обычные процессы для любой компании. Больших разбирательств, которые были бы у всех на слуху, за время моей работы в «Росинтере» не было. Общий принцип такой: кто договор изначально сопровождал, тот и ведет его в течение всего периода действия, в том числе работает по возникающим спорам.

– Посетители ваших ресторанов не пытались применить по отношению к «Росинтеру» опыт своих западных «коллег» в виде взыскания морального вреда за слишком горячий кофе и т. п.? Бывают не совсем адекватные претензии?

– За два года работы я не помню, чтобы дело доходило до суда с нашими посетителями. Если мы действительно были в чем-то виноваты, шли навстречу клиенту. Компенсировали неудобства доступными нам средствами. Кроме того, компания застраховала ответственность перед гостями. Это позволяет снизить наши риски, так как ответственность по претензиям, которые предъявляются к ресторану, несет страховщик.

– Обладателям известных брэндов часто приходится сталкиваться с нарушением исключительных прав. С вашими брэндами таких случаев не было?

– В плане защиты товарных знаков у нас хорошо поставлена работа. Денег и сил на их правильную регистрацию, защиту и поддержку мы не жалеем. Иногда в регионах, где «Росинтер» еще не представлен, появляются предприниматели, которые открывают рестораны с похожими названиями. Но после наших обращений они меняют вывески и прекращают использование принадлежащих нам торговых марок.

Беседовал Александр Коршунов,
эксперт журнала «Юрист компании»

Плюс еще четыре вопроса

Сколько обычно длится ваш рабочий день?

Ненормированно. Но выходные стараюсь всегда проводить с семьей.

Вы можете себе позволить отключить в отпуске мобильный?

Да. Это вопрос грамотно выстроенной работы. У меня есть заместитель, который может решить любые вопросы в мое отсутствие.

Чем привлекла вас профессия юриста?

В середине 90-х, когда я поступал на юрфак МГУ, было две популярные профессии: юрист и экономист. Так получилось, что я сделал выбор в пользу юриспруденции. Уверен, что в выборе не ошибся.

На какие качества кандидатов на должность юриста в отдел вы прежде всего обращаете внимание?

Сотрудник должен быть способен не только четко выполнять поставленные задачи, но и самостоятельно принять верное решение в стрессовой и сложной ситуации.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль