Компания заключает договор с торговой сетью. Какие опасности таят в себе формулировки предлагаемого договора

386
Какие условия о цене товара особенно опасны Как не дать ритейлеру вернуть товар Что может убедить покупателя снизить неустойку

Как правило, крупные торговые сети, которые лидируют в сфере продаж при работе со своими поставщиками, настаивают на использовании собственных форм договоров купли-продажи. Поставщикам волей-неволей приходится соглашаться на требования крупных игроков. Однако предлагаемые торговыми сетями договоры таят в себе целый ряд опасностей для контрагента.

Мы привели самые распространенные формулировки договоров и те подводные камни, которые они содержат, а также предложили убеждающие аргументы, которые могут помочь изменить их в пользу компаний-продавцов.

Продавец не может отвечать за цены, которые устанавливают третьи лица

ПРИМЕР ФОРМУЛИРОВКИ. «Если продавец в период действия договора осуществит продажу товара третьим лицам либо товар будет продаваться третьими лицами по цене более низкой, чем предложенная покупателю, то продавец обязан поставлять этот товар покупателю по цене поставки товара третьим лицам либо прекратить поставку товара третьим лицам по более низкой цене. Кроме того, в указанных случаях продавец несет ответственность согласно условиям настоящего договора».

Итак, ритейлеры стремятся закупать товар по наиболее низкой цене. Это понятно и объяснимо. Они покупают достаточно большие партии товара, поэтому многие продавцы соглашаются на это условие. Другое дело, что с его помощью ритейлеры фактически запрещают поставщику продавать свой товар другим контрагентам по еще более низким ценам. Проще говоря, предоставление скидок для других контрагентов грозит поставщику нешуточными санкциями со стороны торговой сети.

Другая проблема, связанная с этим условием, – это возложение ответственности на компанию-поставщика за третьих лиц (других покупателей, которым поставщик продает товары и которые перепродают их по низким ценам). Юристам компании-поставщика лучше постараться исключить это условие из договора (полностью или хотя бы в какой-то части). Убедить ритейлеров помогает напоминание, что третьи лица являются независимыми хозяйствующими субъектами, самостоятельно выбирающими ценовую политику.

Также торговые сети часто включают в договор условие о том, что весь товар, поставляемый продавцом (как собственного производства, так и других производителей), поступает в сеть по минимальной цене, указанной в прайс-листах продавца. При этом наценка продавца на единицу товара, произведенного иным лицом, должна составлять не более определенного процента от минимальной цены, предлагаемой самим производителем. Такое условие о «максимальной наценке» также лучше постараться исключить. Тем более что на некоторые категории товара рекомендуемая цена, установленная производителем, может быть в разы больше наценки, которую предлагает установить ритейлер. Чтобы исключить это условие, в деловой переписке или на переговорах контрагенту можно напомнить содержание статьи 40 Налогового кодекса. В соответствии с частью 2 этой статьи отклонение цены на 20 процентов от среднерыночной в ряде случаев будет поводом для вмешательства налоговой службы.

Убедить сетевиков поможет закон о защите прав потребителей

ПРИМЕР ФОРМУЛИРОВКИ. «В случае обнаружения недостатков товара после его приемки покупатель вправе вернуть товар поставщику независимо от того, сколько времени прошло с момента поставки».

Сетевики стараются присвоить себе право предъявлять претензии к качеству товара и возвращать его в любое время (бессрочно или в течение срока годности товара). Сейчас это особенно актуально, потому что в результате кризисного падения спроса на некоторые товары поставщики возвращают крупные партии нереализованного товара на основании подобных условий. Поэтому, если не определить в договоре конкретный срок, в течение которого допускается возврат товара, может возникнуть ситуация, когда через месяцы и даже годы покупатель захочет вернуть вам такой «залежалый» товар, который уже невозможно будет реализовать.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если такие недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю. Более длительные сроки могут быть установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Аналогичная норма установлена пунктом 2 статьи 477 Гражданского кодекса. Таким образом, по общему правилу максимальный срок, в течение которого торговая сеть может нести перед потребителем ответственность за качество проданного товара, составляет два года. За пределами данного срока товар уже не может считаться не соответствующим качеству или условиям договора. Данную норму можно использовать как аргумент в переговорах с торговой сетью.

Еще одно распространенное «претензионное» условие, на котором настаивают крупные сети: поставщик должен дать согласие на одностороннее составление покупателем актов о наличии претензий к количеству, качеству, ассортименту товара или товаросопроводительным документам. Предусматривается, что такие акты будут иметь для продавца обязательную силу. Разумеется, в таком порядке торговая сеть может произвольно включить в акт какие угодно претензии к продавцу. Этот пункт можно предложить заменить на более «мягкий». Например, можно договориться, что в случае наличия каких-либо претензий к количеству, качеству, ассортименту товара или товаросопроводительным документам покупатель незамедлительно информирует об этом продавца. В течение разумного срока тот обязуется прислать к покупателю своего представителя для составления двустороннего акта о выявленных недостатках. А если, например, в течение двух рабочих дней с момента получения извещения представитель поставщика не прибыл, покупатель имеет право составить соответствующий акт в одностороннем порядке.

Снизить размер неустойки поможет судебная практика

ПРИМЕР ФОРМУЛИРОВКИ. «В случае недопоставки товаров поставщик уплачивает неустойку в размере 3 процентов за каждый день просрочки».

У потенциальных поставщиков, пожалуй, самое большое негодование вызывают предложенные торговой сетью положения о начислении пеней и штрафов. Суммы и проценты, указанные в договорах сетевиков, действительно впечатляют. И надо сильно постараться, чтобы уменьшить их насколько это возможно.

«Сбить пыл» с покупателя на переговорах помогает напоминание о судебной практике уменьшения размеров пеней до разумных пределов (ст. 333 ГК РФ). К примеру, в практике Арбитражного суда города Москвы таким разумным пределом является 0,1 процента от стоимости товара за каждый день просрочки поставки. Кроме того, в предложенном покупателем договоре наверняка ничего не будет сказано об ответственности покупателя перед продавцом, например, за несвоевременную оплату товара. Этот вопрос крупные сети, как правило, тактично обходят стороной. Можно указать на то, что при таких условиях несправедливо было бы устанавливать для продавца «драконовские» санкции.

Помимо привычных пеней ритейлеры зачастую включают в договор и совершенно абсурдные штрафные санкции. Например, штраф за изменение юридического адреса или банковских реквизитов мотивируется затратами покупателя на внесение изменившихся сведений поставщика во внутреннюю учетную базу. Вряд ли какой-либо поставщик согласится «подарить» покупателю пару десятков тысяч рублей на таких условиях. Впрочем, практика показывает, что покупатели довольно легко идут на уступки, если поставщик не соглашается с данным условием.

ВОПРОС В ТЕМУ

Может ли продавец потребовать расторжения договора в случае отказа покупателя от всех переданных товаров по пункту 2 статьи 468 Гражданского кодекса?

Нет, не может. Такой отказ не считается отказом от исполнения обязательства и не влечет расторжения договора (п. 12 постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 22.10.97 № 18).

В конфиденциальности заинтересованы обе стороны

ПРИМЕР ФОРМУЛИРОВКИ. «Поставщик обязуется не разглашать информацию, связанную с условиями настоящего договора и их исполнением сторонами».

Условия, на которых поставляется товар, его цена, качественные и количественные характеристики могут стать объектом пристального внимания конкурентов. Как правило, договоры ритейлеров устанавливают только для поставщика обязанность не разглашать конфиденциальную информацию и не оказывать недружественного влияния. Корреспондирует такой обязанности право покупателя взыскать с поставщика крупный штраф. Логично попытаться сделать эти обязанности взаимными. То есть заменить положение о том, что «поставщик обязуется не разглашать информацию, связанную с настоящим договором», на то, что «стороны обязуются не разглашать информацию, связанную с настоящим договором».

Встречаются в договорах сетевых контрагентов и положения о бонусах и скидках. Иногда они оформляются отдельным документом или приложением, но тем не менее являются одним из условий договора. В связи с этим поставщику крайне важно следить за собственной рекламной политикой, ведь если скидки на один товар предоставляются сетевому покупателю, то аналогичные бонусы на такой же товар лучше предоставлять и другим покупателям, в договоре с которыми предусмотрены штрафные санкции за несоблюдение дистрибьюторской политики. В случае невыполнения этой рекомендации поставщик рискует навлечь на себя проверку налоговой инспекцией правильности применения цен по сделкам (п. 2 ст. 40 НК РФ). Ведь налоговики вправе проверять правильность применения цен по сделкам, если цена договора более чем на 20 процентов отличается от тарифов, по которым поставщик работает с другими покупателями.

СОВЕТ В ТЕМУ

Если покупатель требует заплатить штраф, договоритесь об оформлении суммы штрафа в виде предоставлении скидки или бонуса.

В таком случае поставщик сможет включить эту сумму в расходы для целей налогообложения
прибыли и засчитать НДС.

Продавцу надо обеспечить возможность отнести оплату рекламных услуг в расходы

ПРИМЕР ФОРМУЛИРОВКИ. «Покупатель обязуется оказать поставщику рекламные услуги в виде выкладки товаров поставщика на полках торговых залов в наиболее выгодных для продажи местах».

Из-за формулировок договора, которые посвящены рекламным услугам покупателя, поставщик не всегда может отнести затраты на рекламные и маркетинговые акции в оправданные расходы. Поэтому поставщику важно отметить момент перехода права собственности, то есть тот момент, когда он не может называть товар «своим». Соответственно с этого момента поставщик не может отнести в расходы рекламные услуги в отношении такого товара.

Чтобы избежать неприятных налоговых последствий, необходимо, не изменяя размеры вознаграждений за иные услуги, поменять формулировки на приемлемые. Например, можно обязать покупателя представлять периодический отчет о продажах товара или проводить информирование потребителей о продавце в виде объявлений по внутреннему радио, размещения плакатов, распространения буклетов, печатных материалов и т.д. Такие меры допустимы в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса. Главное, помнить, что размер допустимых «рекламных» расходов не должен превышать 1 процента выручки от реализации.

У поставщиков появился новый аргумент в спорах с ритейлерами

Ритейлера, который устанавливает для своих поставщиков явно невыгодные условия, необоснованные поборы («входной бонус», «плата за ввод новой продукции» и др.), можно призвать к ответу с помощью органов Федеральной антимонопольной службы. Весомым аргументом при этом может стать постановление Президиума Высшего арбитражного суда от 21 апреля (на момент выхода журнала номер ему еще не был присвоен). Президиум решил, что, если торговые сети определенного региона включают в свои договоры с поставщиками сходные условия, крайне невыгодные для поставщиков, это может свидетельствовать о согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию. Причем установить наличие согласованных действий можно и без документального подтверждения (например, договоров или переписки между ритейлерами). При переговорах с торговой сетью ссылка на это постановление Президиума может «умерить аппетиты» ритейлеров. Ведь сомнительные положения договоров могут стать для органов ФАС России объектом внимания. Это ведомство может вынести предписание, обязывающее ритейлера изменить свой типовой договор.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль