В адрес компании поступил груз, который она не заказывала. Какими убытками это грозит и как их избежать

330
Что будет, если «ошибочный» получатель откажется от груза Как поступить с незаказанным товаром Что предпринять, если хозяин груза неизвестен

Получая от поставщика груз, доставленный по железной дороге, покупатель может обнаружить, что ему привезли товары не того ассортимента, что были заказаны поставщику, либо товары прибыли с большой просрочкой. Казалось бы, Гражданский кодекс дает покупателю право в таких ситуациях не принимать товар (п. 1 ст. 468, п. 3 ст. 511 ГК РФ). Вот только железнодорожники будут руководствоваться не Гражданским кодексом, а статьей 36 Устава железнодорожного транспорта (далее – УЖТ). А она запрещает грузополучателю отказываться от приемки груза, даже если он был доставлен ошибочно.

Устав защищает интересы перевозчика, а не грузополучателя

В отличие от Гражданского кодекса нормы УЖТ ставят покупателя, который одновременно является и грузополучателем, в крайне невыгодное положение. Получив товар ненадлежащего качества или товар, который он не заказывал, он не имеет права отказаться от него в соответствии с правилами Гражданского кодекса. Напротив, на него возлагаются дополнительные обязанности: он должен принять товар и оплатить услуги перевозчика, а также иные обязательные платежи, связанные с перевозкой (ст. 35 УЖТ). После этого принять товар на ответственное хранение и подождать, пока продавец сможет его забрать. Это правило распространяется даже на те случаи, когда в адрес компании приходит сообщение о том, что она должна принять доставленный в ее адрес груз, хотя никаких договорных отношений с отправителем у нее нет (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.06 № А56-50459/2005).

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ. По прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который должен оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы. Грузополучатель может отказаться от принятия грузов в тех случаях, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению (ст. 36 УЖТ).

Для перевозчика не имеет значения, какие хозяйственные отношения существуют между отправителем и получателем. Его задача – доставить груз лицу, указанному в товарно-транспортной накладной в качестве грузополучателя. С точки зрения транспортного законодательства, если перевозчик выполнил эту обязанность и сообщил получателю о прибытии груза, последний должен этот груз принять.

Если же получатель груз принять отказывается, он должен оплатить время нахождения у него вагонов или контейнеров (ст. 39 УЖТ). Причем, как показывает практика, если получатель неоднократно отказывался от приемки грузов, суммы, которые железнодорожники начисляют за простой вагонов, могут составлять сотни тысяч рублей (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.07.09 № Ф03-3038/2009). Так что получателю отказ от груза может обойтись дороже, чем его приемка.

Большинство судов обязывают принять незаказанный груз

В арбитражной практике хоть и редко, но встречаются случаи, когда грузополучатели успешно отстаивали свое право отказаться от груза, направленного им по ошибке. Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отказал ОАО «РЖД» в удовлетворении требований о взыскании платы за пользование вагонами с научно-технического центра, который в перевозочных документах был назван грузополучателем. Суд указал на то, что в заявках на отгрузку центр был ошибочно указан в качестве грузополучателя. Значит, фактически центр не является грузополучателем по спорным отправкам, так как у него отсутствовали договорные отношения с грузоотправителем. (постановление от 22.09.06 № А56-50459/2005). А Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 30.06.08 № КГ-А40/5524-08 указал, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение грузополучателями обязательств (в том числе обязанности принять груз) отвечать перед экспедитором должен грузоотправитель.

В указанных случаях суды исходили из того, что грузополучатель, который не является стороной договора перевозки (экспедиции), не может отвечать за исполнение обязательств по такому договору. Это вытекает из пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса, согласно которому обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Формально эта норма Гражданского кодекса должна иметь приоритет перед статьей 36 УЖТ. Ведь нормы гражданского законодательства, содержащиеся в других законах, должны соответствовать кодексу (п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Но такая позиция является скорее исключением. Большинство судов разрешают данные споры на основе норм специального закона (ст. 36 УЖТ), а не Гражданского кодекса. С этой точки зрения компания обязана принять груз, если в перевозочных документах она значится как грузополучатель. В противном случае «отказник» обязан оплатить железнодорожникам простой вагонов. Это мнение преобладает в арбитражной практике. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа констатировал, что положения статьи 36 УЖТ носят императивный характер. Их нельзя изменить соглашением перевозчика и владельца подъездного пути необщего пользования (постановление от 05.05.08 № Ф03-А73/08-1/872, определение ВАС РФ от 03.09.08 № 11039/08). На то, что обязанность по приемке груза является безусловной, указывает и Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 03.07.08 № Ф04-4020/2008(7519-А27-30). А по мнению Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, данная обязанность сохраняется и при отсутствии у грузополучателя возможности принять груз (постановление от 24.11.05 № Ф08-4934/2005).

СОВЕТ В ТЕМУ

Отказаться от приемки груза можно, если в дорожной ведомости наименование грузополучателя указано неточно.

По мнению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, если название, указанное в дорожной ведомости, не совпадает ни с полным, ни с сокращенным наименованием грузополучателя, это обстоятельство свидетельствует о нетождественности грузополучателя (постановление от 05.06.06 № А56-50459/2005).

Выгоднее принять груз на ответственное хранение

Таким образом, «отказнику», не принявшему груз, железнодорожники на основании Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2, утв. постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 19.06.02 № 35/12) начислят оплату простоя вагонов. И не исключено, что эта сумма превысит расходы на хранение ненужного товара.

С точки зрения арбитражной практики более безопасный вариант поведения для получателя – принять доставленные перевозчиком товары на ответственное хранение. После этого получатель может урегулировать свои разногласия с отправителем (если между ними существуют отношения поставки) или принять меры для установления собственника груза (если в перевозочных документах получатель был указан по ошибке, а груз предназначался другому лицу).

Термин «ответственное хранение» статья 514 Гражданского кодекса использует применительно к договору поставки. Предусматривается, что покупатель (получатель), отказавшийся от переданного поставщиком товара, обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение).

Но арбитражная практика толкует понятие ответственного хранения расширительно. Суды считают, что получатель может принять груз на ответственное хранение, даже если у него отсутствуют отношения поставки с отправителем. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа рассмотрел ситуацию, когда завод, ошибочно указанный в документах как грузополучатель, принял от железнодорожников мазут, предназначавшийся для третьего лица. Суд признал, что завод правомерно принял этот мазут на ответственное хранение (постановление от 23.05.06 № А56-6988/2005). К аналогичным выводам пришел и Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 27.10.05 № 09АП-10389/05-ГК (оставлено в силе постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.03.06 № КГ-А40/74-06).

ВОПРОС В ТЕМУ

Если железнодорожники доставили получателю испорченный груз, в каком документе это нужно отразить?

Это обстоятельство надо зафиксировать в коммерческом акте. Правила его составления установлены приказом МПС России от 18.06.03 № 45. Данный акт будет основанием, позволяющим получателю отказаться от груза (абз. 2 ст. 36 УЖТ).

Ответственный хранитель должен найти хозяина груза

После того как груз принят на ответственное хранение, действия ответственного хранителя (грузополучателя) будут зависеть от того, связан ли он договорными отношениями с грузоотправителем. Если между получателем и отправителем груза заключен договор поставки, порядок действий получателя (он же покупатель) расписан в статье 514 Гражданского кодекса. О приемке товара на ответственное хранение он должен незамедлительно уведомить поставщика. Тот в свою очередь обязан вывезти товар или распорядиться им в разумный срок. Если этого не произойдет, покупатель вправе возвратить товар поставщику или реализовать его. В последнем случае из вырученной за товар суммы покупатель возмещает свои расходы на ответственное хранение и реализацию товара, а остаток средств передает поставщику.

Если же груз по ошибке был доставлен получателю, с которым у отправителя нет договорных отношений, сторонам также надо руководствоваться статьей 514 Гражданского кодекса. Отличие от ситуации с договором поставки заключается в том, что ответственный хранитель должен установить хозяина груза, принятого на хранение. Ведь не установив собственника, невозможно «незамедлительно уведомить» его о приемке груза на ответственное хранение, как это предписывает статья 514 кодекса. Очевидно, установить собственника груза можно, обратившись к грузоотправителю.

У компании, называющей себя собственником груза, ответственный хранитель вправе потребовать представить соответствующие доказательства (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.05.06 № А56-6988/2005). Если предполагаемый хозяин не распорядится грузом в разумный срок, ответственный хранитель может его продать. Вырученную сумму (за вычетом расходов на хранение и реализацию) нужно перечислить хозяину груза.

Дело обстоит сложнее, если имеется «претендент», который утверждает, что груз принадлежит ему, но этот «претендент» не представляет соответствующих доказательств. Такая ситуация статьей 514 кодекса не предусмотрена. Однако представляется, что в таком случае хранитель вправе реализовать груз, а денежные средства оставить за собой по крайней мере до тех пор, пока не получит достоверных сведений о том, для кого этот груз предназначался. Когда хранитель будет располагать такими сведениями, он должен перечислить законному хозяину груза вырученную за него сумму (за вычетом собственных расходов).

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ. В адрес открытого акционерного общества по ошибке поступили 45 вагонов цемента. ОАО, получив информацию, что груз предназначался для закрытого акционерного общества, неоднократно обращалось к нему с просьбами подтвердить принадлежность груза и вывезти его. ЗАО доказательств принадлежности груза не представило. Тогда ОАО реализовало груз, но вырученные деньги ЗАО не перечислило. ЗАО через суд потребовало взыскать с ОАО определенную расчетным путем стоимость груза, а также убытки, возникшие из-за срыва ЗАО сделок со своим контрагентом. Первая инстанция взыскала стоимость груза, рассчитанную истцом и часть убытков.

Но апелляционный суд отменил это решение. Он постановил взыскать лишь сумму, полученную ответчиком от реализации груза (в несколько раз меньшую, чем сумма, которую истец получил расчетным путем). Во взыскании убытков истцу отказали. Апелляционный суд особо отметил, что в данном деле ответчик мог выдвинуть встречное требование о взыскании убытков в связи с «безосновательным направлением ему груза». Однако такого требования ответчик не заявлял (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.09 № А41-23586/08).

Таким образом, отказ от незаказанного груза может обойтись грузополучателю дороже, чем его приемка. Оптимальным вариантом для компании, даже если груз доставлен явно не тому получателю, является его принятие на ответственное хранение.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль