Как подготовиться к защите товарного знака в споре об интернет-рекламе

699
Защита в суде товарного знака или фирменного наименования, которые недобросовестный конкурент использует в интернет-рекламе, — относительно новая категория споров. От подготовленности компании к процессу зависит успешное разрешение спора.

Если недобросовестный конкурент использует товарный знак или фирменное наименование компании в контекстной рекламе своей компании в интернете, правообладатель может обратиться в суд. Вероятность успеха в суде зависит от качества подготовки к процессу. Чтобы у суда было меньше оснований для отказа, нужно правильно определить ответчика и предмет требований, а также заранее подготовить доказательства нарушения. Весь процесс подготовки можно разделить на пять этапов.

О нарушениях в интернете:

Надлежащий ответчик в споре о товарном знаке в интернет-рекламе

В первую очередь, нужно привлечь надлежащего ответчика. Определить, кто виновен в нарушении, важно для любых споров, связанных с интернетом. В отношении контекстной рекламы это могут быть рекламораспространитель и рекламодатель.

Привлечение рекламораспространителя в споре об интернет-рекламе

Рекламораспространитель — это лицо, которое оказывает рекламные услуги. Его можно привлечь только в случае, если он информационный посредник. Информационный посредник — лицо, которое дает возможность разместить материал (информацию) с использованием информационно-телекоммуникационной сети или возможность доступа к материалу в этой сети (п. 1 ст. 1253.1 ГК РФ).

Информационный посредник может избежать ответственности, если докажет, что он не знал и не должен был знать о том, что использование результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации) в материале неправомерно. А также, что он своевременно принял необходимые меры, получив от правообладателя заявление о нарушении с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса (п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ).

Если суд не согласится привлечь рекламораспространителя в качестве ответчика, нужно привлечь его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Это может пригодиться, когда нужно будет истребовать в качестве доказательств договор об оказании рекламных услуг.

Привлечение рекламодателя в споре об интернет-рекламе

Рекламодатель в данном случае — это администратор рекламного доменного имени или пользователь, на имя которого зарегистрировано доменное имя. Рекламодателя привлекают в качестве ответчика чаще всего. Доказывая его вину, необходимо сослаться на договор об оказании рекламных услуг. Но если договор не удастся истребовать и приобщить к материалам дела, ситуация усложнится.

Суд может отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что договоренность рекламодателя и рекламораспространителя не доказана, а подобный результат запроса в поисковике — следствие работы алгоритмов поисковой системы (постановление СИП от 01.11.13 по делу № А41-51217/2012).

Искать надлежащих ответчиков можно с помощью специальных сервисов, которые предоставляют информацию об администраторах доменных имен.

Право на товарный знак в споре об интернет-рекламе

Истцу нужно будет подтвердить наличие прав на товарный знак или фирменное наименование.

Нарушение исключительных прав на товарный знак в интернет-рекламе

Истец должен зафиксировать нарушение исключительных прав, чаще всего это делается нотариальным протоколом осмотра интернет-страницы.

Если было нарушено право на товарный знак, то убытки можно не доказывать, а воспользоваться правом на взыскание от 10 000 до 5 000 000 рублей (п. 4 ст. 1515 ГК РФ). Если нарушено право на фирменное наименование, то уже придется доказывать убытки.

Исковые требования в споре об интернет-рекламе

В предмет иска заявителю необходимо включить следующие требования:

  • о признании договора об оказании рекламных услуг недействительным в части, нарушающей исключительные права;
  • о запрете размещения подобной рекламы;
  • о признании действий рекламодателя актом недобросовестной конкуренции;
  • о компенсации за нарушение прав на товарные знаки или фирменное наименование.

Определение цены иска в споре об интернет-рекламе

Также потребуется определить цену иска. При этом необходимо выяснить объем нарушения исключительных прав: на какой срок заключен договор об оказании рекламных услуг, сколько объявлений должно было быть размещено, размер объявления и другие условия, которые говорят об объеме и содержании нарушения. А также насколько компания и ее товарный знак (фирменное наименование) известны.

Здесь нужно действовать по принципу «много — не мало», то есть приобщать к материалам дела любые доказательства, которые свидетельствуют о вашем авторитете и репутации и в то же время о безызвестности ответчика. Это могут быть научные статьи, участие в конференциях, договоры об оказании рекламных услуг, государственные награды и все то, благодаря чему ваша компания стала узнаваемой.

Читайте об этом

Читайте также



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.