Что делать, если от компании требуют компенсацию за товарный знак

735
Недобросовестный конкурент заявляет, что компания использует товарный знак с нарушением исключительных прав конкурента, и требует компенсацию за это. Рассмотрим, что компания может предпринять в таком случае.

Функции товарного знака

Под товарным знаком принято понимать уникальное словесное, графическое или словесно-графическое обозначение, необходимое для индивидуализации того или иного товара, выделения его из ряда однородных. Исключительные права на товарный знак относятся к сфере прав интеллектуальной собственности, правовое регулирование осуществляется согласно положениям гл. 76 ГК РФ. Функции товарного знака – создать и поддерживать однозначную связь между компанией-производителем и предлагаемым ею товаром. Товарный знак указывает на источник происхождения товара, целевая аудитория должна иметь возможность понять по товарному знаку, кто именно создал данный товар.

О товарном знаке:

Нарушение прав на товарный знак

Нарушение исключительных прав на товарный знак состоит в использовании чужих обозначений или обозначений, близких к известным до степени смешения. Недобросовестный предприниматель стремится привлечь к своим товарам внимание за счет использования товарного знака, уже известного целевой аудитории. Нарушитель не только создает помехи нормальному функционированию товарного знака, но и вводит потребителей в заблуждение. Незаконное использование товарного знака влечет за собой, в частности, гражданско-правовую ответственность (ст. 1515 ГК РФ). Согласно п. 4 ст. 1515 ГК РФ правообладатель может потребовать компенсации за нарушение исключительных прав.

Как доказать, что нет нарушения прав на товарный знак  

Однако существует ряд недобросовестных конкурентов, которые подают иски о нарушении прав на товарный знак и требуют компенсации с целью обогатиться за счет второй стороны, при этом нарушения прав на самом деле не происходит. Например, одна компания в течение нескольких лет осуществляет деятельность, используя популярное словосочетание, а затем другая компания заявляет требование прекратить использовать это словосочетание и выплатить многомиллионную компенсацию за нарушение исключительных прав.

В подобной ситуации первая компания может предпринять следующее.

Длительность использования товарного знака

Если компания использовала спорное обозначение дольше, чем конкурент, нужно указать на это. Например, истец зарегистрировал товарный знак в 2011 году, а ответчик работал на товарном рынке со спорным обозначением с 2008 года. Суд посчитает это доказательством правоты ответчика. Компания-ответчик может предъявить публикации в СМИ, где упоминается использование словосочетания задолго до регистрации его конкурентом. Также помогут документы о рекламе или ином продвижении, которое ответчик предпринимал до даты приобретения конкурентом исключительных прав. Если конкурент не вел активную деятельность на рынке и не сможет доказать обратное, это тоже учтут.

Так, суд признал актом недобросовестной конкуренции приобретение исключительных прав на товарный знак, который использовался другим лицом задолго до подачи заявки на регистрацию знака. Запрет использовать словосочетание суд посчитал противоречащим добропорядочности, разумности и справедливости (постановление СИП от 20.01.14 по делу № А40-46942/2013).

Конкурент может не использовать спорный товарный знак

Если конкурент не использует в своей деятельности спорное обозначение, это будет дополнительным преимуществом. Компания-ответчик может затребовать в рамках судебного процесса обоснование, почему конкурент не использовал знак, не производил товар со спорным обозначением. Если истец не сможет привести надлежащие доводы, суд откажет в иске.

Также можно потребовать доказательства того, что конкурент намеревается в ближайшем будущем использовать знак. Если компания-истец их не представит, это склонит суд на сторону ответчика. Лицо, которое зарегистрировало товарный знак, но не использует его, не является производителем продукции и не индивидуализирует свою деятельность с использованием знака, злоупотребляет правом (определение ВС РФ от 23.07.15 № 310-ЭС15-2555 по делу № А08-8802/2013постановление СИП от 25.02.16 № С01-11/2016 по делу № А21-8921/2014).

Спорный товарный знак отличается от товарного знака конкурента

Если у товарного знака (знака обслуживания) ответчика присутствует фонетическое, графическое, цветовое или семантическое отличие, нужно это доказать. Привлеките специалиста патентного бюро. Он выдаст заключение об отсутствии сходства до степени смешения. Суд признает, что знак не вызывает ассоциации с конкурентом и не вводит в заблуждение потребителей (постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.09 по делу № А65-20674/2008).

Цель приобретения товарного знака конкурентом

Компания-ответчик может выяснить, имел ли конкурент цель индивидуализировать товар. «Аккумулирование» товарных знаков без использования их в предпринимательской деятельности сочтут недобросовестным («Справка по вопросам недобросовестного поведения…», утв. постановлением Президиума СИП от 21.03.14 № СП-21/2).

Компенсация за нарушение прав на товарный знак

При удовлетворении требований о взыскании компенсации суд определит ее размер: истец должен обосновать сумму, а ответчик вправе ее оспорить (постановление СИП от 16.01.14 № С01-261/2013 по делу № А40-53543/2011). Если расчет компенсации не опровергнут, суд может взыскать ее полностью. Если правообладатель не докажет использование знака в период, предшествующий его регистрации, суд может снизить компенсацию (постановление ФАС Московского округа от 04.03.13 по делу № А41-16690/12). При определении размера суд исследует характер нарушения, срок незаконного использования и возможные убытки.

По материалам публикации в № 9, 2016 г.

Читайте на тему



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Какую поисковую систему вы используете, чтобы найти информацию по работе?

  • Яндекс — найдется все. Использую для работы и не только 36.96%
  • Любую информацию ищу в Google 34.52%
  • Юридическую информацию ищу в Яндексе, хотя по умолчанию использую Google 4.32%
  • Информацию для юристов лучше ищет Google, все остальное ищу Яндексом 3.38%
  • Использую другую поисковую систему 1.13%
  • Если вопрос важный, смотрю в нескольких поисковиках 19.7%
результаты

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль