Тонкости претензионного порядка разрешения споров

6452
В обязательном претензионном порядке разрешения споров есть исключения, когда можно обратиться сразу в суд. А в остальных случаях для снижения вероятности возврата иска нужно проработать условия досудебного урегулирования с учетом специфики компании.

Когда можно подавать иск без претензии

С 1 июня в АПК РФ появился обязательный претензионный порядок урегулирования споров. Прежде чем подавать иск, компании необходимо направить претензию контрагенту. Исковое заявление примут к рассмотрению, только если прошло 30 дней с момента отправки документа. Без соблюдения такого порядка заявление возвратят компании. Претензионный порядок обязателен, даже если само требование к контрагенту возникло до 1 июня 2016 года.

После принятия этих изменений в АПК РФ досудебный порядок урегулирования споров стал обязательным в арбитражном процессе.

О претензионном порядке:

Обязательное применение претензионного порядка к требованиям, возникшим до 1 июня, вытекает из правила о действии процессуального закона во времени. Процесс ведется по правилам, которые действуют во время рассмотрения и разрешения спора, совершения отдельных процессуальных действий и исполнения судебных актов (ч. 4 ст. 3 АПК РФ).

Обратите внимание, что претензионный порядок не потребуется, если компания будет подавать заявление для рассмотрения дел:

  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • о несостоятельности (банкротстве);
  • по корпоративным спорам;
  • о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
  • об оспаривании решений третейских судов;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Досудебный порядок в административных спорах

Прежде чем обратиться в арбитражный суд, стороне договора придется принять меры по досудебному урегулированию спора. Сторонам административных отношений тоже стоит обратить внимание на это. Обязательный досудебный порядок законом установлен в том числе в следующих административных спорах:

Как правильно составить претензию

Необходимо правильно составить претензию. От ее содержания зависит в том числе, признает суд или не признает соблюдение претензионного порядка. В претензии должны быть указаны:

  • само требование;
  • сумма претензии и ее обоснованный расчет (если требования имеют денежную оценку);
  • обстоятельства, на основании которых выдвинуто требование;
  • перечень прилагаемых к претензии документов.

Требования по содержанию претензии сложились в судебной практике достаточно давно и успешно применяются сторонами (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.12 по делу № А19-13744/2011от 23.01.13 по делу № А33-15362/2011, Определение АС Архангельской области от 16.05.12 по делу № А05-4559/2012).

Также сторонам необходимо предусмотреть срок направления претензий и порядок их рассмотрения (постановления ФАС Поволжского округа от 10.06.14 по делу № А55-18144/2013, Северо-Западного округа от 03.07.14 по делу № А56-48305/2013, Восточно-Сибирского округа от 04.08.14 по делу № А19-18513/2013). На момент подачи иска срок рассмотрения претензии должен быть окончен. В противном случае исковые требования компании будут оставлены судом без рассмотрения (постановление 14 ААС от 22.02.13 по делу № А05-9166/2012).

Суды и ранее отказывали в рассмотрении исков в случае несоблюдения претензионного порядка сторонами. В том числе и в случаях, когда претензионный порядок был предусмотрен договором (Определение АС Архангельской области от 05.09.12 по делу № А05-9501/2012).

Как снизить вероятность возврата исковых заявлений

Индивидуальные условия досудебного урегулирования, которые подходят к бизнес-процессам вашей компании, необходимо зафиксировать в договоре либо в типовом приложении к договору.

Закон допускает также, что возникающие споры до обращения в суд стороны будут разрешать с помощью переговоров или с участием посредника (в том числе медиатора) (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Например, когда шансы решить спор без суда очень высоки, поскольку контрагент очень заинтересован в сотрудничестве и готов пойти на уступки в конкретном споре.

Медиация — наиболее мягкая форма альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих. Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора. В остальных случаях претензионный порядок все же будет удобнее.

Типовой порядок урегулирования споров

Если негативные последствия правовой неопределенности досудебного урегулирования перевесят преимущества, юридической службе компании стоит ввести в договорную практику типовой порядок урегулирования споров. При этом возможность отступления от типового порядка и установления в договорах иных условий досудебного урегулирования споров всегда остается. Единичные случаи отступления от правил гораздо легче контролировать и подстраивать под конкретные правоотношения сторон. Любой договор, даже рамочный, должен содержать условия, которые реально осуществить.

Помимо утвержденного типового порядка целесообразно разработать примеры вариативных условий для индивидуальных требований контрагентов.

Не всегда технические возможности контрагентов находятся на одном уровне. Даже обмен электронными письмами порой вызвает трудности, если контрагенты находятся в удаленных регионах. И специфика работы партнеров может сильно отличаться от привычного уклада вашей компании.

При подготовке типовых условий досудебного урегулирования стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • зафиксировать в договоре норму о том, что установленные договором сроки и порядок досудебного урегулирования для сторон являются обязательными;
  • определиться с формой и названием документа, в котором будут излагаться требования контрагента для урегулирования спора, предусмотреть особенности оформления, обозначить лиц, уполномоченных на подписание претензии;
  • установить способ отправки претензии или иного документа контрагенту, порядок отправки ответа на претензию, обязательность/необязательность ответа на претензию, требования к ответу на претензию;
  • указать сроки рассмотрения претензии (сроки зависят от интересов сторон и регионов нахождения контрагентов; минимальные сроки должны быть реально выполнимыми);
  • закрепить перечень документов, прилагаемых к претензии (предусмотреть формы заверения документов, уполномоченных лиц на заверение копий, формат документов);
  • определить обязательные адреса и реквизиты для юридически значимых отправлений (многие компании используют электронные адреса, их стоит указать в договоре);
  • установить случаи, когда претензия будет считаться полученной/неполученной; сроки получения/отправления претензии или ответа, порядок подтверждения электронных писем;
  • согласовать права сторон на предоставление дополнительной документации/информации; предусмотреть приостановку сроков рассмотрения претензии;
  • закрепить условия передачи спора в суд;
  • зафиксировать случаи споров, которые рассматриваются в соответствии с обязательными требованиями закона.

Более подробное досудебное урегулирование позволит сторонам максимально соблюдать интересы сторон и минимизировать риски возврата исковых заявлений судом.

Читайте в журнале «Корпоративный юрист»

Читайте также



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Какую поисковую систему вы используете, чтобы найти информацию по работе?

  • Яндекс — найдется все. Использую для работы и не только 36.96%
  • Любую информацию ищу в Google 34.52%
  • Юридическую информацию ищу в Яндексе, хотя по умолчанию использую Google 4.32%
  • Информацию для юристов лучше ищет Google, все остальное ищу Яндексом 3.38%
  • Использую другую поисковую систему 1.13%
  • Если вопрос важный, смотрю в нескольких поисковиках 19.7%
результаты

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль