Гарантия качества товара в договоре поставки

1183
Гарантия качества товара не входит в существенные условия договора поставки. Однако при заключении договора поставки покупателю нужно убедиться, что гарантийные обязательства поставщика зафиксированы в договоре.

Гарантия качества товара

Договорная гарантия качества товара позволяет наиболее эффективно защищать права покупателя при поставке товара ненадлежащего качества. Это в первую очередь связано с тем, что при ее наличии доказывать причины недостатков товара будет сам поставщик (п. 2 ст. 476 ГК РФ). Иначе по умолчанию (п. 2 ст. 477 ГК РФ) будет действовать двухлетний срок для предъявления претензий. При этом покупателю самому придется доказывать ряд дополнительных обстоятельств (п. 1 ст. 476 ГК РФ).

См. статьи

Чтобы условия о гарантии качества товара в наибольшей степени отвечали интересам покупателя, необходимо:

  • закрепить в договоре выгодный гарантийный срок;
  • исключить положения об ограничении объема гарантии;
  • установить приемлемый порядок гарантийного обслуживания.

Гарантийный срок

Договорная гарантия качества выражается в гарантийном сроке. В течение него качество товара должно соответствовать требованиям статьи 469 Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 470 ГК РФ).

Стороны договора вправе установить любой по продолжительности срок действия гарантии качества, так как закон каких-либо пределов на этот счет не устанавливает.

В то же время, если гарантийный срок будет менее двух лет, покупатель все равно сможет предъявить требования по недостаткам товара, обнаруженным по истечении гарантийного срока. Главное, чтобы они были выявлены не позднее двух лет с момента передачи товара (п. 5 ст. 477 ГК РФ). Однако с истечением гарантийного срока покупатель сам будет доказывать момент и причину возникновения недостатков.

Условие договора поставки о гарантии на товар может быть сформулировано, например, так:

«Поставщик гарантирует качество поставленных по настоящему Договору товаров в течение 3 (трех) лет с момента передачи товара Покупателю».

Нужно уделить особое внимание условию о начале течения гарантийного срока. По умолчанию он начинает течь с момента фактической передачи товара покупателю (абз. 2 п. 1 ст. 224, п. 1 ст. 471 ГК РФ). Однако поставщик может включить в договор и иной порядок, например, чтобы начало гарантийного срока совпадало с моментом предоставления товара в распоряжение покупателя (при выборке) или передачи товара перевозчику (при доставке). Эти условия не выгодны, так как они фактически уменьшают продолжительность гарантии. Наиболее приемлемы для покупателя положения, которые, наоборот, увеличивают гарантийный срок.

Условие договора поставки о начале течения гарантийного срока можно закрепить в следующей формулировке:

«Гарантийный срок исчисляется с момента начала использования товара по назначению, который подтверждается соответствующим двусторонним актом».

Гарантийные обязательства поставщика

По общему правилу гарантия качества товара распространяется на все составляющие его части – комплектующие изделия, детали (п. 3 ст. 470 ГК РФ). Поставщик обязан выполнять принятые на себя гарантийные обязательства в отношении всех частей этого товара.

Однако норма пункта 3 статьи 470 Гражданского кодекса РФ является диспозитивной, и стороны в договоре могут предусмотреть иное правило.

Так, поставщик может включить в договор условие, по которому гарантия может не распространяться на отдельные части товара. В договоре поставки условие об отсутствии гарантии на отдельные части товара может выглядеть так:

«Гарантия распространяется на все детали и комплектующие, в том числе подвергающиеся естественному износу, такие как заклепки, поворотные диски, втулки, подшипники и т. д.».

В интересах покупателя подобные условия из договора исключить. Однако, даже если их исключить не удастся, это не лишит покупателя права предъявить поставщику требование, связанное с недостатками отдельных частей товара. Но эти недостатки должны  быть обнаружены в течение двух лет с момента передачи товара (п. 2 ст. 477 ГК РФ). При этом покупателю самому придется доказывать, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ). Если этого доказать не удастся, то придется детали заменять (ремонтировать) за свой счет.

Порядок гарантийного обслуживания

Законодательство не закрепляет порядок и срок гарантийного обслуживания. Стороны вправе сами определять эти условия. При этом покупателю нужно проверить, не содержит ли договор условий о досрочном прекращении гарантийного обслуживания или дополнительных условий для того, чтобы у поставщика возникла обязанность по гарантийному обслуживанию поставленного товара. Такими условиями могут быть:

  • наличие на товаре целых пломб;
  • проведение ремонта или технического обслуживания только у поставщика;
  • проведение пусконаладочных и иных работ специалистами поставщика.

Если такие условия оставить в договоре и покупатель их нарушит, то суд может обязать его доказывать причины неисправности товара на основании пункта 1 статьи 476 Гражданского кодекса РФ.

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Отметьте, пожалуйста, три самых интересных заголовка:

  • Участник использует огрехи в оформлении решений акционеров в свою пользу. Что делать? 50%
  • Либо пан, либо пропал: как изменить иск по ходу дела и выиграть, а не лишиться всего 0%
  • Зарплаты юристов. Как получать миллион? 100%
  • Работа с персональными данными. Ошибки, которые могут дорого обойтись компании. 0%
  • Как заключить договор аренды с наибольшей выгодой для арендатора и минимизировать риски 50%
  • Договор подписало неуполномоченное лицо. Как выйти из непростой ситуации? 0%
результаты

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль