Как устранить разногласия по договору возмездного оказания услуг

1507
При заключении договора возмездного оказания услуг в виде единого документа стороны могут устранить разногласия по отдельным условиям договора в ходе переговоров.

Когда контрагенты приняли решение заключить договор возмездного оказания услуг в виде единого документа, у них есть два способа, как это сделать. Одна сторона может направить оферту, а вторая должна совершить акцепт, тогда договор будет считаться заключенным. Второй способ состоит в том, что стороны согласовывают существенные условия договора в ходе переговоров – на встречах или по переписке, и по итогам заказчик и исполнитель подписывают составленный проект договора. Этот способ позволяет в процессе переговоров устранить разногласия по отдельным условиям договора возмездного оказания услуг.

См. также

Требования к ведению переговоров

Законодатель установил определенные требования (принципы) к проведению переговоров.

1. Граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора (п. 1 ст. 434.1 ГК РФ). Это значит, что участники гражданских правоотношений могут свободно вести переговоры с неограниченным кругом потенциальных клиентов на предмет заключения договора и предлагать более подходящие для них условия заключения договора.

2. Стороны самостоятельно несут расходы, связанные с проведением переговоров (п. 1 ст. 434.1 ГК РФ).

3. Стороны не отвечают за то, что соглашение не достигнуто (п. 1 ст. 434.1 ГК РФ).

4. Стороны обязаны действовать добросовестно (п. 2 ст. 434.1 ГК РФ). Это ключевой принцип данной статьи.

Под недобросовестными действиями при ведении переговоров понимается, в частности, вступление в переговоры или их продолжение «при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной».

Законодатель привел примеры действий, которые при проведении переговоров предполагаются недобросовестными. В частности, это такие действия, когда одна сторона:

  • предоставляет другой стороне неполную или недостоверную информацию (в т. ч. умалчивает об обстоятельствах, которые в силу характера договора должны быть доведены до сведения другой стороны);
  • внезапно и неоправданно прекращает переговоры о заключении договора при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.

В то же время если потенциальный исполнитель в ходе переговоров сам ведет себя недобросовестно и это влечет убытки для заказчика, то стоит потребовать их возмещения.

5. Сторона, получившая конфиденциальную информацию, обязана не раскрывать эту информацию и не использовать ее ненадлежащим образом для своих целей (п. 4 ст. 434.1 ГК РФ). Здесь речь идет об информации, полученной в ходе переговоров о заключении договора, если она идентифицирована как конфиденциальная. Обязанность не раскрывать информацию и не использовать ее не зависит от того, будет ли заключен договор. При ее нарушении виновная сторона должна возместить другой стороне убытки, которые возникнут в результате раскрытия конфиденциальной информации или ее использования для своих целей.

Первые три правила являются диспозитивными – пункт 1 статьи 434.1 Гражданского кодекса РФ содержит оговорку: «если иное не предусмотрено законом или договором».

Способы ведения переговоров

Переговоры могут проходить:

  • либо в ходе личных встреч с исполнителем – путем устного обмена предложениями;
  • либо дистанционно – путем обмена предложениями с помощью различных средств.

Последнее относится к следующему:

  • обмену письмами;
  • направлению протоколов разногласий и ответам на них;
  • внесению изменений в проект договора с предложением редакции спорных пунктов договора;
  • составлению нового текста договора.

Протокол разногласий

Стороны часто прибегают к протоколу разногласий при заключении договора. Его составляет сторона, получившая проект договора, если она не согласна по одному или нескольким его условиям.

Закон не предусматривает требования к форме протокола разногласий. Обычно его составляют в виде таблицы, где указывается два варианта редакции каждой из сторон:

  • в одной колонке приводится изначальная редакция (с которой сторона, получившая оферту, не согласна);
  • в другой колонке на этой же строке (напротив спорного текста) приводится новый вариант.

Стороны могут составить протокол и в форме сплошного текста.

Составленный протокол разногласий необходимо направить исполнителю на согласование.

Ответом на него могут быть:

  • либо подписанный контрагентом протокол разногласий;
  • либо исправленный в соответствии с направленным протоколом разногласий вариант договора возмездного оказания услуг;
  • либо новый протокол разногласий с иными формулировками спорных условий договора;
  • либо отказ от заключения договора возмездного оказания услуг.

Первые два варианта свидетельствуют об устранении разногласий.

Во втором случае (наличие исправленного договора) достаточно поставить подпись на договоре (если нет вопросов по иным формулировкам).

При наличии первого варианта (подписанный протокол разногласий) также можно подписать договор, но с оговоркой «с протоколом разногласий». В таком случае договор возмездного оказания услуг будет действовать только с учетом положений такого протокола.

Если оговорку не сделать, то в случае спора могут возникнуть проблемы с доказыванием того, что стороны таким протоколом разногласий вносили изменения в подписываемый договор.

Если контрагент прислал новый протокол разногласий, то заказчик и исполнитель фактически меняются местами. Теперь заказчику нужно проанализировать положения полученного протокола и решить:

  • соглашаться на предложенные условия,
  • предложить новый вариант спорных условий или
  • отказаться от заключения договора.

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Какую поисковую систему вы используете, чтобы найти информацию по работе?

  • Яндекс — найдется все. Использую для работы и не только 36.96%
  • Любую информацию ищу в Google 34.52%
  • Юридическую информацию ищу в Яндексе, хотя по умолчанию использую Google 4.32%
  • Информацию для юристов лучше ищет Google, все остальное ищу Яндексом 3.38%
  • Использую другую поисковую систему 1.13%
  • Если вопрос важный, смотрю в нескольких поисковиках 19.7%
результаты

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль