Информационные письма Минэкономразвития о контрактной системе

789
Минэкономразвития и министерство финансов РФ неоднократно издавали письма, касающиеся организации работы и взаиморасчётов государственного заказчика и поставщиков в рамках контрактной системы закупок.

См. также об участии в закупках

Правовой статус информационного письма

Следует оговориться, что данные письма или иным образом оформленные разъяснения Минфина и Минэкономразвития не обладают императивным характером, не относятся к нормативно-правовым актам. Это подчеркивалось ещё в п. 2 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ в 1997 г. (был прямо установлен запрет на издание правовых актов в виде писем и телеграмм).

Возникает вопрос, как именно относиться к указанным разъяснениям о госконтрактах. С одной стороны, от содержания письма нельзя отталкиваться так же, как от текста закона, с другой стороны, это официальное мнение контролирующих ведомств, которое публикуется на сайтах ведомств: Минэкономразвития, Минфина, налоговой службы, антимонопольной службы и т. д. Представляется, что поскольку эти письма отвечают на вопросы практического толка, к ним следует относиться именно как к полезным рекомендациям, выражению позиции органов государственной власти.

Надо заметить, что если в письме какого-либо ведомства постулируется норма поведения, отсутствующая в законе, но государственные чиновники в работе опираются на эту норму, а не на текст закона, подобные письма или методические рекомендации можно оспорить в суде как нормативный акт, противоречащий основному законодательству; существует соответствующая судебная практика.

Ещё в постановлении Президиума ВАС РФ № 13322/04 от 19.09.2006 говорилось, что следует разобраться по существу, как именно письмо влияет на непосредственную работу административного аппарата, и не присутствуют ли в документе установки, которых в законе нет. Если суд выяснит факт расхождения с законом и негативное влияние письма на права заявителя, письмо будет признано недействующим нормативно-правовым актом, изданным, к тому же, с нарушением процедуры.

Минэкономразвития о заявках на торги

На некоторых примерах можно ознакомиться с разъяснениями Минэкономразвития по поводу практических вопросов взаимодействия поставщиков и государственного заказчика согласно закону о контрактной системе.

Образцы продукции

Так, в письме Минэкономразвития России от 22.01.2016 № Д28и-83 рассматривается вопрос, могут ли участники закупки представлять образцы продукции в заявке, и сделан вывод, что законом о контрактной системе это не допускается:

«В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Кроме того, статьями 51, 66, 73, 83 Закона № 44-ФЗ определен исчерпывающий перечень документов и информации, предоставляемых участниками закупки в составе заявки.

Таким образом, Законом № 44-ФЗ не предусмотрено предоставление участниками закупки образцов предлагаемой к поставке продукции в составе заявки».

Количество товара в заявке

В письме Минэкономразвития России от 04.12.2015№ ОГ-Д28-15152 говорится, что если в заявке не указано точное количество поставляемого товара, но его тип и характеристики соответствуют требованиям заказчика, заявка может быть допущена к торгам. Однако антимонопольная служба в своей практике полагает, что такую заявку следует отклонить: нет чёткого предложения со стороны участника закупки; количество товара должно быть отражено.

Ошибка о модели товара в заявке

В письме Минэкономразвития России от 09.02.2016 № Д28и-215 речь идёт о некорректном заполнении заявок. Если в заявке участник закупки допустил некие опечатки в указании на модель конкретного товара, то, по мнению Минэкономразвития, такую заявку можно допустить к торгам. В случае победы этого участника опечатку можно исправить через протокол разногласий уже на этапе заключения контракта.

Вывод также небесспорный: если в заявке есть ошибка, как заказчик об этом узнает? Для уточнения заказчику необходимо связываться с производителем напрямую, и тот пояснит, что товара указанной модели не поставляется. Следовательно, наличие такой опечатки делает заявку содержащей недостоверную информацию. Однако Минэкономразвития полагает, что заявки с подобными ошибками допустимы.

Дополнительное соглашение о товаре к госконтракту

Ещё одно информационное письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 № Д28и-65 посвящено вопросу, связанному с товарами. В этом документе рассматривается, в каких случаях поставщик и заказчик могут заключать дополнительные соглашения на поставку товара с улучшенными характеристиками. Определить, что такое «улучшенные характеристики», необходимо самому заказчику в каждом конкретном случае. Из письма:

«… Закон № 44-ФЗ допускает возможность при условии согласия заказчика, изменения условий контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте. <…>

… в случае увеличения или уменьшения предусмотренного контрактом количества товара, объема работ или услуг не более чем на десять процентов заказчику необходимо изменить смету по тем позициям, которые нужно увеличить или уменьшить с соответствующим изменением общей цены государственного контракта.

При этом не допускается включение не предусмотренных контрактом товаров, работ, услуг».

По материалам видеолекции в Системе Юрист

Что изменилось в правилах госзакупок в 2016 году

Читайте на тему



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль