Минэкономразвития РФ об участии в закупках

333
Некоторые сложные случаи участия в закупках рассмотрены в информационных письмах Минэкономразвития РФ, разъяснения не имеют императивной формы.

См. также об участии в закупках

Госзаказчик и участник связаны

В ст. 31 «Требования к участникам закупки» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен запрет на участие в госзакупках компаний, между которыми есть конфликт интересов – например, если руководитель заказчика или член комиссии по осуществлению закупок состоит в родственных связях с кем-либо из принимающих решения лиц компании-участника закупки.

Однако неясно, имеет ли право принимать участие в закупке компания, одним из учредителей которой является госзаказчик. В письме Минэкономразвития России от 10.02.2016 №Д28и-233 говорится: «…ограничения, связанные с участием в закупке организации, одним из учредителей которой является заказчик, Законом № 44-ФЗ не предусмотрены». При этом в письме подчёркнуто, что Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.  

То есть, по мнению Минэкономразвития, сам заказчик может являться соучредителем участника закупки, и такой участник способен претендовать на заключение контракта. Однако это весьма спорная позиция. С одной стороны, действительно, в ст. 31 закона № 44-ФЗ прямого запрета на подобное установлено. Но с другой, исходя из смысла и целевого толкования ст. 31, вероятнее, что такие случаи тоже подразумевались – понятие конфликта интересов применимо к любой ситуации, где провоцируется субъективный подход в выборе поставщика при рассмотрении заявок, и заказчик будет заинтересован в оказании преференций кому-то из участников торгов. Запрет установлен для пресечения подобных конфликтов.

Карта электронного аукциона

Информационная карта электронного аукциона входит в состав документов заказчика, необходимых для участия в электронных торгах. Может возникнуть ситуация, когда между содержанием карты электронного аукциона заказчика и отдельными положениями представленной им документации обнаружатся противоречия. В этом случае Минэкономразвития в письме от 21.01.2016 № Д28и-90 рекомендует отправлять на адрес электронной площадки, где планируется аукцион, запрос на разъяснение положений такой документации.

Однако неясно, как поступить, если истёк срок подачи подобного запроса на разъяснения. Например, заказчику требуются услуги по сервисному обслуживанию, в документации значится, что поставка запчастей не требуется, то же указано в контракте, а в информационной карте – что требуется. При этом в документации присутствует пункт, что если обнаруживаются противоречия между её содержанием и положениями информационной карты, положения информационной карты имеют приоритет. С одной стороны, заказчиком установлен порядок разрешения противоречия, но с другой, закон о контрактной системе подобных коллизий не допускает. И если срок обращения пропущен, вероятно, не обойтись без жалобы на действия заказчика – в документации присутствуют взаимоисключающие требования.

Если же противоречие обнаружилось уже после подачи участником заявки, победы на торгах или даже подписания контракта, между заказчиком и поставщиком может возникнуть спор. Если конфликт не удастся решить в досудебном порядке, представляется, что юрист компании-поставщика может ссылаться на постановление пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах». В п. 11 этого постановления постулируется принцип:

«При разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учётом цели договора, в том числе, исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (ст. 431 ГК РФ), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия».

Иными словами, спорные или неясные положения договора должны толковаться не в пользу того лица, которое составило договор, то есть в случае госконтракта – не в пользу заказчика, а в пользу поставщика. Именно действия госзаказчика, разработавшего документацию, привели к возникновению противоречий и последующему конфликту, и это его сфера ответственности.

По материалам видеолекции в Системе Юрист

Что изменилось в правилах госзакупок в 2016 году

Читайте на тему

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль