Правовая охрана сайта

780
Как усилить правовую охрану интернет-сайта и не нарушить исключительные права третьих лиц при его наполнении.

Правовая охрана сайта

Интернет-сайт выступает как единый объект правовой охраны. Закон признает его составным произведением (ст. 1260 ГК РФ). У разработчика возникают авторские права на подбор и размещение материалов. В то же время правовой охраной пользуются и отдельные элементы интернет-сайта как самостоятельные объекты интеллектуальной собственности.

С момента создания такие элементы получают правовую охрану как объекты авторского права:

  • программы для ЭВМ;
  • произведения дизайна;
  • литературные, художественные и иные произведения.

Специальные формальные процедуры, как регистрация в Роспатенте, не требуются.

Вместе с тем для эффективной правовой охраны сайта и его элементов компании стоит провести комплекс мероприятий:

  1. зарегистрировать программу для ЭВМ (ст. 1262 ГК РФ). Это минимизирует риск конфликтных ситуаций с авторами;
  2. заверить момент опубликования сайта в сети Интернет у нотариуса в порядке статей 102, 103«Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»; сохранить сайт в интернет-архиве. В последующем правообладатель сайта сможет подтвердить дату его появления в интернете, его содержание и дизайн на конкретный момент времени;
  3. зарегистрировать дизайн интернет-сайта как промышленный образец. Это обеспечит дополнительную охрану. В случае использования дизайна другими лицами правообладатель сможет заявить о нарушении как авторских, так и патентных прав, что позволит ему взыскать компенсацию в большем размере.

Исключительные права третьих лиц

При наполнении интернет-сайта необходимо получать права на каждое размещенное на нем произведение: текст, фотографию, рисунок. Если контент формируют работники организации, важно, чтобы создание материалов для сайта было закреплено как их трудовая обязанность. В таком случае полученные результаты интеллектуальной деятельности будут признаваться служебными. Исключительное право на них перейдет работодателю. С лицами, не являющимися работниками организации, владелец сайта должен заключить либо договор об отчуждении исключительного права, либо лицензионный договор. При передаче права на произведение по лицензии помимо иных видов использования, необходимых для владельца интернет-сайта, должно быть указано право на доведение произведения до всеобщего сведения.

Размещение на сайте результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя признают нарушением исключительного права в форме доведения до всеобщего сведения, даже если получить доступ к таким результатам возможно только после регистрации на интернет-сайте (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.08.12 по делу № 56-57884/2010).

Организации – владельцу сайта необходимо проявлять осторожность при использовании товарных знаков (знаков обслуживания) третьих лиц. Размещение подобных средств индивидуализации на своей интернет-странице в отсутствие на то согласия правообладателя – это нарушение чужого исключительного права.

Так, суды трех инстанций удовлетворили требования ОАО «КАМАЗ» о солидарном взыскании компенсации за незаконное использование товарных знаков к ООО «Технокурс» и С. (постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.06.15 № С01-466/2015 по делу № А28-4923/2014).

В этом вопросе показателен спор в отношении товарного знака «ВАЙЭД-МАТ» (постановление Суда по интеллектуальным правам от 29.05.15 № С01-1243/2014 по делу № А40-34488/2014).

Гражданин К. выступал администратором доменного имени «xotpipe.ru». На сайте под этим доменом он поместил рекламу товаров, производимых обществом «Торговый дом ХОТПАЙП» и маркируемых обозначением «Wired mat XOTPIPE».

Общество «Минеральная вата» предъявила к гражданину К. и ООО «Торговый дом ХОТПАЙТ» иск о нарушении его исключительного права на товарный знак «ВАЙЭДМАТ». По мнению истца, гражданин К. неправомерно рекламирует на интернет-сайте «www.xotpipe.ru», а общество «Торговый дом ХОТПАЙП» производит и предлагает к продаже товары, в отношении которых используется обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком «ВАЙЭД-МАТ». Суды трех инстанций удовлетворили требования к гражданину К., указав следующее:

«К., являющийся администратором сайта, нарушает исключительное право общества “Минеральная вата” на товарный знак при размещении информации о товарах на сайте “www.xotpipe.ru” в сети Интернет в названии продаваемых и предлагаемых к продаже товаров и услуг».

Прежде чем размещать на своем ресурсе рекламу товаров (услуг) иных производителей, владелец сайта должен удостовериться, что такие компании используют собственные товарные знаки. Если окажется, что на сайте предлагается контрафакт, мера ответственности будет та же, что для производителя, торговца товара.

Читайте об этом

Читайте также



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль