Как назвать организацию

1920
Казалось бы, поиск фирменного наименования для компании – задача маркетологов, а не юристов. Однако юристу компании необходимо контролировать этот процесс, чтобы название отвечало требованиям закона.

Когда создается и регистрируется новая организация - ООО, АО или иная, найти удачное название - очень важная бизнес-задача. Однако не менее бизнес-требований важны юридические: законом установлены правила формулировки фирменного наименования коммерческой организации. В частности, Гражданский кодекс РФ предусматривает:

  • из каких слов должно состоять фирменное наименование;
  • какие слова нельзя включать в фирменное наименование;
  • в каких случаях можно использовать в наименовании слово «Россия» и (или) иностранные слова.

Также есть требования к количеству фирменных наименований.

См. также Как подготовиться к защите товарного знака в споре об интернет-рекламе

Нарушение требований к названию

Если организация нарушит хотя бы одно из перечисленных выше требований, могут возникнуть негативные последствия:

Чтобы обезопасить себя от таких последствий, перед созданием коммерческой организации (либо перед переименованием уже созданной компании) нужно проверить, соответствует ли ее предполагаемое (измененное) фирменное наименование требованиям закона, а также, не нарушит ли использование наименования исключительные права третьих лиц.

Наименование организации

Фирменное наименование должно включать в себя две составляющие (п. 2 ст. 1473 ГК РФ).

1. Указание на организационно-правовую форму, в которой в настоящее время может существовать коммерческая организация (например, слова «общество с ограниченной ответственностью», «акционерное общество» и т. д.). Зачастую при включении в наименование такого указания необходимо учитывать требования закона. К примеру, при наличии ряда обстоятельств закон обязывает включать в фирменное наименование акционерного общества слово «публичное» (п. 1 ст. 66.3, п. 1 ст. 97 ГК РФ).

2. Само наименование организации (к примеру, «Альфа», «Восток» и т. д.). Причем наименование не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности юридического лица (например, «кондитерская фабрика», «электроламповый завод» и т. п.).

Количество наименований

Коммерческая организация должна иметь только одно полное фирменное наименование на русском языке (например, общество с ограниченной ответственностью «Торгово-развлекательный центр "Мастер"»).

Кроме того, она вправе иметь:

  • одно сокращенное фирменное наименование на русском языке (к примеру, ООО «ТРЦ "Мастер"»);
  • одно полное фирменное наименование на любом языке народов России (например, на татарском – «жаваплылыгы чиклэнгэн жэмгыяте "Оста"», что в переводе на русский означает «общество с ограниченной ответственностью "Мастер"»);
  • одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов России (ЖЧЖ «Оста»);
  • одно полное фирменное наименование на иностранном языке (например, на английском – Limited Liability Company «Master»);
  • одно сокращенное фирменное наименование на иностранном языке (LLC «Master»).

Таким образом, максимальное количество фирменных наименований, которые может иметь одна коммерческая организация, равняется шести (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

Какие слова нельзя использовать в названии 

Существует ряд слов, которые коммерческая организация не вправе использовать в своем фирменном наименовании.

Во-первых, Гражданский кодекс РФ прямо запрещает включать в фирменное наименование следующие слова (подп. 2 п. 1 ст. 1231.1, п. 4 ст. 1473 ГК РФ).

1. Полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований (например, «Франция», «немецкий» и т. д.).

Так, при рассмотрении одного из споров ФАС Московского округа посчитал, что фирменное наименование «Китай-Город» нарушает требования закона, поскольку слово «Китай» – это краткое наименование иностранного государства Китайская Народная Республика (постановление ФАС Московского округа от 29 августа 2012 г. по делу № А40-20027/12-121-185определением ВАС РФ от 22 октября 2012 г. № ВАС-13130/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Кроме того, нельзя включать в фирменное наименование полные или сокращенные наименования межгосударственных союзов (к примеру, «Содружество Независимых Государств» или «СНГ»). На это указано в пункте 58.4 постановления от 26 марта 2009 г. Пленума Верховного суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

2. Полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (например, «Государственная Дума», «Орловский областной Совет народных депутатов» и т. д.).

3. Полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций (например, «Организация Объединенных Наций», «ОБСЕ» и т. д.).

4. Полные или сокращенные наименования общественных объединений, то есть зарегистрированных в ЕГРЮЛ общественных организаций и общественных движений (подп. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 5, 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

5. Обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

К таким обозначениям суды отнесли, например, следующие наименования:

В обоих случаях суд посчитал, что наименование «вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя с участием государства в деятельности данной организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах».

Во-вторых, коммерческим организациям запрещено включать в фирменные наименования слова, которые должны входить в состав наименования некоторых специализированных некоммерческих организаций. В частности, нельзя использовать в фирменном наименовании следующие слова:

В-третьих, есть слова, которые можно включать в фирменное наименование лишь тогда, когда коммерческая организация ведет специализированную деятельность – банковскую, аудиторскую и т. д.

Например, слова «банк» и «кредитная организация» вправе использовать в фирменном наименовании только те компании, которые получили от Банка России лицензию на осуществление банковских операций (ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», п. 58.5 постановления № 5/29). Слово «клиринг», производные от него слова и сочетания с ним разрешено использовать только клиринговым организациям (ч. 13 ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»).

Если же организация не ведет специализированную деятельность, позволяющую использовать в фирменном наименовании те или иные слова, то включать их в наименование запрещено.

«Россия» в названии организации

Коммерческой организации необходимо получить специальное разрешение на то, чтобы использовать в своем фирменном наименовании следующие слова (абз. 8 п. 3 ст. 1473 ГК РФ):

  1. официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия»;
  2. производные от этого наименования слова, в частности:
  • слово «российский» («российская», «российскими» и т. д.). Его относят к производному даже тогда, когда оно сформулировано на иностранном языке, но в русской транскрипции (например, «рашн», «русиш» и т. д.). В то же время слово «русский» производным от наименования «Россия» не является (п. 58.3 постановления № 5/29);
  • сочетание «РФ». Его считают производным независимо от того, в какое именно фирменное наименование оно входит – в полное или в сокращенное.

Исключение составляют государственные унитарные предприятия. В их фирменные наименования можно самостоятельно (без каких-либо разрешений) включать указание на принадлежность предприятия Российской Федерации и (или) ее субъекту (абз. 7 п. 3 ст. 1473 ГК РФ). В остальных случаях коммерческие организации вправе использовать в фирменных наименованиях слово «Россия» и производные слова только с разрешения Минюста России.

Причем получить такое разрешение может далеко не каждая организация. Его выдают в случае, если юридическое лицо имеет хотя бы один из следующих признаков:

  • у организации есть филиалы и (или) представительства на территории более чем половины субъектов РФ;
  • организация считается крупнейшим налогоплательщиком;
  • организация включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара;
  • более 25 процентов голосующих акций АО или более 25 процентов уставного капитала ООО находятся в собственности Российской Федерации;
  • более 25 процентов голосующих акций АО или более 25 процентов уставного капитала ООО находятся в собственности организации, созданной государством на основании специального федерального закона. Такая организация-участник должна содержать в своем наименовании слово «Россия» либо производные от него слова. В свою очередь, АО или ООО вправе использовать это слово (слова) в фирменном наименовании только для того, чтобы указать участника. Например, ООО «Группа компаний "Альфа" при участии Государственной корпорации "Медицинская техника России"».

Такие критерии приведены в пункте 2 Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 52.

Если организация соответствует установленным критериям, ее учредителю необходимо представить в Минюст России следующие документы (п. 3 Правил включения слова «Россия»):

  • заявление о намерении включить в фирменное наименование слово «Россия» или производные слова (составляется в свободной форме);
  • копию устава, заверенную либо нотариусом, либо руководителем организации (в последнем случае потребуется предъявить оригинал устава);
  • решение учредителей об обращении в Минюст России;
  • документы о соответствии организации хотя бы одному из критериев, необходимых для включения в фирменное наименование слова «Россия» или производных слов.

В течение 30 дней с момента получения документов Минюст России должен принять одно из решений (п. 5 Правил включения слова «Россия»):

  • издать распоряжение о включении в фирменное наименование организации слова «Россия» или производных слов;
  • направить заявителю мотивированный отказ о включении таких слов.

Если разрешение получено, организация вправе включить в фирменное наименование слово «Россия» или производные слова (п. 6 Правил включения слова «Россия»).

Однако, чтобы зарегистрировать устав с таким наименованием (либо соответствующие изменения в уставе), необходимо оплатить госпошлину за использование включенного слова (п. 5 ст. 333.34 НК РФ). Размер госпошлины составляет 80 тыс. руб. (подп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Иностранные слова в названии организации

Иногда учредители (участники) коммерческой организации хотят включить в ее фирменное наименование то или иное иностранное слово («corporation», «Unternehmen» и т. д.).

Вместе с тем, содержать иностранные слова может только полное и (или) сокращенное фирменное наименование на иностранном языке (если оно есть у организации).

Наименование же на русском языке (как полное, так и сокращенное) может включать в себя не сами иностранные слова, а лишь иноязычные заимствования в русской транскрипции (например, «корпорэйшн», «унтернэмен» и т. д.).

Если коммерческая организация также имеет фирменное наименование на языке одного из народов России, иностранные слова необходимо использовать в транскрипции этого языка (абз. 2 п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль