Франчайзинг и договор коммерческой концессии: сходства и различия

1626
В российской практике договоры франчайзинга регулируются правилами о договорах коммерческой концессии.

Договор коммерческой концессии

В российском законодательстве нет понятия «франчайзинг». Эти отношения регулируются положениями главы 54 ГК РФ о коммерческой концессии. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель, франчайзер) предоставляет другой стороне (пользователь, франчайзи) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс своих исключительных прав (в том числе, право на товарный знак и др.). Пользователь обязуется платить вознаграждение правообладателю (ст. 1027 ГК РФ).

Предмет договора может выглядеть так:

«Согласно настоящему договору, Правообладатель обязуется предоставить Пользователю за вознаграждение на указанный в договоре срок право использовать в предпринимательской деятельности Пользователя комплекс принадлежащих Правообладателю исключительных прав, а именно: право на коммерческое обозначение Правообладателя, товарный знак и знак обслуживания.

Вознаграждение за пользование комплексом исключительных прав составляет 5 процентов от суммы ежемесячной выручки и выплачивается в форме периодических платежей в следующие сроки: ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем получения выручки. Денежные средства перечисляются на расчетный счет Правообладателя».

Несмотря на сходство франчайзинга и коммерческой концессии, они имеют существенные отличия. Франчайзинг подразумевает более высокий уровень коммуникаций между правообладателем и приобретателем прав. В частности, он включает оказание приобретателю технического, консультативного и иного содействия, а также контролирует его действия.

Для франчайзи преимущества построения бизнеса на основе франчайзинга состоят в том, что небольшая компания получает возможность развиться, используя известный бренд. При этом не нужно нести большие расходы на продвижение бренда, можно получить доступ к уникальным технологиям и инструментам организации бизнеса.

Используя преимущества франчайзинговых инструментов, необходимо учитывать правовые риски для франчайзи.

Именно франчайзер определяет правила и стандарты ведения бизнеса, находит регионы, в которых его бизнес будет присутствовать (или не присутствовать), определяет критерии отбора франчайзи, а также контролирует выполнение франчайзи принятых стандартов ведения бизнеса.

Обязанности приобретателя

В обязанности приобретателя входит:

  • обеспечить соответствие качества производимых им товаров (работ, услуг) качеству аналогичных товаров, производимых правообладателем;
  • использовать комплекс переданных ему исключительных прав так, как их использует правообладатель. В частности, это касается указаний относительно внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений;
  • оказывать покупателям дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
  • не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую конфиденциальную информацию;
  • информировать покупателей наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение по договору коммерческой концессии.

Такие правила следуют из статьи 1032 ГК РФ. Неисполнение обязанностей может повлечь за собой не только штрафные санкции, но и расторжение договора. В результате франчайзи потеряет средства, инвестированные в этот бизнес.

Из практики. Суд по интеллектуальным правам признал законным расторжение договора коммерческой концессии в одностороннем порядке, так как приобретатель прав нарушил условия договора (постановление от 25.12.14 № С01-1256/2014 по делу № А40-24910/2014). Правообладатель обратился в суд с требованием признать недействительным решение Роспатента об отказе в государственной регистрации расторжения договора коммерческой концессии о предоставлении права использования товарного знака. Как утверждал представитель Роспатента, в период рассмотрения заявления о расторжении договора в одностороннем порядке срок действия договора уже истек. Кроме того, расторгнуть договор стороны должны были не путем одностороннего отказа, а по соглашению сторон (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Поэтому Роспатент отказал в регистрации заявления. Но суды отметили, что по условиям сделки у правообладателя было право отказаться от договора в одностороннем порядке, если пользователь нарушит свои обязательства. Правообладатель заранее письменно уведомил пользователя о расторжении сделки. При этом пункт 2 статьи 1037 ГК РФ прямо предусматривает обязанность регистрировать досрочное расторжение договора коммерческой концессии. А Роспатент обязан внести сведения об этом в реестр. В связи с чем оснований для отказа в регистрации у Роспатента не было. Суд удовлетворил требования правообладателя.

Суды также указывают на правомерность взыскания задолженности и неустойки, если пользователь нарушит обязанности по договору. Например, правообладатель по договору передал право использовать комплекс исключительных прав на ресторан, а пользователь обязался ежемесячно оплачивать роялти из расчета 4 процента от объема продаж. Но с даты открытия ресторана пользователь прекратил исполнять свои обязанности по оплате вознаграждения. Он ссылался на то, что правообладатель не провел обучение сотрудников, не выдал инструкции по работе с системой и стандартами, а также не приехал на открытие ресторана. Но суд признал возражения пользователя несостоятельными и удовлетворил требования правообладателя (постановление Суда по интеллектуальным правам от 14.07.14 № С01-604/2014 по делу № А40-90450/2013).

Неудобные условия договора

12 самых неудобных условий для пользователя, которые могут присутствовать в договоре:

  1. продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;
  2. соблюдать кодекс корпоративной этики правообладателя;
  3. полностью раскрывать правообладателю свои показатели экономической деятельности, включая те, которые не относятся к общедоступной информации;
  4. страховать свою ответственность перед правообладателем;
  5. платить высокие штрафы правообладателю за нарушения договора;
  6. защищать интеллектуальную собственность правообладателя от нарушений со стороны третьих лиц за свой счет, отслеживать такие нарушения за свой счет;
  7. использовать только определенных подрядчиков при строительстве торговых точек;
  8. представлять избыточную отчетность;
  9. претерпевать избыточный контроль со стороны правообладателя (частые проверки, отвлекающие ресурсы);
  10. согласовывать оптовых покупателей с правообладателем;
  11. согласовывать место, площадь и прочие характеристики новых торговых точек с правообладателем;
  12. покупать весь товар, который предложит правообладатель.

Читайте об этом

Читайте также



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль