Продавец не всегда может требовать от производителя бракованной продукции возмещения убытков

10405
Наша компания (продавец розничной торговли) продала физлицу товар, который оказался некачественным. Покупатель потребовал расторжения договора купли-продажи и возврата оплаченных денежных средств. Как установила судебная экспертиза, недостатки товара связаны с заводским браком. Наша компания уже исполнила судебное решение о возврате денежных средств покупателю. Можем ли мы потребовать от производителя возмещения ущерба в порядке регресса?

Наша компания (продавец розничной торговли) продала физлицу товар, который оказался некачественным. Покупатель потребовал расторжения договора купли-продажи и возврата оплаченных денежных средств. Как установила судебная экспертиза, недостатки товара связаны с заводским браком. Наша компания уже исполнила судебное решение о возврате денежных средств покупателю. Можем ли мы потребовать от производителя возмещения ущерба в порядке регресса? (cпрашивает Ирина Рютина, юрист, г. Кемерово)

Мнением поделился Виталий Нефедов, директор по правовым вопросам ГК «Связной»

Взыскать с изготовителя убытки, связанные с выплатой денежных средств потребителю, можно, только если он поставил этот товар вашей компании, которая впоследствии продала его потребителю.
При сетевой поставке товар обычно проходит по цепочке «изготовитель — поставщик — продавец — конечный покупатель». В таком случае компания не может обращаться с регрессным требованием к изготовителю. Несмотря на то что потребитель вправе выбрать, кому предъявить требования — изготовителю или продавцу (п. 2, 3 ст. 18 закона от 07.02.92 № 2300−1 «О защите прав потребителей», далее — закон № 23001), у самого продавца такого права нет, и предъявление регрессного иска к изготовителю суды считают неверно избранным способом защиты (постановления Президиума ВАС РФ от 22.06.99 № 612/99, ФАС Уральского округа от 26.07.10 по делу № А71−15728/2009Г13, Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.11 по делу № А40−121698/10−62−1091). Продавец вправе предъявить иск, связанный с браком товара, только своему поставщику — лицу, с которым заключен договор (ст. 518 ГК РФ).

Но и с поставщика взыскать убытки не так просто: нужно доказать, что они возникли именно по его вине. Суды часто указывают, что истец не представил доказательства поставки товара ненадлежащего качества (например, товар принят без замечаний). К тому же арбитражные суды не принимают решения судов общей юрисдикции как имеющие преюдициальное значение, так как споры рассматривались по иску потребителей в соответствии с нормами закона № 2300−1 (определение ВАС РФ от 12.04.11 № ВАС-3902/11, постановление ФАС Поволжского округа от 26.06.12 по делу № А72−6888/2011), а отношения между изготовителем (поставщиком) и компанией-продавцом регулируются нормами договорного права. Заключение экспертизы, проведенной в рамках гражданского спора, суд может не принять, так как оно не подтверждает поставку товара с недостатками (постановление ФАС Поволжского округа от 18.07.11 по делу № А55−4041/2010).
Даже если суд признает требование обоснованным, в регрессном порядке продавцу могут быть возмещены не все убытки. Так, не возмещаются убытки, возникшие в связи с невыполнением требований закона № 2300−1: неустойки, судебные расходы, штрафы, выплаченные потребителю (постановление ФАС Поволжского округа от 26.06.12 по делу № А72−6888/2011). В отношениях с потребителем продавец не возмещает вред, причиненный поставщиком, а является самостоятельным субъектом ответственности, поэтому положения о регрессе применить невозможно (определение ВАС РФ от 12.04.11 № ВАС-3902/11).

Для минимизации риска продавцу розничной торговли в договорах поставки лучше прямо прописывать обязанности поставщика по возмещению сумм, выплаченных покупателям при обнаружении брака, а также включать положения об ответственности за нарушение условий по качеству товара.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль