Отказ забирать некачественный товар надо заявлять письменно

4018
Мы заключили договор поставки рекламных футболок на условиях самовывоза. Узнав о готовности товара, наш менеджер прибыл на склад и при осмотре товара обнаружил, что футболки с серьезным браком. Забирать товар он не стал, акт приемки тоже не подписал. Просто договорился, чтобы для нас изготовили нормальную партию. Но вместо этого поставщик подал в суд иск о взыскании оплаты за ту самую бракованную партию, которую мы не забрали. У поставщика есть шансы на выигрыш?

Мы заключили договор поставки рекламных футболок на условиях самовывоза. Узнав о готовности товара, наш менеджер прибыл на склад и при осмотре товара обнаружил, что футболки с серьезным браком. Забирать товар он не стал, акт приемки тоже не подписал. Просто договорился, чтобы для нас изготовили нормальную партию. Но вместо этого поставщик подал в суд иск о взыскании оплаты за ту самую бракованную партию, которую мы не забрали. У поставщика есть шансы на выигрыш? (Спрашивает Антон Лидов, г. Москва)

Мнением делится Максим Телегин, юрист ООО «Юрекс ЛТД»:

К сожалению, есть, если он может доказать, что вы получили его уведомление о готовности товара. Если договором поставки предусмотрена выборка (самовывоз) товаров, то у покупателя есть обязанность забрать товар в срок, установленный договором, а если он не установлен — в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товара. Если покупатель эту обязанность не выполнил, то поставщик может по своему выбору отказаться от договора или потребовать оплаты товара, несмотря на то, что покупатель его не забрал (п. 2 ст. 515 ГК РФ). Поэтому поставщику для требования оплаты товара достаточно предъявить доказательства получения вашей компанией письменного уведомления о готовности товара.
Согласно пункту 1 статьи 515 Гражданского кодекса в случае выборки покупатель обязан осмотреть товары в месте их передачи. Однако в статьях Гражданского кодекса, посвященных выборке товара, не сказано, как должен поступить покупатель, если в ходе такого осмотра он обнаружит в товаре недостатки. Следовательно, действует общее правило о том, что покупатель вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 Гражданского кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества (п. 1 ст. 518 ГК РФ). То есть покупатель, обнаружив недостатки товара, должен заявить об этом поставщику и предъявить свои требования — например, об отказе от договора (п. 2 ст. 475 ГК РФ). Если покупатель не заявил о недостатках товара, то его отказ от принятия товаров считается необоснованным.
В вашем случае менеджер заявил о недостатках устно, поэтому нет возможности доказать этот факт, равно как и то, что поставщик согласился заменить товар. Учитывая, что и акт приемки товара ваш менеджер не подписал (даже не сделал запись о том, что он отказывается от приемки в связи с недостатками товара), у вас нет никаких доказательств того, что вы вообще приезжали за товаром. Устные показания менеджера суд в качестве доказательств не примет, и в глазах суда вся ситуация, скорее всего, будет выглядеть так, как будто вы, получив уведомление о готовности товара, просто не выполнили свою обязанность забрать его (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.01.07 по делу № А05−5499/2006−24).
Но ситуация в вашу пользу, если поставщик со своей стороны тоже не может подтвердить, что вы получили его уведомление о готовности товара. Например, он сообщил по телефону или отправил письмо электронной почтой или факсом при том, что договор не предусматривает обязательную силу такой переписки. В таком случае у поставщика нет оснований для требования оплаты товара, и суд ему откажет (постановления Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 21.07.04 по делу № А43−15491/2003−4-503, Северо-Кавказского округа от 09.01.08 по делу № А25−793/2007−6).
 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль