Новый закон о закупках. Как теперь компании с госучастием будут работать с контрагентами

878
С 1 января 2012 года вступил в силу закон, устанавливающий требования к закупкам госкорпораций, субъектов естественных монополий, целого ряда других коммерческих компаний, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также их дочерних организаций.

Дмитрий Казанцев, юрист электронной торговой системы B2B-Center

Какие компании будут осуществлять закупки по новым правилам

Что грозит закупщикам за отсутствие положения о закупке

Можно ли по закону № 223-ФЗ закупаться без тендеров


С 1 января 2012 года вступил в силу закон, устанавливающий требования к закупкам госкорпораций, субъектов естественных монополий, целого ряда других коммерческих компаний, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также их дочерних организаций, — Федеральный закон от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 223-ФЗ). Новые требования затрагивают как вышеназванные компании, так и их контрагентов, поскольку предполагают более длительные процедуры перед заключением договоров. Компании, подпадающие под действие закона № 223-ФЗ, должны самостоятельно установить требования к закупочным процедурам (ч. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ). Но пока практика не сложилась, остаются вопросы относительно того, что можно указывать в таком положении о закупке, а что антимонопольный орган может посчитать не соответствующим принципам открытости и прозрачности закупок.

Компании, которые попали под действие закона № 223-ФЗ

К компаниям, которые обязаны проводить закупки в порядке, установленном законом № 223-ФЗ, относятся государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия государства или муниципального образования превышает 50 процентов. Также в этот перечень вошли «дочки» (дочерние компании) и «внучки» (дочерние организации дочерних компаний) всех вышеперечисленных организаций (ч. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ). Это означает, что избежать применения закона № 223ФЗ путем осуществления закупок через специально созданные дочерние организации не получится.

Момент, с которого компании начнут применять закон № 223-ФЗ. Закон № 223-ФЗ вступил в силу еще 1 января 2012 года. Но с этой даты осуществлять закупки по новым правилам обязаны не все компании, названные в части 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ. Некоторые из них, отвечающие определенным критериям, должны приступить к работе по закону № 223-ФЗ позже (ч. 7, 8 ст. 8 закона № 223-ФЗ). Однако необходимо иметь в виду, что возможно совпадение нескольких критериев, для каждого из которых установлены разные сроки для начала применения закона № 223ФЗ. Например, муниципальное унитарное предприятие занимается регулируемым видом деятельности — энергоснабжением. Муниципальные унитарные предприятия начнут работать по закону № 223-ФЗ только с 1 января 2014 года (ч. 8 ст. 8 закона № 223-ФЗ), но конкретно для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, установлен иной срок: если их выручка от этой деятельности не превышает 10 процентов от общей выручки за 2011 год, они должны применять закон № 223-ФЗ с 1 января 2013 года, а если указанная выручка превышает 10 процентов, то закон № 223-ФЗ применяется уже с 1 января 2012 года. Следовательно, муниципальное унитарное предприятие из нашего примера в зависимости от объема выручки от регулируемого вида деятельности должно начать применять закон № 223-ФЗ с 1 января 2012 года либо с 1 января 2013 года (письмо Минэкономразвития России от 05.12.11 № Д28−646).

Также нужно учитывать момент, касающийся компаний, которые были созданы после вступления в силу закона № 223-ФЗ (то есть после 1 января 2012 года). Такие организации должны проводить закупки по новым правилам по истечении трех месяцев с даты их создания (ч. 5 ст. 8 закона № 223-ФЗ). Например, 13 февраля 2012 года федеральное государственное унитарное предприятие было реорганизовано в открытое акционерное общество (100 процентов акций в собственности РФ). Это значит, что компания должна опубликовать положение о закупке и начать работу по нему до 13 мая 2012 года.

Исключения. Требования закона № 223-ФЗ не распространяются на закупки некоторых видов товаров, работ и услуг. Перечень исключений указан в части 4 статьи 1 данного закона: в частности, это купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей, приобретение товаров на товарной бирже, отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита, закупки, которые подпадают под действие закона № 94-ФЗ, и т. д.

Утверждение и опубликование положения о закупке

Чтобы компании-заказчику начать работать по закону № 223-ФЗ, нужно составить положение о закупке. Этот документ утверждается определенным органом управления компании, который указан в части 3 статьи 2 закона № 223-ФЗ. Например, если заказчик является обществом с ограниченной ответственностью, то положение утверждается общим собранием участников, а в унитарном предприятии этот документ должен утвердить руководитель. Согласовывать с какими-либо органами государственной власти положение о закупке не нужно (письмо Минэкономразвития России от 21.12.11 № 28718-АС/Д28).

Положение о закупке должно быть опубликовано в течение 15 дней после его утверждения (ч. 1 ст. 4 закона № 223-ФЗ). С 1 апреля 2012 года этот документ размещается на сайте компании-заказчика. Если к указанному сроку эта обязанность не выполнена, то при проведении закупок заказчик обязан руководствоваться весьма неудобным для реализации Федеральным законом от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — закон № 94-ФЗ) до тех пор, пока не опубликует положение о закупке (ч. 4 ст. 8 закона № 223-ФЗ). Разумеется, это касается лишь тех компаний, на которые закон № 223-ФЗ распространяется с 1 января 2012 года. Пока это единственное негативное последствие отсутствия положения о закупке. Ответственность за нарушение требований закона № 223-ФЗ еще не установлена, хотя ФАС России планирует в ближайшее время внести законопроект с поправками в Кодекс об административных правонарушениях, вводящими штрафы за нарушение закона № 223-ФЗ.

Публикация положения о закупке. До 1 июля 2012 года положение о закупке публикуется на собственном сайте компании-заказчика, а после 1 июля 2012 года — на официальном сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru (ч. 3 ст. 8, п. 1 ч. 10 ст. 3 закона № 223-ФЗ). После 1 июля 2012 года размещение положения о закупке на собственном сайте компании-заказчика вместо сайта госзакупок возможно только в случае возникновения технических неполадок с сайтом госзакупок, блокирующих его работу (ч. 13 ст. 4 закона № 223-ФЗ), и только с условием последующего размещения положения на сайте госзакупок в течение одного рабочего дня после устранения таких неполадок.

Содержание положения о закупке

Все требования к проведению закупок должны быть установлены компанией самостоятельно, поскольку закон № 223-ФЗ готовых процедур не предлагает. В положении нужно отразить правила, действующие независимо от способа осуществления закупки: порядок планирования закупочной деятельности, содержание извещения о закупке и закупочной документации, порядок формирования и работы закупочной комиссии, а также требования к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Также важно указать, каким образом будут проводиться конкретные способы закупок.

Процедуры проведения закупок. В положении о закупке должны быть предусмотрены правила проведения конкурентных закупок: конкурса и аукциона. Дополнительно можно предусмотреть и другие способы осуществления закупок, например, в виде запроса котировок, запроса цен, конкурентных переговоров, закупки у единственного источника и любой другой способ по желанию компании. В этом смысле в законе № 223-ФЗ нет ограничений (ч. 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ). Но важно обязательно перечислить основания, при которых применяется тот или иной способ закупки, особенно для неконкурентных способов.

При этом большинство специалистов сходятся во мнении, что, несмотря на отсутствие четких ограничений в законе № 223-ФЗ в части использования неконкурентных способов закупки, увлекаться ими рискованно. Во избежание нареканий со стороны контролирующих органов в положении о закупке лучше установить предельный объем закупок, по которым возможны неконкурентные процедуры. В законе закреплен принцип открытости проведения закупок (ч. 1 ст. 4 закона № 223ФЗ). Не исключено, что слишком активное использование неконкурентных способов антимонопольные органы сочтут нарушением этого принципа. В части закупок у единственного поставщика лучше ориентироваться на суммы, обозначенные в части 15 статьи 4 закона № 223-ФЗ. Там указано, что заказчики могут не размещать на сайте сведения о закупке товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей (для компаний, у которых годовая выручка за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд рублей, такой предел — 500 тыс. рублей). Кроме того, лучше установить в положении о закупке конкретные основания применения неконкурентных способов. Например, для закупок у единственного поставщика могут быть такие причины: вследствие наличия срочной потребности (нет возможности провести конкурентные закупки с соблюдением сроков) или если поставщик является монополистом необходимых товаров, работ или услуг.

Порядок заключения и исполнения договора. Порядок заключения контракта по итогам процедур проведения закупки законом № 223-ФЗ не установлен. Это предоставляет компании-заказчику возможность отразить в данном разделе сложившийся порядок договорной работы, учитывающий особенности хозяйственной деятельности компании. В положении о закупке нужно закрепить все требования к порядку заключения договоров с контрагентами: срок заключения договора по результатам закупочных процедур, порядок его изменения и т. д.

Риски для заказчиков

В отсутствие наработанной практики применения закона № 223-ФЗ и разъяснений антимонопольных органов можно выделить несколько аспектов риска.

Проблемы с сайтом. Пока нет уверенности, что сайт госзакупок, который и сейчас работает неидеально, справится с возросшей нагрузкой после 1 июля 2012 года. Кроме того, сайт планируется интегрировать с большинством существующих электронных торговых площадок, а не только с теми пятью, которые были отобраны для обслуживания госзакупок. Сможет ли информационная система заработать надлежащим образом в установленный срок, покажет время. Закон № 223-ФЗ оставил возможность Правительству Р. Ф. отложить вступление в силу новых требований о размещении информации на сайте госзакупок (ч. 3 ст. 8 закона № 223-ФЗ).

План закупок. Каждый заказчик должен разместить на сайте госзакупок план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год (ч. 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ). Следовательно, уже с 1 января 2012 года должны быть составлены планы закупок на весь 2012 год. Но проблема в том, что порядок формирования плана закупки и сроки его размещения на собственном сайте и на сайте госзакупок устанавливаются Правительством Р. Ф. А такое постановление пока не издано. В итоге пока можно только ориентироваться на форму плана закупок, утвержденную приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства Р. Ф. № 20н от 27.12.11 «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов <…>" (по аналогии с законом № 94-ФЗ).

Открытость сведений о закупках. Заказчикам придется опубликовывать сведения, которые, по сути, являются коммерческой тайной. Исключение сделано только для государственной тайны. Такую информацию можно не размещать при условии, что эти сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора (ч. 15 ст. 4 закона № 223-ФЗ).

Претензии ФАС. Любой участник закупки может обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке. Например, если не будут размещены положение о закупке и закупочная документация, если заказчик предъявляет к участникам требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке, либо если закупки осуществляются в отсутствие положения о закупке и без применения закона № 94-ФЗ (ч. 10 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Как изменится договорная работа в связи с применением закона № 223-ФЗ от 18.07.11

Новый закон о закупках. Как теперь компании с госучастием будут работать с контрагентамиИгорь Шестаков, старший юрисконсульт ФГУП «НПЦ «Дельта»»

С появлением закона № 223-ФЗ требуется более пристальное внимание не только к договору, но и к закупочной документации, поскольку допущение любой технической ошибки может грозить закупщику претензиями от антимонопольного органа. Другая проблема в том, что раньше мы сами выбирали контрагентов и работали только с теми, кому доверяем, теперь же выиграть торги могут любые, в том числе и недобросовестные, компании, что может сказаться на качестве закупаемых товаров и услуг, существенно затянуть сроки закупки и как следствие повлиять на исполнение нами смежных обязательств. У потенциальных поставщиков тоже добавилось хлопот в части подготовки к торгам. Если для участия в госзакупках достаточно изучить закон № 94-ФЗ и внимательно отнестись к закупочной документации, то в случае с новым законом № 223-ФЗ у каждого заказчика свои требования к процедурам и участникам, которые к тому же могут меняться.

СОВЕТ В ТЕМУ

В положении о закупке нужно очень тщательно проработать требования к участникам закупки и закупаемым товарам (работам, услугам).

Дело в том, что заказчик не сможет предъявлять к участникам закупки, закупаемым товарам, работам и услугам, а также к условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

ВОПРОСЫ В ТЕМУ

Как компания, обязанная перейти на применение закона № 223-ФЗ при осуществлении закупок, должна поступить с договорами, заключенными до вступления в силу этого закона?

Договоры, которые заказчик заключил до вступления в силу закона № 223-ФЗ, продолжают действовать. Учитывая, что в законе № 223-ФЗ нет оговорки об обратном, новые требования о закупках применяются только к вновь заключаемым договорам.

В законе № 223-ФЗ предусмотрен реестр недобросовестных поставщиков. Это тот же реестр, который ведется по закону № 94-ФЗ?

Нет, это отдельный реестр. Но заказчик по закону № 223-ФЗ может определить в положении о закупке, что он вправе отказать в заключении договора с участником торгов, который включен в любой из реестров недобросовестных поставщиков как по закону № 223-ФЗ, так и по закону № 94-ФЗ (ч. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль