«Доскональные знания ГОСТов для табачных изделий нашим юристам не требуются»

392
В компании, занимающейся производством табачных изделий, юридическая служба особое внимание уделяет специальным условиям договоров поставки продукции дистрибьюторам, а также договоров о рекламных услугах. Почему – нам рассказала Светлана Басалаева, начальник юридического отдела ОАО «Донской Табак»

В компании, занимающейся производством табачных изделий, юридическая служба особое внимание уделяет специальным условиям договоров поставки продукции дистрибьюторам, а также договоров о рекламных услугах. Почему — нам рассказала Светлана Басалаева, начальник юридического отдела ОАО «Донской Табак»

Структура юридического отдела

— Сколько юристов работает в вашем юридическом отделе и как распределены обязанности между ними?

— Юридический отдел состоит из пяти юристов, включая меня. Один юрист ведет претензионно-исковую работу, есть специалист, который отвечает за регистрацию товарных знаков. Другие сотрудники занимаются всеми остальными юридическими вопросами, которые возникают в ходе деятельности компании. В частности, договорной работой, ответами на запросы различных государственных органов, представительством компании в судебных спорах.

— «Донской Табак» создан в форме ОАО. В силу этого корпоративное направление, наверное, тоже является существенным блоком работы юридического отдела?

— Нет, вопросами корпоративного права мы не занимаемся. ОАО «Донской Табак» входит в многоотраслевой холдинг. Вся юридическая работа и документация, связанные с управлением компаниями, являющимися частью холдинга, сконцентрированы в управляющей компании.

— Занимаетесь ли вы вопросами налогового права?

— Безусловно, если финансовая служба обращается за помощью в каком-то спорном вопросе, то мы их консультируем. Бывает, что ведем налоговые споры в арбитражном суде. Но иногда для этого мы привлекаем сторонних специалистов. Все зависит от сложности вопроса и загруженности наших юристов на данный момент. Дело в том, что юриста, который специализировался бы только на налоговом праве, у нас в штате нет. Поэтому для того, чтобы разобраться в сложном налоговом вопросе, изучить арбитражную практику по нему, нашему специалисту может потребоваться больше времени, чем профильному юристу из консалтинговой компании с богатым опытом разбирательств именно по делам такого рода.

Специфика правовой работы в области производства и продажи табачных изделий

— Оборот табачных изделий так же строго регулируется законодательством, как, например, оборот алкогольной и спиртсодержащей продукции?

— Нет, не настолько строго. С начала 2007 года производство табачных изделий не требует лицензирования. Но табачная продукция в обязательном порядке сертифицируется. Все специальные требования к производству и качеству табачных изделий разбросаны по различным ГОСТам и техническим условиям. Однако они в большей степени касаются нашей службы управления качеством, чем юристов. Мы обращаемся к этим положениям, только если возникают споры о качестве с контрагентами.

— В договорной работе по реализации табачных изделий существуют какие-то особенности, связанные со спецификой продукции?

— Определенные особенности есть. В частности, табачные изделия, согласно требованиям законодательства, необходимо отгружать в специальной таре, которая должна соответствовать государственным стандартам. Есть особые требования и к складированию (хранению) табачной продукции — от этого зависит сохранение ее качества и вкуса. Поэтому в договорах с нашими дистрибьюторами мы прописываем условия, в которых должен храниться переданный им товар. В частности, ящики с сигаретными блоками обязательно надо укладывать особым образом на поддоны на определенной высоте от пола, с промежутками для циркуляции воздуха, на определенном расстоянии от источника тепла и т. д. Кроме того, мы обычно включаем условие о том, что дистрибьютор, который закупает нашу продукцию большими оптовыми партиями, обязан поставлять в розничные сети и мелкооптовым продавцам в первую очередь те партии, которые поступили к нему раньше. Это необходимо для того, чтобы конечные потребители получали более свежую продукцию.

— Вы сказали, что один из ваших юристов занимается только регистрацией товарных знаков. Но ведь новые брэнды появляются не так уж часто. Значит, в этом направлении не очень много работы?

— Работы немало. В частности, в прошлом и позапрошлом году в связи с активным развитием портфеля брэндов компании было зарегистрировано порядка 10−15 новых товарных знаков. Кроме того, надо учитывать, что мы регистрируем в качестве товарного знака не только само название брэнда, но и в комбинации с ним — визуальный образ сигаретной пачки. А дизайн меняется, усовершенствуется довольно часто. Каждое изменение требует регистрации.

— У вас бывают споры по поводу так называемых «брэндов-двойников»?

— Нечасто. Последний был связан с брэндом «Наша марка». Другая компания зарегистрировала на себя новый брэнд для сигарет «Малая арка», который в визуальном исполнении был очень похож на наш. Нами был подан иск о прекращении незаконного использования товарного знака, сходного до степени смешения, и судом иск был удовлетворен.

— К рекламе табачных изделий законодательство предъявляет довольно жесткие требования. Юридический отдел визирует рекламные проспекты, плакаты, условия различных промоутерских акций и т. д.

— Да, причем особое внимание мы уделяем не только содержанию рекламы, но и договорам о рекламных услугах. Реклама табачных изделий действительно строго ограничена. В частности, ее нельзя размещать на больших уличных рекламных конструкциях, на первой или последней полосах газет и журналов. В любых видах рекламы расположение и размер надписи о вреде курения строго регламентированы — она должна составлять не меньше 10 процентов. Поэтому в договорах об услугах по размещению рекламы и о проведении промоутерских акций мы всегда детально прописываем все эти моменты, несмотря на то, что компании, которые производят и размещают рекламу, прекрасно осведомлены обо всех ограничениях. Просто в случае нарушений с их стороны такие условия договора защитят от ответственности «Донской Табак». Например, согласно старому закону «О рекламе», рекламировать табачные изделия могли только лица не моложе 35 лет. Подписывая договор о проведении промоутерской акции, мы включили в него данное требование к промоутерам, которые непосредственно должны были участвовать в акции. Но рекламное агентство задействовало более молодых лиц, в результате антимонопольная служба возбудила в отношении него дело о нарушении законодательства о рекламе. Нас тоже вызвали на разбирательство, но специальное условие в договоре помогло избежать каких-либо претензий в адрес «Донского Табака».

— С какими государственными органами и по каким вопросам чаще всего приходится взаимодействовать специалистам вашего юридического отдела?

— Проверки и различные запросы бывают со стороны самых разных органов: санэпидемнадзора, противопожарной службы, милиции, отдела УВД по налоговым преступлениям, налоговых инспекций, служб по экологическому контролю. Причем запросы к нам поступают в рамках проверок не только самого «Донского Табака», но и его контрагентов или в связи с оперативно-розыскными мероприятиями в отношении них. Периодически антимонопольная служба присылает запросы об объемах продажи продукции в целях определения доли компании на рынке табачных изделий. Мы всегда, прежде чем реагировать на какой-либо запрос, проверяем, есть ли у соответствующего государственного органа правомочия для получения той или иной информации или истребования документов.

Требования к юристам: опыт работы в табачной компании необязателен

— Требуется ли юристу, который хотел бы работать в юридическом отделе в ОАО «Донской Табак», опыт работы именно в табачной компании или это для вас непринципиальный момент?

— Опыт работы именно в табачной сфере совершенно необязателен. Большая часть вопросов, которые решает наша юридическая служба, не отличается от обычных текущих хозяйственных вопросов любой другой производственно-торговой компании. Поэтому юристу в добавление к отличному знанию гражданского, трудового и административного права достаточно иметь опыт по разработке договоров и представительству в суде. Что касается некоторых особенностей табачных изделий или характеристик табачного сырья, которые необходимо отразить в договоре, то эту информацию мы получаем от службы управления качеством, поэтому доскональные знания государственных стандартов и технических условий для табака и табачных изделий нашим юристам не требуются.

— На сайте ОАО «Донской Табак» указано, что компания закупает основную массу табачного сырья за рубежом. Наверное, в связи с необходимостью заключения внешнеторговых контрактов вашим юристам не обойтись без свободного владения английским или другим иностранным языком?

— Знание иностранного языка приветствуется, но не является обязательным условием. Переговоры относительно условий контрактов мы обычно ведем дистанционно, через менеджеров, которые непосредственно занимаются заключением контракта. Дело в том, что у компании уже достаточно давно разработана стандартная форма контракта на закупку сырья, и когда у контрагента возникает желание изменить то или иное условие, нам достаточно обменяться несколькими вопросами и замечаниями. Если же требуется личное участие юриста в переговорах, то на этот случай у нас есть переводчики.

— Как вы оцениваете профессионализм кандидата на должность юриста, если в юридическом отделе открывается вакансия?

— В ходе личного собеседования. В процессе разговора можно выяснить как профессиональные качества кандидата, задав соответствующие вопросы из практики, так и личные, которые тоже важны, — например, насколько человек заинтересован в работе.

Беседовала Евгения Яковлева,
ведущий эксперт журнала «Юрист компании»

Мнение коллеги

«Доскональные знания ГОСТов для табачных изделий нашим юристам не требуются»Люсине Овумян, директор юридической службы компании «JTI Marketing & Sales» (ведущие марки — Winston, Camel, LD, Glamour и др.)

— В чем, на ваш взгляд, специфика работы юриста в компании, занимающейся производством и продажей табачных изделий?

— Специфика работы юриста в компании, занимающейся производством и продажей табачных изделий, связана прежде всего с тем, что эта отрасль подвержена достаточно жесткому государственному регулированию и контролю.

— Знания каких отраслей права и какие профессиональные навыки особенно необходимы юристу, работающему в данной сфере?

— Как и юристы любых крупных компаний, юристы нашей компании в своей ежедневной работе сталкиваются практически со всеми отраслями права. Однако в последнее время особую актуальность приобрели вопросы антимонопольного и налогового законодательства.

— Требуется ли юристам вашей компании обязательное знание английского языка и норм международного права?

— Да, безусловно, в нашей работе английский язык необходим. С учетом того, что учредителем компании является иностранная компания, в своей работе мы постоянно общаемся с коллегами из разных стран и часто обращаемся к нормам международного права.

Пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.