«Юридической компании очень важно не оказаться в положении сапожника без сапог»

349
Между юристами работа распределяется по принципу строгой специализации. Но каждый юрист выполняет и менеджерские функции. Об особенностях работы в юридическом консалтинге рассказал Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев групп»

Между юристами работа распределяется по принципу строгой специализации. Но каждый юрист выполняет и менеджерские функции. Об особенностях работы в юридическом консалтинге рассказал Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев групп»

Структура компании

— Каковы основные направления услуг «Пепеляев групп» и какое из них вы считаете главным, наиболее востребованным?

— Компания традиционно известна на рынке своей налоговой практикой. С нее в свое время все начиналось. Сейчас из 160 наших юристов 85 специалистов — это налоговые юристы. Другие наши практики меньше по размеру штата, но по качеству услуг они на таком же высоком уровне, как и налоговая. В частности, у нас сильная практика таможенного права, которую возглавляет бывший начальник правового управления Федеральной таможенной службы, прекрасные практики антимонопольного регулирования, трудового права, разрешения споров и медиации, административно-правовой поддержки бизнеса. Спрос на услуги во многом зависит от общей ситуации в бизнесе и даже в политике. Например, начиная с прошлого года семимильными шагами развивается практика антимонопольного регулирования. Дело в том, что Федеральная антимонопольная служба сейчас ведет себя чрезвычайно активно. В связи с этим у нас появились новые, весьма востребованные у клиентов продукты. В частности, антимонопольный аудит, когда наши юристы проводят фактически такую же проверку, которая предстоит клиенту в дальнейшем со стороны антимонопольного органа. Задача — выявить риски и заранее дать определенные рекомендации. Еще одна услуга — сопровождение проверки клиента антимонопольным органом. Недавно огромное количество вопросов было у ритейла в связи с законом «О торговле», а сейчас — в связи с Таможенным союзом.

— Как организована правовая поддержка собственной деятельности вашей компании?

— Безусловно, юридической компании очень важно не оказаться в положении сапожника без сапог. Поэтому мы уделяем большое внимание четкой и слаженной работе бэк-офиса. У нас пять внутренних юристов. Они не участвуют в оказании услуг клиентам и занимаются только делами компании. В первую очередь контрактами с клиентами и всем, что с ними связано: соглашениями о конфиденциальности, гарантийными обязательствами и т. д. Например, благодаря внутренним юристам удалось четко выстроить договорную работу и проверку конфликта интересов, сделать этот процесс максимально быстрым и удобным для клиентов. Многие иностранные клиенты проводят внутренние проверки поставщиков услуг на предмет прозрачности ведения бизнеса, соответствие международным стандартам и т. д. Хочу отметить, что не было еще случая, чтобы наша компания не прошла такую проверку. Кроме того, наша внутренняя юридическая служба занимается сопровождением хозяйственных договоров. Конечно же, есть и претензионная работа. Например, из-за внутренней несогласованности у клиента могут возникнуть задержки с оплатой. Чтобы юристы фронт-офиса не тратили свое драгоценное время на решение таких, можно сказать, бытовых вопросов, ими занимаются юристы бэк-офиса.

Специфика работы в юридической компании

— Многие компании привлекают специалистов со стороны при наличии собственной юридической службы. В чем же конек юриста, работающего в юридической фирме?

— В том, что он имеет больше возможностей для обмена информацией в своей профессиональной среде и еще, конечно, в специализации. Например, наши налоговые юристы специализируются на налогообложении в определенных индустриях — нефтегазовой отрасли, фармацевтике, банковской сфере, производстве и т. д. У них обширная судебная практика по своему профилю, они общаются с коллегами из профессионального сообщества и других компаний. Таким образом, они всегда в курсе, что происходит на конкретном рынке, какие начались проверки, чего можно ожидать от действий налоговых органов. В нашей компании создана определенная инфраструктура, которая позволяет юристу всегда быть на острие событий. У нас своя библиотека и ее сотрудники не просто собирают всю выходящую юридическую литературу и прессу, но и формируют для юристов конкретной специализации список статей по актуальной тематике в той или иной отрасли, которые вышли за последний месяц. Есть аналитическая служба, которая отслеживает и по такому же принципу готовит для юристов обзоры судебно-арбитражной практики и законопроектов. Кроме того, наши специалисты постоянно повышают свою квалификацию. Существует правило: чтобы подняться на следующую профессиональную ступень (например, от юриста к старшему юристу), помимо наработки определенного опыта нужно прослушать определенное количество часов курсов. В целом получается более 60 занятий в год. Есть партнерские курсы (каждый партнер должен в течение года прочитать как минимум один тренинг для юристов), есть курсы, которые читают приглашенные специалисты — судьи, ученые университетов, ведущие международные эксперты.

— Учитывая узкую специализацию ваших юристов, каким образом обеспечивается такое направление, как комплексное юридическое обслуживание клиента?

— Наша задача — сделать так, чтобы клиенту было удобно с нами работать и все свои правовые проблемы он мог решить оперативно. А удобно работать с тем человеком, которого уже знаешь и с которым совместно уже работал. Поэтому мы закрепляем за клиентом менеджеров. Причем в качестве менеджеров выступают сами юристы. Задача юриста как менеджера — выслушать проблему клиента, найти правильного исполнителя, специализирующегося на конкретном вопросе, и в дальнейшем контролировать процесс исполнения. Также он отвечает за правильное и своевременное выставление счетов клиенту. Разумеется, техническую работу в этом направлении выполняет финансовая группа, но для формирования счета юристу необходимо ежедневно вводить нужную информацию в специальную биллинговую систему.

— Как вырабатывается в компании позиция по спорным и коллизионным вопросам?

— Все консультации и аналитика аккумулируются во внутреннем электронном архиве. Когда юрист готовит консультацию, он сначала должен ознакомиться, какие у нас были консультации по аналогичным вопросам. Если он не согласен с ранее подготовленным ответом, например, потому что изменились судебная практика или законодательство, то он может высказать свое мнение. Тогда мы собираемся, обсуждаем вопрос и вырабатываем общий подход с учетом новых обстоятельств. Цель этих обсуждений — собрать все мнения, которые существуют по конкретной проблеме, чтобы юристы знали все острые углы. Задача юриста при написании меморандума клиенту — указать все имеющиеся риски. Ведь мы не ведем бизнес за клиента и не принимаем за него решения. Мы должны наиболее полно раскрыть ему весь спектр рисков и возможностей.

Требования к юристам: высокий экспертный уровень и профессиональная активность

— Как вы отбираете новых сотрудников, чтобы обеспечить высокий экспертный уровень?

— Практически все наши партнеры — это те, кто вырос в рамках компании. Сейчас новые юристы приходят на различные позиции, соответственно и требования к ним разные. Бывает, что специалистов с именем и большим опытом мы приглашаем сами. К тем, кто пришел к нам, будучи уже опытными специалистами, из российских и иностранных юридических фирм первого ряда или из реального сектора, мы относимся очень внимательно. Для них действует достаточно скрупулезная многоступенчатая система отбора, которая предполагает тестирование, иногда — просьбу подготовить какое-то задание. Мы смотрим, в каких проектах участвовал специалист, какие проблемы решал, чего добился. Важно, чтобы человек был настоящим экспертом в своей отрасли. Еще у нас очень приветствуется, если юрист участвует в профессиональных ассоциациях, имеет опыт выступления на юридических конференциях, много публикуется. Это показатель того, что он горит своей профессией. Но это совсем не исключает возможности начать карьеру у нас «с нуля». Например, некоторым студентам, которые у нас стажировались, мы можем предложить вернуться к нам после окончания вуза, если нам понравилась их работа.

— Сложно ли перестроиться юристу при переходе из реального сектора (внутренней юридической службы какой-либо компании) в сферу консалтинга?

— Нужно привыкнуть к специфике работы с клиентами, системе учета, контроля. Но это не фатально. Нельзя сказать, что юристы реального сектора и юристы консалтинга настолько разные, что переход из одной сферы в другую невозможен. У нас в компании есть несколько бывших юристов компаний и они очень хорошие специалисты в консалтинге.

Беседовала Евгения Яковлева,
ведущий эксперт журнала «Юрист компании»

Мнение коллеги

Дмитрий Афанасьев, председатель комитета партнеров Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (удостоено Золотой награды как лучшая российская юридическая фирма года International Legal Alliance Summit & Awards 2010)

— В каких случаях компании привлекают специалистов со стороны даже при наличии собственной крупной юридической службы?

— В первую очередь когда консультант является признанным специалистом в определенной отрасли права и знает что-то лучше, чем юридическая служба клиента. Вторая причина — это брэнд юридической фирмы: «печать» привлеченного консультанта «с брэндом» может помочь снять часть ответственности с юридической службы и менеджмента перед акционерами и кредиторами. Третья причина — это нехватка времени у клиента, скажем, когда нужно провести большую сделку в сжатые сроки либо неожиданно возникло много судебных дел. Наконец, внешний консультант может располагать определенным опытом и ресурсом, не имеющимися у корпоративных юристов. Образно говоря, можно строить дом самому, а можно нанять бригаду строителей. Преимущество бригады строителей — это, во-первых, опыт: они уже построили много таких же домов в прошлом. Во-вторых, специализация: в бригаде много разных узких специалистов. В-третьих, сроки: бригада может быстро построить объект, а самому строить долго. В-четвертых, ресурс: некоторые бригады знают, как быстрее получить согласование на строительство.

— Какими качествами и опытом должен обладать юрист, чтобы стать членом вашей команды?

— Важнейшими факторами, влияющими на рост конкретного сотрудника в нашей компании, являются качество образования, природная смекалка, успешное овладение навыками, прививаемыми в бюро, и морально-этические качества его личности. Младших юристов мы берем из лучших юридических вузов страны, чтобы они уже на момент прихода к нам обладали блестящей теоретической базой.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль