«Мы не можем позволить себе заключать краткосрочные договоры аренды»

399
Основные блоки работы юридической службы сети фитнес-клубов связаны с недвижимостью, взаимоотношениями с клиентами и, как ни странно, интеллектуальной собственностью. Об этом нам рассказала Юлия Ходьбина, руководитель юридической дирекции крупнейшей российской сети фитнес-клубов World Class и «ФизКульт»

Структура юридической службы

— Как устроена юридическая служба вашей сети фитнес-клубов?

— У нас она называется юридической дирекцией. Дирекция состоит из шести юристов. Кроме меня и моего заместителя остальные специалисты работают в основном по конкретным направлениям. Я не сторонница понятия «юрист широкого профиля».

— Это довольно редкий подход для штатной юридической службы. Чем вызвана необходимость распределения направлений деятельности?

— У нас сложно быть юристом широкого профиля, потому что есть весьма четкие направления деятельности. Конечно, рассмотреть проект договора поставки, оказания услуг и прочих стандартных договоров, написать правовое заключение по ним, составить претензию или иск может любой из наших специалистов. Но серьезные вопросы основных блоков нашей работы я предпочитаю поручать узкопрофильным юристам, потому что они знают все нюансы той или иной специфики и могут «глубоко копать». Речь идет о таких направлениях, как правовое обеспечение недвижимости, интеллектуальная собственность, корпоративное право.

— А непосредственно в каждом фитнес-клубе есть свой юрист?

— Нет, я считаю, что это нецелесообразно. Правовые вопросы, возникающие у менеджмента клубов, довольно однотипны, и наша дирекция решает их преимущественно дистанционно. Кроме того, мы регулярно проводим что-то вроде правовых ликбезов для управляющих клубов, администраторов и других сотрудников. Консультируем, как вести себя, например, во время проверок госорганов, каким образом решать спорные вопросы с клиентами, как правильно оформлять ту или иную документацию.

Специфика правовой работы в сети спортклубов

— Правовое сопровождение недвижимости связано с договорами аренды помещений для фитнес-клубов?

— Да, аренда — это основной пласт нашей деятельности. Работа включает в себя не только оформление договоров, но и поддержание постоянного взаимодействия с арендодателями, ведь специфика нашей деятельности такова, что весьма проблематично закрыть клуб даже на час, если, например, произошел сбой в работе электро- или водоснабжения. Клуб должен работать с 7 часов утра до 24 часов вечера, и клиенты могут приехать в любое время. Поэтому любые сложности, связанные с эксплуатацией здания, должны решаться очень оперативно. Кроме того, мы не можем позволить себе заключать краткосрочные договоры аренды. Стандартный срок заключаемых нами договоров аренды — 10−15 лет. Это связано с тем, что компания продает годовое членство в клубах, поэтому мы должны быть уверены в завтрашнем дне. Отсюда много работы, связанной с госрегистрацией долгосрочных договоров. Кроме аренды есть еще инвестиционные контракты, тендеры. Другое важное направление — это все, что связано со строительством и отделкой объектов недвижимости. Компания зачастую принимает объект в состоянии Shell&Core (по сути, это пустая «коробка») и для отделки мы заключаем договоры подряда, которые тоже требуют постоянного правового контроля. Дело в том, что на рынке существует очень небольшое количество строительных компаний, которые способны качественно и в срок создать такое относительно сложное инженерное сооружение с бассейном, системами вентиляции и кондиционирования, как фитнес-клуб. Крупным строительным компаниям объект на 3−4 тыс. кв. м не очень интересен, а ресурсы небольших компаний не всегда позволяют выполнить наш заказ качественно и в срок. По-этому случаются споры с подрядчиками.

— А с чем связано направление работы по интеллектуальной собственности? Ведь у вас всего два товарных знака — World Class и ФизКульт. Разве они требуют много внимания?

— Это не всего, а целых два товарных знака, принадлежащих крупнейшей фитнес-корпорации в России, поэтому они требуют постоянной юридической заботы. Юрист принимает участие не только на этапе создания и первичной регистрации, но и позднее, когда происходит расширение использования товарного знака по территориальному признаку (у нас имеется международная регистрация) и по классам МКТУ при развитии бизнеса. Например, для того, чтобы использовать товарный знак в информационных технологиях. Кроме того, товарные знаки требуют защиты. Бывали случаи, когда где-то в регионах неправомерно открывались спортклубы под нашими брэндами и мы принимали соответствующие меры. Кстати, эти ситуации были урегулированы без обращения в суд, в претензионном порядке с выплатой денежной компенсации. Еще одно важное направление в данной сфере — правовое сопровождение договоров франчайзинга. Участие юриста требуется на стадии переговоров и согласования проекта договора, а затем для регистрации договора в Федеральном институте промышленной собственности.

— Много ли внимания юридической дирекции приходится уделять работе с клиентами, учитывая, что компания работает на рынке потребительских услуг, а во время занятий спортом возможны и травмы, и другие проблемы со здоровьем?

— Безусловно, взаимоотношения с клиентами — это один из основных блоков нашей работы. Что касается травм и иных проблем со здоровьем, то у нас давно и подробно проработана следующая система. При заключении договора с клиентом мы знакомим его с правилами клуба, которые являются приложением к данному договору. В правилах в том числе оговаривается, что у клиента не должно быть медицинских противопоказаний для занятия теми или иными видами спорта или прохождения тех или иных процедур, проводящихся в фитнес-клубе. В противном случае он должен предупредить о своих противопоказаниях либо отказаться от заключения договора. Таким образом, ответственность за свое здоровье несет клиент. Чтобы исключить возможные травмы, перед тем, как допустить клиента к занятиям, с ним проводят обязательный вводный инструктаж, о чем он расписывается в соответствующем документе. Кроме того, мы страхуем свою гражданскую ответственность, и если действительно возникнет какая-то травма по вине клуба, что бывает крайне редко, то страховая компания выплатит клиенту страховое возмещение. Конечно, для этого клиенту необходимо представить пакет документов в страховую компанию.

— Эта система предусмотрена в каких-либо нормативных актах?

— Нет, в нормативных правовых актах этого нет. Законодательства в области фитнеса вообще очень мало. Поэтому мы опираемся не только на свой собственный, но и на зарубежный опыт функционирования фитнес-клубов.

— Бывает, что клиенты злоупотребляют своими правами?

— Редко, но бывает. Однажды мы получили письменную претензию клиентки с требованием выплатить ей крупную компенсацию в связи с тем, что ее сын получил травму на территории клуба. Оказалось, что сыну 30 лет, а его травма — это маленькая гематома, полученная в ходе активной спортивной игры. И сам он к нам претензий никаких не имел. Подобные ситуации быстро урегулируются путем переписки. Более серьезные споры, которые доходят до суда, касаются другого вопроса. Наши клиенты покупают членские карты, которые дают им право в течение определенного периода времени неограниченно пользоваться услугами клуба, входящими в стоимость карты. Были случаи, когда клиенты, купив и активировав карту, за весь срок ее действия не пользовались услугами клуба, а потом требовали вернуть деньги. Но в этих спорах мы неизменно выигрываем, поскольку предмет договора — покупка права, а вот будет клиент реализовывать приобретенное право или нет — решать ему. Это нормальная мировая практика. Ведь клуб в любом случае несет расходы на обслуживание своей инфраструктуры для того, чтобы каждый клиент, который приобрел членство, мог воспользоваться оплаченными услугами в любой момент.

Требования к юристам: качественное образование и узкая специализация

— Что для вас важно при выборе нового сотрудника, когда открывается вакансия?

— Прежде всего качественное образование и опыт работы по соответствующим направлениям. Например, если нужен юрист по недвижимости, то требуется девелоперский опыт, если юрист по работе с клиентами, — то опыт работы в сервисных компаниях, ориентированных на клиентов. Не обязательно именно в спортклубах — приветствуется опыт работы, например, в медицинских центрах. Для корпоративного юриста и юриста по работе с недвижимостью важно также владение английским языком.

Беседовала Евгения Яковлева,
ведущий эксперт журнала «Юрист компании»

Мнение коллеги

Елена Шильникова, руководитель юридического отдела ЗАО «Фитнес-Арена» (сеть фитнес-клубов «Планета Фитнес» в Самаре)

— Каковы основные блоки работы вашей юридической службы?

— Договорная работа с контрагентами, судебные споры, отношения с контролирующими органами (налоговыми органами, антимонопольной службой, прокуратурой, государственными инспекциями по труду и т. п.), а также разрешение претензий клиентов.

— Какие направления работы требуют особого внимания?

— В первую очередь проекты, связанные с арендой площадей для новых клубов. В частности, предварительные договоры аренды на строящиеся объекты недвижимости. Кроме того, особого внимания требует консультирование по вопросам налогового планирования, включая оценку безопасности схем ведения бизнеса. Повышенное внимание мы уделяем и судебной работе. Компания считает необходимым судиться только по принципиальным вопросам, поэтому все имеющиеся судебные процессы являются действительно важными.

— В чем особенность договорной работы фитнес-центров?

— У нас преобладают договоры с клиентами клуба. Для них разработаны типовые формы, в которых необходимо было учесть как требования главы 39 Гражданского кодекса, законов "О защите прав потребителей", «О персональных данных», Основ законодательства об охране здоровья граждан, так и специфику предоставления услуг в рамках длительных контрактов на основе членства в клубе. После разработки типовой формы договоры с клиентами заключаются без участия юротдела, за исключением договоров с корпоративными клиентами и нестандартных договоров (например, с санаториями, бюджетными учреждениями и т. п.).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

Опрос

Вы когда-нибудь меняли предмет или основание иска?

  • Да, все прошло хорошо 30.3%
  • Нет, никогда 30.3%
  • Да, но были сложности 39.39%
Другие опросы

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль