«В договоре с кинокомпанией прописываются даже требования к деталям съемочного реквизита»

723
У юристов продюсерской компании преобладает работа с правом интеллектуальной собственности. О том, какие аспекты требуют особого внимания, нам рассказала Елена Смолярчук, начальник отдела интеллектуальной собственности ЗАО «Всемирные Русские Студии».


«В договоре с кинокомпанией прописываются даже требования к деталям съемочного реквизита»

У юристов продюсерской компании преобладает работа с правом интеллектуальной собственности. О том, какие аспекты требуют особого внимания, нам рассказала Елена Смолярчук, начальник отдела интеллектуальной собственности ЗАО «Всемирные Русские Студии».

Структура юридической службы

— Как устроен юридический департамент RWS?

— Департамент состоит из двух отделов: интеллектуальной собственности и общедоговорной работы. Отдел интеллектуальной собственности по численности сотрудников больше общедоговорного. Это связано со спецификой бизнеса компании. В целом юридическим сопровождением деятельности занимаются семь человек, включая одного юриста в Санкт-Петербурге.

Специфика правовой работы

— В чем заключаются основные блоки работы вашей юридической службы?

— Чтобы были понятны наши основные направления работы, нужно рассказать о бизнесе компании. RWS сочетает продюсерскую деятельность с оказанием сервисных услуг полного цикла по производству кинопродукции, включая услуги продакшн и постпродакшн. Это означает, что мы не просто заказываем производство аудовизуальных произведений кинокомпаниям и в дальнейшем занимаемся их дистрибуцией, но мы также предоставляем кинокомпаниям необходимую материальную базу и комплекс любых услуг, которые могут понадобиться для проведения съемок.

Еще одно направление бизнеса RWS — это оказание так называемых услуг локейшн. Когда какой-нибудь кинокомпании нужно провести натурную съемку на территории исторических и культурных памятников, на магистралях, в метро, для этого необходимо получить разрешительную документацию, не говоря уже о том, что нужно организовать доставку съемочного оборудования и провести другие подготовительные работы. Квалифицированная помощь в осуществлении подобных мероприятий — это и есть услуги локейшн. Они особенно востребованы, когда кинокомпания проводит съемки за границей и не владеет в достаточной степени информацией о законодательстве соответствующей страны и обычаях делового оборота. Поэтому в RWS часто обращаются ведущие западные кинокомпании при необходимости организации съемок в России. Например, недавно наша компания оказывала соответствующие услуги Paramount Pictures для съемок голливудского блокбастера «Миссия невыполнима-4». Съемочный процесс в России — от комплектации съемочной группы до выбора места проведения съемок и получения разрешения на съемки — был полностью организован RWS. Съемки проходили на территории, примыкающей к Кремлю, и мы оформляли разрешения во всех соответствующих инстанциях.

— Очевидно, правовым сопровождением сервисных и локейшн-услуг занимается отдел общедоговорной работы?

— Совершенно верно. Этот отдел ведет всю правовую работу компании, за исключением вопросов интеллектуальной собственности. Правовая работа, связанная с сервисными и локейшн-услугами, строится в рамках типовых договоров подряда, возмездного оказания услуг и аренды.

— Расскажите о работе с интеллектуальной собственностью. Почему основная часть юристов задействована именно в этом отделе?

— Продюсерская деятельность напрямую связана с интеллектуальной собственностью. Это три основных блока: сценарная работа, производственная работа и дистрибуция. Сначала RWS приобретает исключительные права на использование литературных материалов. Для этого мы заключаем договоры авторского заказа на создание сценариев, синопсисов, переработку литературных произведений. По этим договорам исключительные права на произведения переходят к RWS. Затем мы заключаем договоры заказа производства фильмов, по которым поручаем кинокомпании-производителю осуществить комплекс работ по созданию определенного фильма с отчуждением исключительных прав на него RWS. Это смешанные договоры, содержащие элементы подряда и авторского заказа. Когда продукт готов, мы переходим к его дистрибуции, то есть по лицензионному договору предоставляем телеканалу право на сообщение фильма в эфир и по кабелю, определяя при этом срок действия лицензии и количество показов. Иногда бывает, что цепочка договоров, наоборот, начинается с договора, заключаемого с телеканалом: телеканал заказывает RWS производство фильма, одновременно получая лицензию на его использование, а RWS затем перезаказывает производство кинокомпании.

— Что требует наибольшего внимания при заключении всей этой цепочки договоров?

— Продюсерской компании всегда принципиально важно получить от киностудии полностью «очищенные» исключительные права на аудиовизуальное произведение без риска будущих претензий. Потому что, как только фильм появится в эфире, лица, считающие себя правообладателями, предъявят свои претензии телеканалу, а телеканал в порядке регресса переадресует их продюсеру. Гипотетически мы можем предъявить претензии кинокомпании. Но если телеканал регулярно получает претензии, это грозит продюсеру слишком большими репутационными рисками. При этом каждый фильм как аудиовизуальное произведение имеет сложный состав. Значительный творческий вклад в его создание помимо режиссера, композитора и актеров вносят оператор, режиссер монтажа, художник-постановщик. Иногда в одно аудиовизуальное произведение включаются фрагменты других произведений, у которых тоже есть свои правообладатели (например, в художественный фильм включаются отрывки из документального фильма). Поэтому договоры с кинокомпаниями у нас достаточно объемные — чтобы обеспечить чистоту всей цепочки передачи прав, в них нужно предусмотреть очень много важных моментов.

— Каких, например?

— Например, условия о том, что RWS контролирует процесс производства фильма на каждой стадии, включая юридические вопросы. Договоры со всеми лицами, которые вносят свой творческий вклад в создание фильма, заключает кинокомпания. Но она обязана использовать только те формы, которые разработали мы. Цепочка передачи прав строится следующим образом: от создателей фильма (творческого персонала) права переходят к кинокомпании, а от нее — к RWS. Для гарантии чистоты прав, передаваемых нам кинокомпанией, мы должны быть уверены в тех договорах, по которым она сама получает эти права. Более того, кинокомпания обязана подтвердить факт заключения договоров с творческим персоналом, а также передать документы, подтверждающие, что эти лица получили оплату. В договоре с кинокомпанией прописываются даже такие на первый взгляд мелкие вопросы, как требования к некоторым деталям съемочного реквизита. Например, если по сюжету фильма в кадре присутствует включенный телевизор, то показывать он может только продукт RWS. Только в этом случае мы гарантированно защищены от претензий третьих лиц по поводу нелицензионного использования их продуктов. Если в кадре должна появиться какая-то фотография, то на ее использование нужно оформить разрешение не только правообладателя (фотографа, фотобанка), но и лица, изображенного на фото. Это предусмотрено в статье 152.1 Гражданского кодекса. Не зная этих особенностей, реквизиторы кинокомпании могут взять подходящую фотографию, например, из итернета, а мы в будущем получим претензию от правообладателя или от изображенного на фотографии человека. Такая ситуация у нас однажды случилась, и именно после этого стало очевидно, что в договоре нужно особо прописывать этот вопрос.

— Вам приходится сталкиваться с ситуациями, когда нарушаются исключительные права RWS на какой-либо продукт?

— Да. Буквально недавно завершился громкий процесс по поводу компенсации за незаконное использование нашего продукта. В конце 2009 года служба интернет-мониторинга RWS обнаружила на сайте www.video.ru телесериал «Братья детективы», который любой желающий мог скачать за плату. У администратора сайта мы выяснили, что он получил право на размещение фильма по договору с ЗАО «Матвил Рус». Но весь объем прав на сериал принадлежал RWS, и мы не передавали этой компании право на доведение сериала до всеобщего сведения в сети интернет. В результате мы предъявили иск о взыскании компенсации сразу трем ответчикам — владельцу сайта и сервера, на котором размещен этот сайт, а также администратору сайта и ЗАО «Матвил Рус». Примечательно, что суд удовлетворил наши требования в отношении всех трех ответчиков. В общей сложности нам присудили компенсацию в размере 2 млн 400 тыс. рублей. В июле этого года кассация оставила решение суда в силе.

— Со стороны кажется, что право интеллектуальной собственности достаточно подробно урегулировано в четвертой части Гражданского кодекса. Скажите как практик — возникают какие-то трудноразрешимые вопросы?

— Конечно. Например, бывают довольно неожиданные ситуации с объектами незавершенного производства. Есть интересные кинопроекты, которые были начаты, но по каким-то причинам заморожены. Если нашей компании интересно приобрести такой проект и продолжить его, то мы сначала оцениваем правовые риски. Иногда выясняется, что фильм снимается на основе литературных материалов, которые были созданы еще в период существования СССР. Тогда мы должны обратиться к нормам, которые действовали в период создания объекта прав. По прежним нормам исключительные права на сценарий оставались у автора сценария, а государственная кинокомпания (например, «Мосфильм», «Ленфильм») приобретала лишь право на экранизацию. Современное законодательство идет по другому пути: ситуации, когда за автором остаются исключительные права, довольно редки. Это связано с тем, что заказчики (продюсеры) намерены извлекать максимальную прибыль из создаваемого объекта. Получая права на сценарий, мы собираемся не только создать фильм, но и не исключаем возможности в дальнейшем использовать этот сценарий как-то еще.

Требования к юристам: специализация в праве интеллектуальной собственности— Где получить специальные знания по праву интеллектуальной собственности, чтобы попасть в ваш отдел?

— Специальное образование можно получить в Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС). Если речь идет о молодом специалисте с небольшим опытом работы или вообще без опыта, то предпочтение отдается тем, кто закончил этот вуз, к тому же по-настоящему увлечен правом интеллектуальной собственности. А если мы ищем человека на должность, которая предполагает наличие солидного опыта работы, то вуз не имеет принципиального значения, важнее опыт именно в медиабизнесе. То есть нам интересен специалист, работавший в другой продюсерской компании либо на одном из ведущих телеканалов.

Елена Смолярчук родилась в 1978 году в Москве. В 2002 году с отличием окончила юридический факультет Российского университета дружбы народов. Работала в юридических службах различных компаний, в том числе в 2003—2004 гг. осуществляла полное юридическое сопровождение деятельности ООО «Максимум Радио», позднее работала в юридическом департаменте ОАО «Телекомпания НТВ». В 2008 году возглавила отдел интеллектуальной собственности ЗАО «Всемирные Русские Студии».

О компании

ЗАО «Всемирные Русские Студии» (Russian World Studios, RWS) работает на рынке предоставления сервисных услуг, продюсирования и распространения кино- и телевизионного контента. Компания была основана в 1998 году, в 2007 году вошла в состав ОАО «Система Масс-медиа». К 2011 году RWS реализовала более 600 теле- и кинопроектов, в том числе 20 международных. Приобретателями прав на показ продукции RWS являются ведущие телеканалы России и зарубежья. У компании два крупных собственных кинокомплекса в Москве и Санкт-Петербурге.

Беседовала Евгения Яковлева, ведущий эксперт журнала «Юрист компании»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.