«Организация эстафеты Олимпийского огня потребовала заключения соглашений с каждым субъектом РФ»

385
До начала зимней Олимпиады в Сочи остается совсем немного времени. Мы не могли упустить возможность узнать, что представляет собой организация такого масштабного события с точки зрения работы юристов. Об этом мы расспросили Анастасию Шкарину, директора по правовому обеспечению Оргкомитета «Сочи 2014».

До начала зимней Олимпиады в Сочи остается совсем немного времени. Мы не могли упустить возможность узнать, что представляет собой организация такого масштабного события с точки зрения работы юристов. Об этом мы расспросили Анастасию Шкарину, директора по правовому обеспечению Оргкомитета «Сочи 2014».

«Организация эстафеты Олимпийского огня потребовала заключения соглашений с каждым субъектом РФ»
Анастасия Шкарина, директор по правовому обеспечению Оргкомитета «Сочи 2014»

Компания

Оргкомитет «Сочи 2014» — автономная некоммерческая организация, созданная Олимпийским комитетом России, Российской Федерацией и городом Сочи в 2007 году. Создание Оргкомитета предусмотрено Контрактом между МОК, городом Сочи и Олимпийским комитетом России. После учреждения Оргкомитет стал стороной этого Контракта. В числе его функций — мероприятия по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр и связанных с ними программ, обеспечение их финансирования, защита олимпийской и паралимпийской символики. Оргкомитет должен быть ликвидирован не позднее трех лет со дня закрытия Паралимпийских игр.

Устройство юридической службы

— Даже не берусь угадывать, как устроена юридическая служба, учитывая уникальность такой организации, как Оргкомитет «Сочи 2014». Сколько у вас подразделений?

— Два основных. Одно осуществляет общее правовое сопровождение, другое — правовое сопровождение маркетинговой программы Оргкомитета. Условно можно сказать, что одно подразделение занимается правовым сопровождением расходных операций, второе — доходных. Такая, может быть, не вполне привычная структура связана со спецификой Оргкомитета как организации, созданной для реализации одного конкретного проекта — проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в Сочи. Доходная часть — это привлечение средств для целей организации Игр (то есть лицензионная программа, привлечение маркетинговых партнеров, билетная программа и т. д.), а расходная часть — организация спортивных мероприятий Игр и мероприятий волонтерской, культурной программы, эстафеты Олимпийского и Паралипийского огня, а также проекты по созданию временной инфраструктуры Игр и многое другое. Оба направления требуют огромного количества договорной работы, проработки и заключения масштабных соглашений.

— И сколько человек справляются с этим объемом?

— Восемнадцать. Шестнадцать из них — юристы. Технической функцией (документооборотом) занимаются два человека.

— Сейчас Оргкомитет базируется в Москве. А с началом Олимпийских игр потребуется постоянное присутствие в Сочи хотя бы части юристов?

— В период проведения Игр мы практически всем составом будем находиться в Сочи. Это необходимо для оперативного взаимодействия со всеми функциональными подразделениями Оргкомитета.

Специфика работы

— Учитывая значимость олимпийской и паралимпийской символики, наверное, одно из ваших крупнейших направлений работы связано с вопросами интеллектуальной собственности?

— Да, это так. Интеллектуальная собственность — это по большому счету и есть тот источник, за счет которого живут Игры, потому что Международный олимпийский комитет (МОК), Международный паралимпийский комитет (МПК) и Оргкомитет привлекают средства для организации Игр в обмен на предоставление маркетинговым партнерам маркетинговых прав, которые включают в себя право использовать олимпийскую и паралимпийскую символику, а также ассоциировать себя с Олимпийскими и Паралимпийскими играми. Вклад маркетинговых партнеров возможен как в денежной, так и в натуральной форме (в виде предоставления каких-либо товаров, услуг, необходимых для организации Игр).

Я бы сказала, подготовка игр напоминает котелок, в котором создается и варится огромное количество объектов интеллектуальной собственности. К каждым Олимпийским и Паралимпийским играм создается не только национальная символика (в нашем случае это «Сочи 2014», «Sochi 2014»), талисманы и новый дизайн олимпийского факела, но и, например, музыкальные произведения, и другие объекты. При создании, передаче прав требуется тщательное правовое сопровождение. У меня работает несколько прекрасных экспертов в этой области.

Биография

Анастасия Шкарина родилась в 1974 году в Реутове (Московская область). В 1998 году окончила юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Юридическую карьеру начала еще будучи студенткой. С 1996 по 2010 год работала в крупнейших иностранных компаниях FMCG сектора (пивоваренная компания, косметическая компания и др.), с 2000 года — в должности руководителя юридических служб. С августа 2010 года — директор по правовому обеспечению Оргкомитета «Сочи 2014».

— Расскажите подробнее о том направлении, которое обслуживает расходные операции. Какие здесь основные блоки работы, учитывая, что Оргкомитет не занимается строительством олимпийских объектов?

— Многие думают, что подготовка Олимпийских и Паралимпийских игр сводится непосредственно к организации самих соревнований. Это далеко не так. Кроме организации и проведения непосредственно Игр проходит масса связанных с ними мероприятий. Например, организуются места празднований в разных субъектах Российской Федерации, культурная олимпиада, эстафета Олимпийского огня, программа так называемых тестовых мероприятий (это проведение спортивных мероприятий международного уровня на олимпийских объектах по каждому олимпийскому виду спорта начиная с 2012 года) и многое другое. Все это требовало юридического сопровождения.

— А если говорить о подготовке непосредственно к самим Играм, то в чем заключалось участие правового департамента?

— Что касается подготовки непосредственно к Играм, то Оргкомитет является их официальным организатором совместно с МОК и МПК. Это предполагает организацию всех мероприятий, кроме строительства капитальных олимпийских объектов, хотя и здесь требуется участие Оргкомитета в части обеспечения соответствия олимпийских объектов требованиям МОК и МПК. К непосредственной компетенции Оргкомитета относится обеспечение взаимодействия с МОК и МПК, национальными олимпийскими комитетами разных стран — участников Игр, включая вопросы их прибытия, размещения, питания. Наша функция — создание временной инфраструктуры Игр (это и трибуны, и комментаторские кабины, и точки питания, энергетическая инфраструктура, и крупный логистический центр — главный распределительный центр Игр), технологической инфраструктуры, организации всех мероприятий на олимпийских объектах и многое, многое другое.

В части юридической работы все это означает подготовку самых разных договоров — подряда, оказания услуг, аренды и пр. Причем МОК предъявляет высочайшие требования к стандартам качества сервисов игр, потому что это влияет на имидж Олимпийских и Паралимпийских игр в целом. Как следствие — все проекты договоров прорабатываются с высочайшей детализацией, которой я не встречала ни в каких других организациях. Значение имеет все, даже мельчайшие нюансы.

— Сколько примерно договоров было заключено?

— Только в прошлом году — порядка 4,5−5 тысяч (это касается и расходного, и доходного подразделений в целом). За этот год итоговое количество пока назвать не могу, но оно будет явно больше.

— Договоры пришлось прорабатывать с нуля или МОК предоставляет вам если не шаблоны, то хотя бы очень подробные стандарты договорной работы?

— Конечно, нам доступны некоторые шаблоны, разработанные оргкомитетами прежних Игр, например, летних игр в Лондоне, Олимпийских зимних игр в Ванкувере в 2010 году. Но их все равно приходится серьезно дорабатывать с учетом особенностей национального законодательства. Кроме того, организация Игр требует заключения большого количества нестандартных, уникальных сделок. Тут приходится работать с нуля. МОК ставит перед нами только цели, то есть указывает стандарт качества, которого мы должны достигнуть, а разработка механизма его достижения — уже полностью наша задача. Если приводить примерное соотношение, то опыт прежних оргкомитетов, переработанный под российские особенности, — это порядка 30 процентов наших договоров, остальные 70 процентов мы создали сами.

Кстати, это одна из ярких особенностей работы в Оргкомитете. Большие корпорации, много лет существующие на рынке, имеют возможность годами вырабатывать подходы, стандарты, шаблоны, которые в дальнейшем требуют только периодической корректировки. А Оргкомитет в течение короткого времени (по меркам масштаба мероприятия) должен разработать крупные проекты с нуля.

Не только о работе

— Ваш любимый зимний вид спорта?

— Фигурное катание. С удовольствием буду смотреть соревнования во время Олимпийских игр.

— Часто приходится работать в выходные?

— С приближением Игр у меня уже нет выходных в чистом виде. Это касается не только меня, но и руководителей других функций.

— Семья относится к этому с пониманием?

— К счастью, да. Моему сыну 12 лет, и он очень гордится, что его мама участвует в подготовке Игр. Честно говоря, я и сама горжусь тем, что участвую в организации такого масштабного уникального мероприятия. Это был мой главный стимул, когда я принимала решение о работе в Оргкомитете.

— Вы упомянули об уникальных, нестандартных сделках. Можете привести пример?

— Их много, мне даже трудно выбрать что-то одно для примера. В частности, организация эстафеты Олимпийского огня потребовала заключения соглашений с каждым субъектом Российской Федерации, то есть всего 83 соглашения. Эстафета — это целый комплекс мероприятий на протяжении маршрута, включающий празднования встречи Олимпийского огня в городах, где останавливается эстафета, организацию перевозки, охраны и пр. Поэтому для начала Оргкомитет заключил соглашения, в которых разграничил права и обязанности в сфере ответственности Оргкомитета и каждого конкретного субъекта Российской Федерации по организации эстафеты.

Еще один пример: организация Игр включает волонтерскую программу. Как вы наверняка знаете, волонтеры оказывают бесценную поддержку Играм. Это 25 тысяч человек со всех уголков России. Была реализована уникальная программа, в соответствии с которой подбором волонтеров занимались волонтерские центры, организованные на базе вузов в разных регионах России. Вузы заключали с волонтерами договоры, собирали команды, проводили их подготовку, специальное обучение. Все эти условия и стандарты были подробно оговорены в соглашениях, которые Оргкомитет заключил с каждым вузом, участвующим в волонтерской программе.

— Учитывая, что в Оргкомитете вся деятельность нестандартная по сравнению с коммерческими компаниями, в которых вы работали раньше, что стало самым нестандартным проектом лично для вас?

— Пожалуй, реализация билетной программы. Согласно позиции МОК, билеты на Олимпийские игры не должны становиться предметом спекуляции. Поэтому нам необходимо было разработать механизмы, которые воспрепятствовали бы перекупщикам. Это не так просто сделать, учитывая, что уровень популярности мероприятия, высокого спроса на билеты автоматически стимулирует спекуляцию. Наша работа не ограничилась созданием инфраструктуры продаж билетов через сайт Оргкомитета и разработкой достаточно специфических контрактов, направленных на изготовление и распространение билетов (в том числе с агентами и маркетинговыми партнерами, которые участвуют в реализации билетной программы). Мы также инициировали создание специальных правил продажи билетов на Олимпийские и Паралимпийские игры, которые затем были утверждены на уровне Правительства Р. Ф., и введение штрафов за спекуляцию билетами на Игры (это статья 14.15.1 КоАП РФ).

— Вообще часто вам приходилось инициировать поправки в олимпийское законодательство?

— Да, это одна из наших задач. В России есть целый блок олимпийского законодательства и даже специальный олимпийский закон — Федеральный закон от 01.12.07 № 310-ФЗ. Конечно, Оргкомитет не является субъектом законодательной инициативы, но он активно взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и Правительством Р. Ф. Если у какого-либо функционального подразделения Оргкомитета возникала задача, решение которой явно требовало изменений в законодательстве или издания специального подзаконного акта, то всегда подключались юристы. Мы анализировали ситуацию, прорабатывали возможный формат (что это должно быть: поправка в закон или принятие подзаконного акта), формулировали наши предложения и участвовали в обсуждениях с федеральными органами исполнительной власти и аппаратом Правительства Р. Ф..

— Наверняка работа Оргкомитета по организации Игр состояла из каких-то стадий. Это как-то сказывалось на изменении функционала юридического департамента?

— Функционал менялся в зависимости от приближения Игр. Когда я пришла в Оргкомитет, здесь был период становления операций. На тот момент функциональные подразделения планировали будущую деятельность, выстраивали систему делегирования полномочий, разрабатывали систему закупок, налаживали электронный документооборот. Соответственно, для юристов было много работы в области разработки и принятия локальных нормативных актов. Их очень много — около 350. Оргкомитет — структура контролируемая, он должен жить по понятным, прозрачным правилам. Следовательно, нужны четкие стандарты и правила организации работы. В дальнейшем наступил этап реализации операций — и на этой стадии на первый план вышли договоры, соглашения и т. д.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль