«Юридическая природа билета на мероприятие нигде не определена»

1911
Что представляет собой процесс организации концерта в части работы юристов, какова гражданско-правовая природа билета на концерт и почему в Европе и США зритель не может сдать билет на развлекательное мероприятие даже при наличии уважительных причин — обо всем этом в интервью с Ириной Саленковой, руководителем юридической службы концертного зала Crocus City Hall.

Что представляет собой процесс организации концерта в части работы юристов, какова гражданско-правовая природа билета на концерт и почему в Европе и США зритель не может сдать билет на развлекательное мероприятие даже при наличии уважительных причин — обо всем этом в интервью с Ириной Саленковой, руководителем юридической службы концертного зала Crocus City Hall.

«Юридическая природа билета на мероприятие нигде не определена»
Ирина Саленкова, руководитель юридической службы Crocus City Hall

— Crocus Group занимается различными направлениями бизнеса. Объектом этой группы компаний также является одна из крупнейших в России концертных площадок — Crocus City Hall. У Crocus Group единая юридическая служба или у Crocus City Hall она своя, отдельная?

Компания

Crocus City Hall — единственный в России многоуровневый многофункциональный концертный зал более чем на 7 тыс. мест, оснащенный самым современным оборудованием и отвечающий высочайшим мировым стандартам. Зал был открыт в 2009 году в честь певца и музыканта Муслима Магомаева. На сцене Crocus City Hall выступают такие мировые звезды, как Стинг, Sade, Элтон Джон, Seal, Элис Купер, Ринго Старр, Ванесса Мэй и сотни других знаменитостей. Минувшей осенью в концертном зале (и впервые в России) прошел международный конкурс красоты «Мисс Вселенная — 2013».

— У нас многоуровневая система. Crocus City Hall является филиалом головной компании нашей группы — ЗАО «КРОКУС». В связи с этим, хотя у концертного зала есть свой юридический департамент, состоящий из пяти юристов, он подчиняется начальнику юридического управления ЗАО «КРОКУС», как и юридические службы всех компаний, входящих в группу. Непосредственно работой юрдепартамента концертного зала руковожу я, а также ее курирует заместитель директора концертного зала.

— Наличие отдельной юрслужбы связано с тем, что у правовой поддержки концертного зала есть своя непростая специфика, или просто с очень большим объемом обычной рутинной работы?

— Основная причина скорее связана со спецификой деятельности. У нас два больших блока работы, каждый из которых можно назвать особенным, — это концертная деятельность и билетное хозяйство.

— Расскажите для начала о самом ярком, на мой взгляд, блоке — концертной деятельности. Какая юридическая работа требуется для того, чтобы на сцене Crocus City Hall прошел какой-либо концерт?

— Прежде всего это зависит от того, выступает Crocus City Hall организатором концерта или промоутер кто-то другой, а мы просто предоставляем площадку. Второй вариант случается чаще, и юридически он оформляется заключением с организатором концерта комплексного договора, который имеет смешанный характер — он включает в себя как элементы аренды концертной площадки, так и элементы возмездного оказания услуг, подряда. Эти элементы неразрывно связаны между собой, так как в подготовке и проведении каждого мероприятия задействованы все штатные системы и персонал концертного зала. У нас существует типовая форма, но все равно каждое мероприятие требует уточнения некоторых нюансов. Кроме того, зачастую к стандартным опциям, которые готов предложить Crocus City Hall, добавляются факультативные — например, предоставление дополнительного оборудования, оказание рекламных услуг на рекламных площадях Crocus City Hall или Crocus Group в целом, что оформляется допсоглашением к основному договору или отдельным договором. Также в подавляющем большинстве случаев заключается договор о реализации билетов на мероприятие. Но это отдельная большая тема, в определенной степени даже более интересная, чем концертный блок.

Биография

Ирина Саленкова родилась в 1984 году в городе Королеве. В 2006 году с отличием окончила Московскую государственную юридическую академию имени О. Е. Кутафина, а в 2012 году — Российскую школу частного права (магистр юриспруденции). В ЗАО «КРОКУС» работает с самого начала профессиональной деятельности. Начинала с должности юриста в центральном юридическом управлении, с 2009 года совмещает должность в нем с должностью в юридическом департаменте Crocus City Hall, которым руководит с 2013 года.

— А если организатор концерта — сам Crocus City Hall?

— Тогда именно мы заключаем контракт о выступлении артиста или коллектива. Это базовый контракт. Если говорить о выступлении иностранных звезд, то они обычно сотрудничают с крупными, известными на рынке европейскими или американскими букинг-агентствами, которые работают по своим типовым формам, довольно жестким в части баланса прав и обязанностей сторон. В них очень сложно внести какие-либо изменения. Но на сегодняшний день нам удалось выработать взаимоприемлемые условия сотрудничества с теми агентствами, через которые мы букируем артистов. К слову сказать, контракт о выступлении артиста — это объемное соглашение, отражающее множество деталей организации мероприятия. Помимо таких очевидных условий, как дата и место выступления, его продолжительность и гонорар, контрактом, к примеру, регулируются вопросы трансфера и проживания артиста, условия рекламной кампании концерта и продажи билетов на него, технический и бытовой райдеры артиста, страхование и мерчендайзинг.

Затем из генерального, базового контракта вытекает множество других договоров, которые Crocus City Hall должен заключить с третьими лицами, чтобы мероприятие состоялось. Помимо договоров, связанных с организацией рекламной кампании будущего концерта, договоров на размещение артистов и сопровождающих их лиц в гостиницах, трансферов и т. п., в зависимости от мероприятия могут заключаться договоры с режиссером, сценаристом, договоры на сопровождение выступления оркестром, балетом, на изготовление декораций, видео- или аудиороликов, договор с РАО или ВОИС о праве на публичное исполнение произведения или фонограмм, договор на телесъемку и пр.

Не только о работе

Вы сами часто посещаете концерты в Crocus City Hall?

Да, конечно. Я стараюсь не пропускать концерты моих любимых исполнителей. Например, последний концерт Pet Shop Boys в рамках их мирового тура был просто невероятным. Мероприятия на других площадках посещаю гораздо реже. Времени на все, к сожалению, не хватает.

Вы работаете в Crocus Group уже семь лет. Вы в принципе такой постоянный человек или здесь в вашей работе есть что-то уникальное?

Наверное, причина и в том, и в другом. Моя работа в ЗАО «КРОКУС» связана не только с концертным залом, сфера интересов группы компаний очень разнообразна, что не дает соскучиться. Постоянно новые проекты, новые задачи. И конечно, замечательный коллектив.

Ваш любимый вариант отдыха?

Я очень люблю путешествовать, поэтому использую любой удобный случай, чтобы куда-нибудь съездить.

— У каждого вида договоров есть свои скользкие моменты. А в договорах об организации концерта какие условия требуют пристального внимания юристов?

— Работая с договором, юрист, к сожалению, не может себе позволить положиться на добросовестность контрагента при его исполнении. Наоборот, он должен исходить из того, что все пойдет наихудшим образом. Именно поэтому очень важно проработать условия ответственности и выхода каждой стороны из сделки. Но это справедливо для всех договоров. Наша специфика в том, что расторжение договора с организатором мероприятия или букинг-агентством означает отмену мероприятия, а для концертной площадки это всегда крайне неприятное событие. Отмена или перенос концерта не могут не влиять на нашу репутацию, потому что в глазах обычного зрителя, как правило, в том, что концерт не состоялся, виновата концертная площадка. Полностью исключить такое событие, к сожалению, невозможно (артисты — живые люди), но на тот случай, если это все-таки произойдет, крайне важно организовать четкий и слаженный механизм возврата денег зрителям, в том числе оперативно анонсировать перенос или отмену мероприятия. Регулирование этих вопросов у нас преимущественно осуществляется в рамках договорных отношений о реализации билетов.

— Что юридически представляет собой схема продажи билетов?

— В рамках этого блока у нас существует восемь типовых форм: четыре формы рамочных договоров и четыре разовых. Здесь все зависит от роли Crocus City Hall в схеме реализации билетов на то или иное мероприятие. К примеру, если мы только предоставляем площадку для концерта, то, как правило, с организатором заключается разовый агентский договор на реализацию билетов. Отношения с нашими постоянными организаторами регулируются рамочными агентскими договорами. Полученную билетную информацию мы реализуем сами или привлекаем субагентов (на основании разового или рамочного договора). Бывает, что билетную квоту мы получаем не от организатора, а от его билетного агента, тогда для реализации билетов с таким билетным агентом мы заключаем субагентсткий договор, опять же разовый, или дополнительное соглашение в рамках рамочного субагентского договора. Часто на одно и то же мероприятие часть квоты мы получаем и от организатора мероприятия, и от билетного агента. Если же Crocus City Hall выступает организатором мероприятия, то часть билетной квоты мы реализуем сами через свои кассы и сайт, а другую часть передаем на реализацию билетным агентам на основании агентского договора (тоже разового или рамочного). Хочу обратить внимание, что названия договоров (агентские и субагентские) — это устоявшаяся в билетном бизнесе терминология.

— На сегодняшний день есть ясность в вопросе о том, что представляет собой билет с гражданско-правовой точки зрения?

— Нет, юридическая природа билета на мероприятие нигде не определена — ни в законодательстве, ни в судебной практике. Билет — это точно не товар, это скорее имущественное право требования к организатору мероприятия. Но вот вопрос: откуда оно возникает? Из какого договора? Или в силу эмиссии билетов? На этот вопрос я не отвечу, это предмет отдельной исследовательской работы. Но если это имущественное право, то можно ли его отдать на реализацию в рамках комиссионных отношений? Наверное, вряд ли. А ведь на практике заключаются договоры, где агенты или субагенты действуют от своего имени. Соответственно, формальным следствием такой схемы будет возникновение юридической связи между таким агентом или субагентом и владельцем билета. Но это неправильно, связь всегда должна выстраиваться напрямую между приобретателем билета и организатором мероприятия независимо от количества посредников в цепочке между ними, поскольку именно организатор несет ответственность за то, состоится это мероприятие или нет, за качество и т. п.

— Если в законодательстве и судебной практике вопрос о правовой природе билета остался нерешенным, то хотя бы для себя вы в нем как-то разобрались?

— Мы в свои типовые договоры на реализацию билетов включаем преамбулу, в которой указываем, что стороны в отношениях друг с другом понимают под билетом. Вообще здесь надо отметить, что субъекты, которые участвуют в процессе реализации билетов на мероприятие, целей представительства как таковых не преследуют. Доверенностей субагентам никто не выдает. Цель только одна — реализовать максимальное количество билетов. Реализация билетов укладывается в агентирование по модели поручения, так как агент действует от имени организатора, и юридическая связь возникает непосредственно между организатором и приобретателем билета. Но на уровне субагентов эта модель работать уже не может.

— Скажите, проблема спекуляции билетами на популярные мероприятия вас затрагивает? Или для самого концертного зала это не влечет никакого негатива?

— Конечно, затрагивает. Для нас, как и для любого другого промоутера, проблема спекуляции билетами тесно связана с другой проблемой — возврата билетов. Как только открывается продажа билетов на то или иное резонансное мероприятие, которое явно вызовет у публики повышенный интерес, билеты начинают скупать спекулянты (или скальперы, как мы их называем). Затем они перепродают эти билеты по более высокой цене (притом что в кассе билетов по номинальной цене уже не остается и обычный зритель оказывается лишен шанса приобрести билет по нормальной приемлемой цене). Главное, что скальперы ничем не рискуют: они прекрасно знают, что даже если не смогут реализовать все билеты, то просто вернут их в кассу и получат назад вложенные деньги. Но если это произойдет незадолго до начала концерта, то не факт, что касса успеет распродать эти возвратные билеты. А для организатора это вопрос прибыльности проведения мероприятия. Конечно, мы используем ряд мер, направленных на борьбу со спекулянтами, но они не могут быть эффективными на сто процентов.

Кстати, проблема возможности возврата билетов является болезненной для организаторов не только применительно к спекулянтам, но и к обычным зрителям. Это связано с отсутствием в российском законодательстве запрета или хотя бы ограничений на возможность возврата концертного билета. Базируясь на статье 782 Гражданского кодекса, а также статье 32 закона «О защите прав потребителей», заказчик вправе в любое время отказаться от договора с условием выплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Фактические расходы не так просто посчитать, для расчета того, какая сумма в момент возврата падает на тот или иной тип билета (сегмент), необходимо применять коэффициенты и т. д. На практике организаторы этого не делают, а чаще устанавливают временную шкалу штрафов, некоторые просто не принимают билеты к возврату. Запрет на возврат билетов или хотя бы введение предельного срока, в течение которого их можно вернуть за вычетом фактически понесенных расходов (как в случае с товарами надлежащего качества), существенно снизили бы экономические риски при проведении мероприятий.

— Не слишком ли это жестко? Ведь у обычного зрителя может быть уважительная причина — изменились планы, заболел и т. д.

— На мой взгляд, это вполне нормально. В Европе и США нельзя сдать билет на развлекательное мероприятие. Только в случае отмены, замены или переноса мероприятия. И люди, зная об этом, выработали решение для тех случаев, когда приходится отказываться от посещения мероприятия: есть, к примеру, специальные сайты, на которых можно перепродать свой билет. Проведение зрелищного мероприятия — это не та услуга, которая не оказывается в случае отказа заказчика от исполнения договора. Организатор автоматически не отменяет мероприятие. Тогда почему он должен быть зависим от обстоятельств на стороне покупателя? Приобретая билет, зритель должен делать это осознанно и принимать на себя риск возможных обстоятельств, которые могут помешать ему пойти на концерт.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Академия юриста компании

Академия

Смотрите полезные юридические видеолекции

Смотреть

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Cтать постоян­ным читателем журнала

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Рассылка

© Актион кадры и право, Медиагруппа Актион, 2007–2016

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».


  • Мы в соцсетях

Входите! Открыто!
Все материалы сайта доступны зарегистрированным пользователям. Регистрация займет 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

В рассылках мы вовремя предупредим об акции, расскажем о новостях в работе юриста и изменениях в законодательстве.

×
Только для зарегистрированных пользователей

Всего минута на регистрацию и документы у вас в руках!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль